понеділок, 25 листопада 2013 р.

Элифас Леви. 22 ключа Таро


Отрывок из новой редакции «Учения и Ритуала Высшей Магии» Элифаса Леви, которая готовится к изданию в «Софии». Основной текст из 22-й главы «Ритуала». Дополнительные тексты   (синие) — из других частей книги.
***

Мы уже говорили, что двадцать два ключа<Леви не употреблял слово Аркан применительно к козырям Таро. Это впервые сделал его ученик Поль Кристиан.> Таро являются двадцатью двумя буквами древнейшего каббалистического алфавита, и ниже приведем свод значений этих букв согласно различным иудейским каббалистам.
        Алеф Бытие, дух, человек или Бог; доступный пониманию объект; единство как мать чисел, первичная субстанция.

Иллюстрация Леви к его книге "Ключи и ключики Соломона"

Все эти понятия символизирует иероглифическая фигура Фокусника. Его туловище и руки образуют букву a Алеф, вокруг головы — нимб в форме , символ жизни и вселенского духа. Перед ним мечи, чаши и пантакли, и он поднимает к небу магический жезл. У него фигура юноши и кудрявые волосы, как у Аполлона или Меркурия; на губах уверенная улыбка, умный взгляд.

Маг поднимает одну руку к небу, а другую опускает к земле и говорит: «Вверху бесконечность! Внизу — тоже бесконечность. Бесконечность равна бесконечности». Это истинно как в вещах видимых, так и невидимых.

Первая буква алфавита святого языка, Алеф a,изображает человека, поднимающего одну руку к небу и опускающего другую к земле.

Это символ деятельного начала всякой вещи, символ творения на небе, соответствующего всемогуществу слова на земле. Эта буква сама по себе — пантакль, то есть знак, выражающий универсальное знание. 

        Бет — Дом Бога и человека, святилище, закон, Гнозис, Каббала, оккультная церковь, бинер, женщина, мать.
Иероглиф Таро — Папесса: женщина, увенчанная тиарой с рогами луны или Исиды, голова покрыта вуалью, на груди солнечный крест, на коленях держит книгу, которую прикрывает своей мантией.
Протестантский автор лживой истории папессы Иоанны нашел и использовал, к добру или худу, для своей теории две любопытные древние фигуры Папы-женщины или Верховной Жрицы Таро. По этим фигурам можно было понять, что «Папесса» обладает всеми атрибутами Исиды: на одном изображении она держит ра руках и ласкает своего сына Гора; на другом у нее распущенные длинные волосы. Она сидит между двумя колоннами бинера, на ее груди солнце с четырьмя лучами, одна рука лежит на книге, а другая выполняет священный эзотерический жест: подняты три пальца, а два сложены, что означает тайну. На голову ее наброшена вуаль, а по обе стороны ее кресла расцветают лотосы. Мне искренне жаль, что злополучный эрудит увидел в этом древнем символе лишь монументальный портрет своей воображаемой папессы Иоанны.

В иероглифической Книге Гермеса<См. карты Таро. — Прим. автора.>, называемой также Книгой Тота, бинер также изображается либо верховной жрицей с рогами Исиды, с покрытой головой<Имеется в виду — с опущенной вуалью.> и открытой книгой, которую она полускрывает под своей мантией, либо женщиной-властительницей, греческой богиней Юноной<Юнона — богиня не греческая, а римская. Она заменяет Папессу (или «верховную жрицу» у Леви) в колодах Безансонского и Швецарского Таро. Папу (Иерофанта) в этих колодах заменяет Юпитер. Очевидно, производители карт сделали это, дабы не портить отношений с Церковью.>, поднимающей одну руку к небу и опускающей другую к земле, словно она формулирует этим жестом единое и дуалистическое учение, служащее основой магии и открывающее чудесные символы «Изумрудной Скрижали» Гермеса.

         Гимел — Слово, тернер, изобилие, плодородие, природа, порождение в трех мирах.

