суботу, 13 квітня 2013 р.

Тибетская йога сна и сновидений (предисловие)


Готовлю к изданию новый перевод хорошо известной книги:

Тендзин Вангьял Ринпоче
Тибетская йога сна и сновидений





Перевод с англ.: Наталья Яцюк

Редактор: Андрей Костенко
Обновленные иллюстрации: Антон Костенко, Андрей Костенко


Предисловие


В Тибете говорят: «Чтобы не было сомнений в подлинности передаваемого учения, прежде всего объясни его историю». Поэтому для начала и я вкратце расскажу о своей жизни.

Я родился вскоре после того, как мои родители бежали из Тибета, спасаясь от китайского гнета. Жизнь была очень трудная, и родители отдали меня в христианскую школу-интернат, надеясь, что там обо мне позаботятся. Мой отец был буддийским ламой<Жирным шрифтом выделены при первом употреблении термины, объясняемые в Глоссарии. — Здесь и далее прим. ред.>, а мать следовала традиции бон. После смерти отца мать снова вышла замуж за человека, который был бонским ламой. Они оба хотели, чтобы я жил в своей культурной среде, поэтому, когда мне исполнилось десять лет, меня отдали в главный бонский монастырь, что находится в индийском городе Доланджи, где я и был посвящен в монахи.

Через какое-то время Лопон (то есть старший наставник) Санге Тендзин Ринпоче признал во мне инкарнацию знаменитого ученого, учителя, писателя и преподавателя медитации Кюнгтула Ринпоче. Он был известен как опытный астролог, а на западе Тибета и севере Индии пользовался славой усмирителя злых духов. Кроме того, его знали как целителя с магическими способностями. Среди его покровителей был один из князей страны Химачал в Северной Индии. У этого правителя и его жены не было детей; они попросили Кюнгтула Ринпоче исцелить их, и ему это удалось. Рожденный ими сын Вирбхадра занимает сейчас пост главного министра штата Химачал-Прадеш.

Когда мне исполнилось тринадцать лет, мой добрый коренной учитель Лопон Санге Тендзин, человек большого знания и высокой реализации, приготовился передавать одно из самых важных учений религии бон — линию Великого Совершенства (дзогчен) в «Устной передаче из Шанг-Шунга<Шанг-Шунг — могущественное бонское царство, по преданию, существовавшее в глубокой древности на территории Тибета.>» (шанг-шунг ньенгьюд). Хотя я был еще совсем молод, мой отчим пришел к Лопону Ринпоче и просил его допустить меня к занятиям, которые должны были проходить ежедневно на протяжении трех лет. Лопон любезно согласился, но попросил, чтобы я, как и все остальные кандидаты в ученики, рассказал ему сон, который приснится мне в ночь перед первым занятием. Так он рассчитывал определить степень нашей готовности.

Некоторые ученики не запомнили никаких снов, что считалось признаком препятствий. Лопон предписал им уместные практики очищения и отложил начало их обучения до первого сновидения. Сны других учеников указывали на необходимость выполнения определенных практик для подготовки к обучению — например, практики, укрепляющей связь с бонскими охранителями.

Мне приснился сон, в котором вокруг дома моего учителя ехал автобус, хотя на самом деле там нет дороги. Кондуктором был мой друг, я же стоял рядом с ним и выдавал билеты всем, кто входил в автобус. В качестве билетов служили листки бумаги, на которых была нарисована тибетская буква А. Шел второй или третий год моего обучения в Доланджи, мне было всего тринадцать лет, и я еще не знал, что буква А — один из важнейших символов учения дзогчен. Учитель ничего не сказал о моем сновидении. Он редко хвалил учеников, но я был и без того счастлив, поскольку мне позволили посещать занятия.

В тибетской духовной традиции учитель часто использует сновидения учеников, чтобы определить, готовы ли они принять то или иное учение. И, хотя дело было задолго до того, как я начал изучать и практиковать йогу сновидений, тот случай пробудил во мне интерес к снам. Я навсегда запомнил, как важны сновидения в тибетской культуре и, в частности, в религии бон, и осознал, что информация из бессознательного зачастую бывает ценнее той информации, которую сообщает нам сознательный ум.

