неділю, 25 січня 2015 р.

Попытка создания общей теории прорицания

Эту статью я написал как предисловие к одному из ранних изданий книги о Таро Уэйта (задолго до аналогичных рассуждений Пелевина). Сейчас захотелось сделать сетевую версию. Просто так, как дань памяти тому прекрасному, светлому времени.

Кот в ящике: живой или мертвый?

или попытка создания общей теории прорицания

Если мы говорим о Судьбе, то оперируем такими понятиями, как причины и следствия, предопределенность и случай. А еще – время и пространство. Все теории прорицания всегда строились на этом фундаменте. Но, по мере развития науки, наше понимание изменяется, и возникает необходимость пересмотра теорий. Нам кажется, что сейчас – как раз такое время. Говоря о развитии науки, мы имеем в виду как Физику (науку о Природе, о чувственно постигаемом мире), так и Метафизику (науку об Иных Мирах).
В обеих сферах за последние десятилетия двадцатого века были сделаны глубокие прорывы, которые пока еще никак не отразились на общей теории прорицания. А ведь квантовая физика и учения дона Хуана (не говоря уже о многом, многом другом) должны были бы заставить нас радикально пересмотреть эту теорию. В этом предисловии мы попытаемся наметить общие направления такого пересмотра. Причем постараемся сделать это так, чтобы было понятно и интересно не только высокоученому магу, но и человеку, практикующему «бытовое» гадание. Все, что потребуется от читателя, – это вспомнить элементарные понятия из школьной геометрии (точка, линия, плоскость, пространство), поскольку мы собираемся предложить его вниманию геометрическую модель Мироздания.
Существующая на сегодняшний день теория исходит из того, что мы живем в четырехмерном мире. Пока в этом мире ничего не происходит, положение каждой точки описывается тремя пространственными координатами.
Любая точка А находится в пространстве. Если  другую произвольную точку пространства выбрать в качестве нулевой и провести из нее три координатных оси x, y и z под прямым углом друг к другу, мы всегда можем точно описать положение точки А. Где бы она ни находилась, мы всегда можем измерить ее расстоние от нуля по оси x, по оси y и по оси z. Эти расстояния называются координатами. Для одномерного мира (линии) нужна только одна координата, чтобы описать положение любой точки этого мира. Для двухмерного мира (плоскости) нужны две координаты. Отсюда и название «двухмерный мир». В нем две меры, два измерения: х и y:

Двухмерный мир – это поверхность Земли. Если не учитывать высоту над уровнем моря, то положение любой точки на поверхности Земли описывается двумя координатами: широтой и долготой. Поверхность Земли – это замкнутая плоскость (подобно тому, как окружность – это замкнутая линия):

В трехмерном мире (пространстве) нам нужны уже три координаты, чтобы описать положение любой точки:



Но это, конечно, при условии, что точка неподвижна. Иначе говоря, трехмерный мир – это мир, в котором отсутствует движение. А стало быть, отсутствует время, поскольку любое изменение предполагает наличие времени. Если мы знаем, по каким законам движется точка, мы можем определить ее положение в пространстве в любой момент. Время воспринимается нами как четвертое измерение. Мы представляем себе некую линию времени, у которой есть нулевая точка, как и у всех остальных координатных осей. Время движется из прошлого в будущее. Есть время «до нашей эры» и «нашей эры». Между ними – нулевая точка. Расстояние от этой точки показывает наше положение на линии времени:


Итак, мы воспринимаем время как линию, на которую «нанизываются» последовательные состояния трехмерного пространства. На этом нашем восприятии строятся наши традиционные системы прорицания.
Если время линейно, то в реальности существует только одна последовательность событий, только одна цепочка трехмерных пространств, «нанизанных» на ось времени. Впрочем, при таком понимании времени единственная цепочка событий-состояний существует только в прошлом. Наше настоящее – это последнее звено цепочки (реально существовавшей). В будущем имеет место неопределенность. В зависимости от того, какое действие мы совершим в настоящем, будущее может быть одним или другим, или третьим, или четвертым. Будущее представляется нам как веер возможных причинно-следственных, или временны'х, цепочек, которые начинаются в настоящем:
 