Иероглиф — Императрица: крылатая, коронованная женщина, сидящая и держащая скипетр, на конце которого — шар мира; знак ее — орел, символ души и жизни. Эта женщина — Венера-Урания древних греков, а святой Иоанн в своем «Апокалипсисе» представил ее как «жену, облеченную в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд»<Откр. 12:1.>. Это мистическая квинтэссенция тернера, это духовность, бессмертие, Царица Небесная.
        Далет — Порта, или правительство в восточных странах<Автор имеет в виду Османскую империю, правительство которой (точнее, канцелярию великого визиря), а впоследствии и само государство именовали Портой (от фр. Porte, т. е. «Дверь», «Врата», что является калькой с осм. Баб-ы Али, т. е. «Высокие Ворота». Так назывались ворота во двор великого визиря в центре Стамбула.>, посвящение, власть, тетраграмма, кватернер, кубический камень и его основание.
Иероглиф — Император: правитель, чье тело представляет собой треугольник, направленный вверх, а ноги — крест, образ Атанора философов.
        Хе — Указание, демонстрация, обучение, закон, символизм, философия, религия.
Иероглиф — Папа, или великий иерофант. В более современных Таро<В Безансонском и Швейцарском.> этот образ заменен Юпитером. Великий иерофант, сидящий между двух колонн Гермеса и Соломона, делает эзотерический жест и опирается на крест с тремя перекладинами, образующими треугольник<Нижняя перекладина — самая широкая, верхняя — самая узкая, верхний конец креста образует вершину треугольника; см. в Таро Уэйта.>. Перед ним преклонили колена двое младших священников; поскольку же прямо над их головами расположены капители двух колонн, он находится в центре квинера и завершает собой божественную пентаграмму. Колонны фактически представляют необходимость закона, а головы — свободу или действие. От каждой колонны можно провести линию к каждой из голов. Это дает квадрат, разделенный косым крестом на четыре треугольника, и в центре этого креста находится великий иерофант — можно было бы сказать, как паук в центре своей паутины, если бы только такое сравнение служило истине, славе и свету.
        Bay — Последовательность, переплетение, лингам, запутанность, союз, объятие, борьба, антагонизм, сочетание, равновесие.
Иероглиф — Человек между Грехом и Добродетелью. Над его головой сияет солнце истины, а в этом солнце — Амур, натягивающий тетиву своего лука и целящийся стрелой в Порок. В ряду десяти Сефирот этот символ соответствует Тиферет — Идеализму и Красоте. Шестерка представляет антагонизм двух тернеров — абсолютное отрицание и абсолютное утверждение. Это число труда и свободы, оно символизирует также духовную красоту и славу.
        Заин — Оружие, пламенный меч Херувима, священный септенер, триумф, царская власть, священство.
Иероглиф — кубическая колесница с четырьмя столбами и звездно-лазурным тентом. В колеснице, между четырех столбов, стоит победитель, увенчанный короной с тремя золотыми пентаграммами. На его кирасе три наложенных друг на друга квадрата, на плечах — урим и туммим правителя, приносящего жертву, изображенные в виде двух полумесяцев луны в [Cефирах] Гедула и Гебура. В руке он держит скипетр, увенчанный шаром, квадратом и треугольником. Выражение его лица — гордое и спокойное. Колесница запряжена двойным сфинксом, или двумя сфинксами, соединенными в области живота; они тянут в разные стороны, но один из сфинксов повернул голову так, что смотрят они в одном направлении. На квадрате, образующем переднюю сторону колесницы, изображен индийский лингам, а над ним — крылатый шар древних египтян. Этот иероглиф, который мы воспроизводим во всей точности, — пожалуй, самый красивый и самый завершенный из всех содержащихся в ключах Таро.
Иллюстрация Леви к "Ритуалу"

