суббота, 10 января 2015 г.

Бхагавадгита и Библия ("Секреты крийя-йоги")




См. также: Содержание и биография автора

Фрагмент из книги

Йогическая мудрость: Бхагавадгита и Библия

Библия и Бхагавадгита — самые авторитетные книги в христианстве и индуизме соответственно. Лахири Махасайя<Основатель современной крийя-йоги, традиции которого следует автор данной книги.> рекомендовал ежедневно читать священные тексты, ибо это помогает нам должным образом подготовить свой разум и способствует практике крийи. Крийябан<Ученик крийя-йоги.>, правильно понимающий крийя-йогу, непременно обнаружит, что ритуал дыхательной техники есть не более чем углубление принципа религиозного жертвоприношения и подчинения воли человека единому Богу, пребывающему внутри него. Кроме того, из обоих писаний мы узнаем, что без содействия вечного и вездесущего Гуру или Мессии невозможно обрести Божественное сознание.
В любой священной книге мы найдем притчи и предписания, суть которых сводится к тому, что жертвоприношение приближает верующего к Богу.
Приносить жертву — значит отдавать нечто драгоценное. В Ветхом Завете встречаются упоминания о сожжении даров:
Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя (Исх. 20:24).
В Новом Завете описывается уже иная практика: Господь призывает не приносить Ему в жертву животных, но отказаться от того, что стоит между нами и Им.
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мар. 8:34).
Некоторые формы жертвоприношения упоминаются и в Бхагавадгите (3:9):
Этот мир скован кармой — за исключением деятельности, осуществляемой как жертва. Поэтому, Каунтея, совершай действия, будучи свободным от привязанностей<Здесь и далее перевод классической Гиты с санскрита — Дмитрия Бурбы.>.
В Священном Писании не только описываются различные виды жертвоприношения, но говорится и о тонкой связи, существующей между духом и дыханием. Изучая Ветхий Завет, мы обнаружим, что дыхание часто приравнивается к самой жизни:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7).
Примечательно, что одно и то же древнееврейское слово руах ( רוח ) означает и «дыхание», и «дух»:
Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов. 33:4).
В индуистских писаниях говорится о жертвоприношении дыхания:
Иные, приверженцы пранаямы, сдерживая движение праны и апаны, жертвуют прану апане, а апану — пране. Другие, ограничивая себя в еде, жертвуют прану Пране. Все они — знатоки жертвоприношений, жертвой очищенные от грехов (Бхагавадгита, 4:29-30).
Стих 29 в 4-й главе Бхагавадгиты говорит о крийя-йогах и доказывает древность этого жертвенного ритуала. Не удивительно, что Гита была одной из любимых книг Шьямы Чарана<То есть Лахири Махасайи.>, которую он читал ежедневно. Он предложил много уникальных и глубоких толкований различных стихов Гиты, просто связывая каждое слово с телом, с чакрами, с практикой крийя-йоги.
Очень многие из принципов, сформулированных в работах Лахири, находят также четкое, пусть и не столь систематическое, выражение в Библии и Бхагавадгите. Из процитированных выше стихов ясно, что Иисус и Кришна приняли на себя роль Мессии, Спасителя, или Садгуру.
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Иоан. 14:6).
И опять же, подобные слова мы находим и в Бхагавадгите (18:55):
Преданностью [он] действительно познаёт Меня: кто Я есть и каков. Затем, действительно познав [Меня], он сразу входит [в Мою обитель](18:55).
Позднее к полному подчинения тела и разума Христу, Иисусу и Кришне во многих положениях своего учения призывал Лахири. Известно, что сам Иисус подчеркивал необходимость отвержения идолов и предостерегал последователей от ошибочного представления о Гуру как о человеке. Вот что об этом говорится в Новом Завете:
Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мар. 13:21-22).
Лахири неизменно делал все возможное, чтобы предотвратить поклонение учеников своей личности, ибо он знал, что в большинстве случаев его тело только отвлекает их от практики, являясь не Христом, но всего лишь игрой света и тени. С этим связана и первая из Десяти Заповедей:
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх. 20:4).
То же самое, но современным языком говорил Лахири, когда кто-то из учеников выпрашивал у него его фотографию:
В фотографии нет необходимости. Каждый, кто использует фотографию в духовной практике, рано или поздно забрасывает Садхану и начинает поклоняться фотографии.
Другой принцип, неустанно повторяемый Лахири, заключался в том, что Бхагавадгиту можно осмыслить не иначе как соотнося ее с телом, поскольку вся полнота Вселенной отражена в человеческом существе. Очень похожую идею мы найдем и в Библии:
И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:21).
Многие события, воспринимаемые некоторыми христианами как происходящие во внешнем мире, скорее всего, разворачиваются внутри их тел.
Вдумайтесь в слова Библии:
Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мар. 13:26).
Образ облаков и ощущение силы и славы — довольно точное описание переживания внутренней встречи с Истинным Мессией, Садгуру, которой можно сподобиться во время концентрации на Кутастхе после сосредоточенного занятия крийей.
Опираясь на собственный внутренний поиск, Йогирадж<"Царь йоги", один из титулов Лахири Махасайи.> постоянно подчеркивал, что одной из главных задач крийи является помещение человеческой сущности в Кутастху, так чтобы все действия индивида выполнялись самим Богом. Эти две важнейшие цели практики крийя-йоги убедительно выражены в двух не связанных друг с другом стихах Священного Писания: «Светильник тела есть око [Кутастха]; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно» (Лук. 11:34); и «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21).
Из приведенных выше слов евангелиста Матфея напрашивается вывод, что крайне важно осуществлять волю Бога, и многие приверженцы различных религий пытаются исполнять этот закон, слепо соблюдая церковные правила и предписания. Однако из следующих строк апостола становится ясно, насколько трудно обрести освобождение, действуя таким образом:
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Матф. 7:22-23).
Так как же исполнить волю Господа и не ошибиться? Если мы сведем воедино высказывания Матфея и Луки и подобные им идеи Бхагавадгиты, ответ будет очевиден: нужно поместить свое существо в Кутастху, позволяя пране (энергии) вернуться к ее источнику в Сахасраре. И тогда Бог естественным образом начнет управлять действиями крийябана, тем самым давая ему возможность достичь совершенства и деятельного бескорыстия. В этом и состоит тайна, которую Лахири раскрыл и претворил на практике, разработав учение крийи. Занимаясь крийя-йогой, мы автоматически следуем всем предписаниям и запретам, изложенным в священных книгах любой религии: христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма.
В заключение стоит сказать, что и Бхагавадгита, и Библия от начала и до конца состоят из описания борьбы человека за свое тело, захваченное мятежными силами активной праны. Наши желания, лежащие в плоскости физического измерения, заставляют нас всецело сосредоточиваться на внешних образах (в том числе «священных» изображениях) этого мира. Жертвоприношение дыхания возносит нашу прану на алтарь Бога. И тогда активная прана становится неподвижной и исчезает иллюзия того, что мы являемся источником действия. Человеческое существо занимает принадлежащее ему по праву место в Кутастхе. Исторгнуть энергию праны не значит умереть, но обрести новое рождение в духе, ибо на смену мятежной праны приходит действие Бога. На самом деле Он один всегда руководил всеми нашими поступками, и когда прана покинет наши тела, мы впервые осознаем, в плену каких иллюзий пребывали все это время. Мы сбросим бремя управления человеческим телом, как только войдем в нирвикальпа-самадхи, и оно больше никогда не воплотится против нашей воли.