Вот чем испокон веков занимались прорицатели: пытались определить, какая из потенциальных линий этого веера станет продолжением актуально существующей линии времени. Если же немного подумать, то будущее – это не просто пучок временных линий (пусть даже и очень широкий). Ведь в каждой точке любой из линий будущего возникают неограниченные возможности выбора. Линии ветвятся очень густо. Кроме того, они неминуемо должны пересекаться, когда событие С является следствием не только события А в одной цепочке, но и события В в другой:
Вы замечаете, что в будущем время выглядит совсем по-другому? Оно лишено линейности – главного качества, которое мы приписываем времени в прошлом. Но почему мы приписываем это качество линейности времени в прошлом и не приписываем его времени в будущем? Очень просто. Потому что в прошлом мы восприняли некую единственную линейную последовательность событий, а в будущем мы ее еще не восприняли. Завтрашний день представляется нам сегодня как бескрайнее поле возможностей, но когда мы уже проживем этот день, он станет для нас цепочкой реально состоявшихся событий. Но куда при этом денется поле? Это – краеугольный камень новой теории прорицания. Является ли поле возможностей некоей абстракцией? Или возможные, но не реализовавшиеся для нас, миры все-таки где-то реально существуют?
Проницательный Читатель уже понял, о чем идет речь. Совершенно верно, о параллельных реальностях. Или о параллельных мирах. Конечно, слово «параллельные» здесь употребляется не в строго геометрическом смысле, так как эти миры (одномерные последовательности состояний трехмерного пространства) имеют свойство расходиться из одной точки, сходиться в одну точку, пересекаться, образовывать сложную сеть. Прав Проницательный Читатель и в другом – в этой теории нет ничего нового. О параллельных реальностях говорили еще древние философы. О нелинейном времени писали П. Д. Успенский, Карлос Кастанеда, Роберт Антон Уилсон. А уж сколько фантастических романов и кинофильмов на эту тему создано – и не перечесть. Но мы и не претендовали на то, что представим новую теорию времени. Мы лишь предлагали применить ее к теории и практике прорицания, чего до сих пор не было сделано.
Кстати говоря, для многих людей доводы философов и фантастов – неубедительны. Мало ли чего можно напридумывать? Параллельные реальности? А кто доказал, что они существуют?
До недавнего времени в качестве доказательства можно было ссылаться только на личный опыт людей, переживавших альтернативные временные последовательности. Описаний такого опыта сохранилось очень много как в древних преданиях, так и в анналах современной психологии. Для скептиков, конечно, чужой опыт так же неубедителен, как и чужие философские конструкции. Но множественные вселенные давно уже вышли за рамки «чистой» философии и стали рабочими моделями в физике.
В 1935 году нобелевский лауреат Эрвин Шредингер в своей знаменитой «теореме о коте» предложил представить шарик, наполненный ядовитым газом, который может взорваться (событие А) или не взорваться (событие Б). По прошествии, скажем, 10 минут вероятности обоих событий будут равны 50%. Поместим этот шарик в коробку с живым котом и закроем ее. До того, как мы откроем коробку и увидим результат, вероятности того, что шарик взорвался и того, что он остался целым, все еще равны и составляют 50%. То есть, вероятность того, что кот жив и вероятность того, что он мертв, также равны и составляют 50%. На языке четырехмерного мира с линейным временем кот является одновременно живым и мертвым до тех пор, пока мы не откроем коробку. Шредингер доказал это на уровне математических уравнений.

В 1952 году американские ученые Эверетт, Уилер и Грэхем предложили новую теорию в попытке описать «реальность» и разгадать загадку кота Шредингера. В их модели каждый возможный исход эксперимента с котом проявляется в различных собственных состояниях, или вероятностных множествах. Так как эти собственные состояния должны где-то существовать и не могут сосуществовать в пределах одного и того же пространства-времени, значит, они существуют в различных вселенных!