        Хет — Весы, притяжение и отталкивание, жизнь, страх, обещание и угроза.
Иероглиф — Правосудие с мечом и весами.
        Тет — Добро, страх перед злом, мораль, мудрость.
Иероглиф — мудрец, опирающийся на посох, держащий перед собой лампу и полностью закутавшийся в свой плащ. Его надпись — Отшельник или Капуцин (из-за капюшона его восточного плаща); истинное же его название — Благоразумие, и он завершает четыре кардинальные добродетели, которые показались несовершенными де Жебелену и Эттейлле<Классических кардинальных добродетелей четыре — Благоразумие, Справедливость, Умеренность и Мужество. Последние три легко различимы в Таро как Большие Арканы VIII, XIV и XI. К первой же упомянутые авторы отнесли Аркан XII: в нем они видели не повешенного, а человека, «который стоит, держа одну ногу на весу впереди другой и как бы изучая то место, куда он собирается ее поставить» (де Жебелен). Леви категорически отвергает эту инверсию и предлагает на роль Благоразумия Аркан IX.>.
        Йод — Начало, проявление, похвала, мужское достоинство, фаллос, мужская плодовитость, отеческий скипетр.



Иллюстрация Леви к книге "Ключ к великим мистериям"

Иероглиф — Колесо Фортуны: космогоническое колесо Иезекииля с Германубисом, поднимающимся справа, Тифоном, спускающимся слева, и сфинксом в равновесии наверху, сжимающим в своих львиных когтях меч. Восхитительный символ, обезображенный Эттейлой, который заменил Тифона человеком, Германубиса мышью, а сфинкса — обезьяной: аллегория, характерная для Каббалы Эттейлы.
        Каф — Сжимающая и держащая рука.
Иероглиф — Сила: женщина, увенчанная жизненным [знаком] , уверенно и без усилий закрывает пасть яростному льву.
        Ламед — Пример, обучение, публичное учение.
Символ — человек, подвешенный за одну ногу, с руками, связанными за спиной так, что его тело образует треугольник, направленный вниз, а ноги — крест над треугольником. Виселица образует еврейскую букву Тау, а два ее столба — это деревья, на каждом из которых обрублено по шесть ветвей. 
Эта фигура изображает человека со связанными за спиной руками и с двумя мешками денег, привязанными к подмышкам. Он повешен за одну ногу на виселице, составленной из двух древесных стволов — каждый с шестью обрубленными ветвями — и перекладины, дополняющей изображение еврейской буквы Taу t; голени его скрещены, а локти с головой образуют треугольник. В алхимии треугольник над крестом обозначает завершение Великого Делания — то есть то же самое, что и t, последняя буква священного алфавита.


Поэтому этот повешенный есть адепт, связанный своими обязательствами, одухотворенный (ногами обращенный к небу). Это также античный Прометей, в бессмертных муках подвергающийся наказанию за свою славную кражу. В вульгарном смысле это предатель Иуда, и казнь его — угроза всякому, кто откроет великую тайну. Наконец, для еврейских каббалистов этот повешенный, соответствующий их двенадцатому догмату, учению об обещанном Мессии, — протест против признаваемого христианами Спасителя. Они как бы продолжают говорить ему: «Как можешь спасти других ты, не сумевший спасти самого себя?»
        Мем — Небо Юпитера и Марса, господство и сила, возрождение, творение и разрушение.
Иероглиф — Смерть, косящая коронованные головы на лугу, где растут люди.
        Нун — Небо Солнца, погода, времена года, движение, перемены жизни, вечно новой и вечно той же.
Иероглиф — Умеренность: ангел со знаком солнца на лбу, с квадратом и треугольником септенера на груди, переливающий из одной чаши в другую две эссенции, составляющие эликсир жизни.
        Самех — Небо Меркурия, оккультная наука, магия, коммерция, красноречие, тайна, моральная сила.
Иероглиф — Дьявол, козел Мендеса, или Бафомет тамплиеров со всеми своими пантеистическими атрибутами. Это единственный иероглиф, который Эттейла правильно понял и приемлемо истолковал.