Итак, параллельные миры должны существовать. К этому выводу приходит не только «фантастика», но и «серьезная наука». А раз так, то они должны существовать не только «в будущем» (с нашей линейной точки зрения), но также «в настоящем» и «в прошлом». Время – не линейная последовательность состояний пространства. Это все возможные состояния пространства, взятые в совокупности. Таким образом, у нас есть не только альтернативное будущее, но и альтернативное прошлое. В какой-то большой вселенной существуют малые вселенные, в которых не было Октябрьской революции. Или была революция, но не было перестройки. Или было и то, и другое, но не было авторов этих строк.
В модели мироздания, которой мы придерживаемся в качестве основы для общей теории прорицания, малые вселенные называются Универсумами, а большая вселенная – Мультиверсумом. Универсум – это тот застывший трехмерный мир без времени, с которого мы начали наши рассуждения. Или (что то же самое) собственное состояние трехмерного мира в любой момент линейного времени.
Линейное время у каждого из нас свое. Иначе говоря, каждый из нас воспринимает свою, уникальную последовательность состояний Универсума. Как сказал бы дон Хуан, каждый из нас собирает свой собственный мир. А в следующий миг – собирает следующий мир, и так далее. Так создается линейная реальность. Мы, как правило, не можем воспринимать два и более альтернативных события одновременно, именно потому, что наше время – одно. Из настоящего, в котором мы всегда находимся, нельзя провести одну прямую через два разных «вчера» или два разных «завтра». Либо Октябрьская революция была, либо ее не было. Либо в 2012 году Земля погибнет, либо не погибнет. Это аксиомы нашего линейного восприятия времени. И пока мы этого не осознаем, нет смысла заниматься предсказанием будущего или определением прошлого. Есть временные линии каждого человека и временные линии всего человечества. Поскольку люди – существа общественные, у нас существует определенное соглашение, или коллективное намерение, – воспринимать миры, которые в значительной степени совпадают. Есть определенная цепочка Универсумов, которую признает большая часть человечества. И есть цепочка Универсумов, которую признаете только вы, и больше никто. Любая такая цепочка – это чья-то жизнь, чья-то последовательность воспринимаемых трехмерных миров.
Но в любом случае возникает пара интересных вопросов: имела ли эта цепочка начало? И, соответственно, будет ли она иметь конец? Извечная проблема курицы и яйца... Эту проблему и «эзотерические учения», и «современная наука», похоже, решают одинаково. Линейная причинно-следственая цепь должна быть замкнута. Творение сменяется Разрушением, за которым следует Творение. Древний символ: змея, кусающая свой хвост. И современный символ: Большой Взрыв, он же Большое Схлопывание Вселенной.
Давайте рассмотрим простой пример. Ваш сосед, Иван Иваныч, родился в 1920 году, прошел войну, отсидел в лагере, работал, женился, имел троих детей и умер в 1995 году от старческих болезней у себя дома, окруженный детьми, внуками и их женами. Это его линейная судьба, как вы ее воспринимаете (по коллективному соглашению с ним самим, пока он был жив, и его родственниками). Вот как может выглядеть линейная судьба Иван Иваныча в Мультиверсуме:
Но таким линейным Иван Иваныч был только в вашем нынешнем линейном восприятии, в вашей нынешней реальности. У него были тысячи других реальностей. В одной из них Иван Иваныч погиб на войне, в другой – в немецком плену, в третьей – в советском лагере, в четвертой – в 1977 году в автокатастрофе и так далее... В какой-нибудь сто двадцать первой реальности Иван Иваныч до сих пор жив, хотя и не совсем здоров – годы уже, сами понимаете, не молодые. Вот все эти линии вместе и образуют его интегральную судьбу. В Мультиверсуме она представляет собой не линию, а некоторую фигуру:
Теперь пора уже поговорить о прорицании. До сих пор под прорицанием понималось выяснение линейной судьбы человека. Кого-то интересовали в этой судьбе житейские события, кого-то – духовная эволюция. Но все прорицатели всегда подразумевали, что в любой момент времени жизнь человека (и история человечества) тянется из прошлого стройной, неразветвленной, единственной цепочкой событий. В будущем единой цепочки не просматривалось, но всем было ясно, что по мере проживания этого будущего все возможные варианты развития событий, кроме одного, будут оказываться фантомными, пустыми, несуществующими. Много спорили о том, является ли этот единственный вариант будущего, который, в конечном счете, реализуется, изначально определенным, или человек сам творит свое будущее. «От судьбы не уйдешь», «Чему быть, того не миновать», «Человек предполагает, а Бог располагает». Это позиция детерминизма. Очень старая позиция. Многие древние религии утверждали, что судьбу определяют особые божества (Мойры у греков, Норны у германцев) либо особая сила (Карма, Фатум, Дао, Провидение), и ей подвластны не только люди, но и могущественные боги. Чуть позже в религиях появилась концепция праведной жизни как инструмента, позволяющего более или менее успешно противодействовать судьбе, менять ее. Учения Новой Эры единодушно провозгласили принцип абсолютной свободы воли. Каждый человек сам создает свою реальность и свою судьбу. «Твори свою Волю – да будет в этом весь Закон» (Алистер Кроули). «Ты всегда волен передумать и выбрать себе какое-нибудь другое будущее или какое-нибудь другое прошлое» (Ричард Бах). «Будущее существует сначала в воображении, затем в воле, затем в реальности» (Барбара Маркс Хаббард). Кто же прав?
С древнейших времен существовали прорицатели, которые занимались предсказанием будущего. Очень часто предсказания сбывались. Это воспринималось как доказательство существования Судьбы, от которой не уйдешь. Иногда люди, получив предсказание, пытались все-таки «уйти от судьбы». Помните историю о Вещем Олеге? «примешь ты смерть от коня своего», пророчествует кудесник, и князь убивает своего любимого коня. Но через некоторое время в черепе убитого коня поселяется змея, от укуса которой Олег все-таки погибает. Нострадамуса один трактирщик как-то попросил предсказать судьбу двух поросят. «Черного съедим мы, а белого съест волк», ответил великий прорицатель. Хозяин тут же велел зарезать, зажарить и подавать к столу белого поросенка. Но... «от Судьбы не уйдешь». Белого поросенка, уже зажаренного, все-таки утащил волчонок, а людям пришлось довольствоваться черным. И таких историй рассказывают очень много. Все они, по идее, подтверждают наличие предопределения. Но есть ведь и множество других примеров. Не все предсказания будущего сбываются. Не существует пророков и гадателей, предсказывающих со стопроцентной точностью. Просмотрите газеты десятилетней давности. Тогда много чего предсказывали на нынешние годы. Но многое ли из предсказанного сбылось? Сторонники идеи свободы воли торжествуют: прорицание указывает лишь возможное будущее, и это будущее совсем не обязательно должно осуществиться. И личная сила прорицателя тут ни при чем: после 1972 года точность предсказаний того же Нострадамуса резко упала. Интегральная концепция прорицания может примирить оба лагеря.
Давайте зададимся вопросом: почему в каждый момент времени мы выбираем именно ту последовательность дальнейших событий, которую мы выбираем? Если кот Шредингера в ящике может с одинаковой вероятностью оказаться и живым, и мертвым, почему, открыв ящик, вы видите, что он (допустим) жив? Если в колоде Таро 78 карт, почему после тасования вы вытаскиваете именно (допустим) Туз Жезлов? От чего зависит, в какую реальность вы двинетесь из точки настоящего? Ответ на этот вопрос заложен в самом вопросе. Зададим его еще раз: от чего же зависит, в какую реальность ВЫ двинетесь из точки настоящего? Стоп! Вот оно, ключевое слово. ВЫ! Кто этот ВЫ, который выбирает, какую линейную реальность ему прокладывать дальше? Это не ваше материальное тело. Это ваша идеальная составляющая. Дон Хуан сказал бы: «ваше намерение».
Физическое тело любого предмета, любого живого существа – не линейно. В Мультиверсуме оно представляет собой пятимерную фигуру (которую мы можем образно представить как двухмерную фигуру на сфере, в которой каждая точка – это трехмерная форма вне времени). Но тело намерения у обычного человека – линейно! Каждой субъективно воспринимаемой линии физического тела соответствует своя линия намерения, но в Мультиверсуме линии намерения не сливаются, а лишь перекрещиваются. ВЫ есть одна из линий вашего намерения. На другой линии намерения находитесь другой ВЫ. Это очень важный момент. Линии физических событий, пересекаясь, образуют континуум – сплошную поверхность (обладающую, впрочем, своего рода «рельефом»). Линии идеальных событий, событий вашего внутреннего мира (мы не говорим о событиях сознания, поскольку в идеальном, психическом мире, или мире намерения, сознание играет далеко не решающую роль, а сознательные намерения часто идут вразрез с намерением на бессознательном уровне) лишь перекрещиваются над любой физической точкой. Это положение имеет смысл повторить еще раз. Линии намерения не пересекаются, но все-таки перекрещиваются. Применив некоторое усилие, вы можете перейти на другую линию намерения, которой соответствует другая линия физических событий. И тогда (если вернуться к нашему примеру), открыв ящик, вы увидите, что кот мертв.