Фронтиспис Леви к его "Ритуалу"

        Аин — Небо Луны, отклонения, ниспровержения, перемены, неудачи.
Иероглиф — башня, пораженная молнией, возможно, Вавилонская. Два человека, несомненный Нимрод и его лжепророк или министр, низвергнуты с вершины разрушенной башни. Один из персонажей в падении образует [своим телом] совершенную букву u Аин.
        Пе — Небо души, потоки мысли, моральное влияние идеи на формы, бессмертие.
Иероглиф — сверкающие звезды и вечная молодость.

На семнадцатой странице [книги] Таро мы видим удивительную аллегорию: нагая женщина, изображающая одновременно Истину, Природу и Мудрость, без вуали, наклоняет к земле две урны и льет из них на нее огонь и воду; над ее головой сверкают семь звезд вокруг одной восьмиконечной звезды — Венеры, символа мира и любви. Вокруг женщины зеленеют земные растения, и на одном из них сидит бабочка Психеи — эмблема души, замененная в некоторых копиях священной книги птицей, символом более египетским и, вероятно, более древним. Это изображение, в современном Таро называющееся «Звездой», аналогично многим герметическим символам и не лишено также сходства с пламенеющей звездой посвященных франкмасонства, выражающей большинство секретов тайного учения розенкрейцеров.
        Цади — Стихии, видимый мир, отраженный свет, материальные формы, символизм.
Иероглиф — луна, роса, из воды на сушу выползает рак; собака и волк, воющие на луну и прикованные к основаниям двух башен; тропа, теряющаяся на горизонте и забрызганная кровью.
        Коф — Смеси, голова, вершина, князь небес.
Иероглиф — сияющее солнце и двое обнаженных детей, взявшиеся за руки в огороженном стенами месте. В других Таро — прялка, разматывающая нити судеб<В т. н. «Таро Карла VI» и в Болонском Тарокко.>, или обнаженный ребенок на белой лошади с алым стягом в руках<В Таро Жака Вьевиля; этот сюжет был использован много позже в Таро Уэйта.>.
        Реш — Растительность, земная сила порождения, жизнь вечная.
Иероглиф — Суд. Гений трубит в трубу, мертвые восстают из могил. Эти ожившие мертвецы — мужчина, женщина и ребенок: тернер человеческой жизни.
        Шин — Чувствительность, плоть, жизнь вечная.
Иероглиф — Сумасшедший: человек в шутовском наряде, идущий без цели, несущий заплечную суму, без сомнения, набитую его глупостями и пороками; его растрепанная одежда обнажает то, что должна была бы скрывать; его кусает тигр, но он даже не думает бежать или защитить себя.
        Тау — Макрокосм, сумма всего во всем.
Иероглиф — Кетер, каббалистическая Корона среди четырех таинственных животных; внутри короны — Истина, держащая в каждой руке по магическому жезлу.


Иллюстрация Леви к его книге "История магии"


Двадцать второй ключ Таро, который отмечен числом 21, потому что предшествующий ему Сумасшедший номера не имеет<Надо отметить,что карта «Сумасшедший» («Дурак», «Шут») не имеет номера (или обозначается нулем) в старинных игральных колодах и в английской традиции оккультного Таро. Во французской же традиции, начало которой положил Элифас Леви, эту карту иногда нумеруют 0/21, а следующую за ней карту «Мир» — 21/22. Именно Леви первым поставил «Сумасшедшего» на предпоследнее место среди ключей Таро.>, изображает молодую богиню, отчасти прикрытую накидкой и бегущую в центре цветочного венка, поддерживаемого четырьмя животными Каббалы. В Итальянском Таро эта богиня держит в каждой руке по жезлу, в Безансонском Таро — два жезла находятся в одной руке, а другая покоится на бедре. Обе богини являются в равной степени замечательными символами магнетического действия — либо чередующегося в своей поляризации, либо одновременно совмещающего противодействие и передачу.




Немає коментарів:

Дописати коментар