Ключ к овладению пятимерным миром Мультиверсума  в вашем идеальном мире, в вашем намерении.

Мы говорили о коте Шредингера. Но и в прорицании действует тот же механизм. Собственно говоря, шредингеровский ящик вполне может быть средством прорицания, если вы соотнесете с каждым из двух мантических (прорицательных) символов («кот мертв» и «кот жив») какие-либо события, персоналии, предметы, тенденции духовной и (или) физической жизни. То есть дадите символам толкование. Это и есть прорицание: вы производите какое-либо действие, которое может дать различные равновероятные результаты, сильно зависящие от случая, а затем истолковываете тот результат, который получился в данном случае (то есть в воспринимаемой реальности). О чем говорит этот результат? Указывает ли он на будущее? Какое будущее? Жестко предопределенное или лишь одно из многих вероятных? Или же результат прорицания больше говорит о настоящем и прошлом? Можно ли верить прорицанию? В какой степени? Может ли прорицание вас обмануть, «подсунув» заведомо ложный результат?
Интегральная теория позволяет убедительно ответить на все эти вопросы. Прорицание, в первую очередь, позволяет прояснить ваше настоящее (которое есть продукт вашего прошлого). Возьмем простейший случай. Вам нужно принять важное решение – например, согласиться с некоторым предложением или отвергнуть его. Доводы «за» и «против» уравновешивают друг друга. Это классический случай, в котором человек прибегает к прорицанию (ибо бросание жребия – тоже прорицание). В качестве средства выбирается бросание монеты. Прорицательные символы должны, по вашему решению, интерпретироваться следующим образом: орел – соглашаться, решка – отвергнуть. Выбор средства прорицания и системы толкования результатов – это первый шаг. Второй, и очень важный шаг – это принятие ответственности за то, что вы намереваетесь совершить. Если вы не собираетесь принимать результаты прорицания всерьез, лучше не прорицать вообще. В этом процессе всегда участвует такой фактор, как Дух. С Духом не шутят. Он готов помогать вам только в том случае, если вы примете эту помощь с благодарностью. Поэтому серьезный настрой – очень важный элемент акта прорицания. Третий шаг – это задействование Его Величества Случая (или Хаоса). Без элемента случайности, без того ящика, в котором неизвестно что происходит с вашим котом, тоже не может быть прорицания.
В данном случае вы подбрасываете монету. Пока монета крутится в воздухе, она находится во власти случая. А непосредственно перед тем, как вы увидите, какая сторона монеты выпала, вы находитесь одновременно в двух вселенных (точнее говоря, в двух равновероятных вселенных и в нескольких гораздо менее вероятных, где монета, например, падая, останавливается на ребре, зависает в воздухе или исчезает). В следующий миг векторы этих вселенных разойдутся. В одной вселенной выпадет орел, в другой – решка. В каком из этих миров окажетесь вы? А точнее – какой мир ваше намерение решит избрать?
Совершая прорицание, вы сначала выясняете, чего хочет ваша идеальная составляющая. Выпала решка – это значит, что вектор вашей идеальной составляющей был направлен так, что ему соответствует материальный вектор, попадающий во вселенную с решкой. Не больше, но и не меньше. Теперь вы знаете свое наиболее вероятное направление. Поскольку вы заключили с Духом соглашение о том, что отнесетесь к тому, что Он вам покажет, серьезно, именно это вам и надлежит сейчас сделать. Отнеситесь к результату со всей серьезностью. И не столько к выпавшей решке, сколько к вычисленному вектору, к той линии, на которой вы стоите, потому что вы выбрали на ней стоять. Решка означает, в рассматриваемом случае, отказ от сделанного вам предложения. Но вы не обязаны отказываться. Возможно, серьезный анализ вашего идеально-материального вектора (а это следующий этап прорицания) приведет вас к убеждению, что сам вектор направлен не туда, куда следует, и вы можете, если захотите, изменить его. Сначала измените свой идеальный мир, и это тут же приведет к изменению материальной реальности. Это и есть высший аспект прорицания: не поиск готовых ответов, но сотрудничество с Духом и принятие решений, основанных на тщательном самоанализе. Такое прорицание является, с одной стороны, духовной практикой, а с другой – технологией исследования и освоения Мультиверсума.
Вычисление направления идеальных и материальных временных линий – это самый начальный, элементарный этап прорицательной практики. У всех, кто занимается этим достаточно долго и серьезно (или имеет природный талант), развивается особого рода видение. Если интегральная Судьба любого объекта представлет собой не линию, а фигуру на поверхности Мультиверсума, то можно увидеть ее всю сразу, оторвавшись от этой поверхности. Куда попадает прорицатель (в данном случае уже уместнее слово «пророк»), оторвавшись от поверхности Мультиверсума, – это уже особая тема, которую мы не будем сейчас развивать. Важно то, что это возможно. «Кудесник, любимец богов» видел, что все линии жизни Олега, которые он мог пройти из той точки, где он тогда находился, заканчивались смертью, так или иначе связанной с конем.
Когда непосредственно видишь линии жизни «сверху», в прорицании отпадает необходимость. Прорицание – это прогноз, сделанный на основании анализа имеющихся данных. Шерлок Холмс был блестящим прорицателем, когда делал точные прогнозы на основании доступных ему данных. Но когда он рассказал потрясенному доктору Уотсону всю подноготную о жизни случайного прохожего, увиденного из окна, основываясь исключительно на его внешности, – в этом случае Холмс выступил в роли пророка. Как вы помните, он просто хорошо знал этого прохожего – своего брата Майкрофта Холмса!
Лучшие прорицатели – это пророки, которые непосредственно видят линейную или интегральную Судьбу и используют мантические средства лишь «для вящей убедительности». Но если у вас нет пророческого дара, один из способов обрести его – практиковать прорицание, основанное на интегральной теории. В этой практике нет ничего низменного. Одинаково важно как можно больше гадать и как можно интенсивнее изучать метафизику используемых мантических систем. Гадать означает выполнять прорицания, как для себя, так и для других людей, как на житейские, бытовые темы, так и по поводу духовных проблем. Того, для кого производится гадание, принято называть Кверентом, или Совещающимся. Практикуя гадание, вам придется много анализировать: имеющиеся данные о Совещающихся и их линейных Судьбах, результаты прорицания, результаты ознакомления Совещающегося с результатами прорицания... Накопление аналитических данных рано или поздно должно привести к качественному скачку в сознании прорицателя. Но лишь при условии, что прорицатель не забывает о том, что его практика напрямую связана с Духом. Именно Дух обеспечивает такой важный момент, как мистическая связь мантических символов с отдельными аспектами жизни. Это и есть то, что мы называем метафизикой прорицательной системы.

Прорицание – это не застольная забава, не способ заработать деньги на одурачивании доверчивых клиентов, но и не отвлеченная «игра разума». Это, еще раз повторим, духовная практика и сложная информационная технология, цель которой – переход от линейного сознания к интегральному сознанию Мультиверсума. Консультативная помощь людям, у которых есть какие-либо проблемы, и штудирование серьезных метафизических книг в этом процессе играют одинаково важную роль.

Немає коментарів:

Дописати коментар