После трехлетнего обучения, в которое входили многочисленные групповые и одиночные медитационные ритриты, я поступил в монастырскую школу диалектики. Основная программа обучения в этой школе обычно требует от девяти до тринадцати лет занятий. Нам преподавали общеакадемические предметы (тибетский язык, санскрит, стихосложение, астрологию, искусства), а также некоторые специальные дисциплины — в частности, теорию познания, космологию, сутру, тантру и дзогчен. Во время обучения в монастыре я получил ряд учений и передач по йоге сновидений, важнейшие из которых основывались на «Устной передаче из Шанг-Шунга», «Материнской тантре» и книгах Шардза Ринпоче.

Учился я хорошо, и по достижении девятнадцати лет мне предложили самому учить других. Я охотно согласился. Тогда же я написал и опубликовал краткую биографию Шенраба Мивоче, основателя религии бон. Впоследствии я стал директором школы диалектики и занимал этот пост четыре года, посвятив себя дальнейшему развитию этого учебного заведения. В 1986 году я стал геше. Это высшая ученая степень в системе тибетского монастырского образования.

В 1989 году по приглашению итальянской общины дзогчен, которую возглавлял Намхай Норбу Ринпоче, я отправился на Запад. Хотя изначально я не планировал заниматься преподаванием, члены общины попросили меня об этом. Во время одного из занятий я начал раздавать ученикам листки бумаги, которые они должны были использовать для сосредоточения во время медитации. На каждом листке была начертана тибетская буква А. И мне вспомнился сон, увиденный пятнадцать лет назад, в котором я раздавал людям такие же бумажки. Это воспоминание потрясло меня!

Я остался на Западе и в 1991 году получил стипендию Фонда Рокфеллера на проведение исследований в Университете Райса<Университет в Хьюстоне (Техас), основанный Уильямом Маршем Райсом в 1891 г.>. В 1993 году я опубликовал свою первую книгу «Чудеса естественного ума», в которой попытался простым, понятным языком изложить учение о Великом Совершенстве (дзогчене). В 1994 году американский Национальный фонд гуманитарных наук предоставил мне грант для изучения логических и философских аспектов традиции бон в сотрудничестве с профессором Анной Кляйн, заведующей кафедрой религиоведения в Университете Райса.

Так продолжала проявляться моя склонность к науке, но практика всегда более важна, поэтому все это время я интересовался йогой сна и сновидений. Мой интерес носит не только теоретический характер. Я всегда доверял мудрости своих снов; меня с детства впечатлял опыт сновидений моих учителей и матери и привлекала сновидческая практика традиции бон. На протяжении последних десяти лет я активно практикую йогу сновидений. Отходя ко сну, я испытываю чувство освобождения. Дневные дела окончены. Иногда практика сновидений проходит успешно, иногда — нет, но так и должно быть, пока не овладеешь ею в совершенстве. Тем не менее, почти каждый вечер я отправляюсь спать с намерением выполнить практику сновидений.

Учение, изложенное в этой книге, основано на трех текстах, которые упомянуты выше, а также на моем личном опыте практики сновидений и передачи устных учений в Калифорнии и Нью-Мексико на протяжении нескольких лет. Я постарался сохранить неформальный дух этих занятий.

Йога сновидений — это та точка опоры, которая помогла мне сформировать мою собственную практику. То же можно сказать и о многих других учителях и йогах Тибета. Например, на меня всегда производила глубокое впечатление история о великом тибетском учителе Шардза Ринпоче, который после смерти в 1934 году обрел радужное тело (джалу), что является знаком полной реализации. За годы жизни у него было много одаренных учеников, он написал много важных книг и принес большую пользу своей стране. Трудно понять, как ему удавалось быть настолько продуктивным в своей внешней жизни, выполняя многочисленные обязанности и занимаясь долгосрочными проектами на благо других людей, — и в то же время достичь таких высот в духовной практике. А все дело в том, что он не был треть дня писателем, треть дня учителем, а оставшиеся часы — йогом. Вся его жизнь была практикой, что бы он ни делал — занимался медитацией, писал книги, учил других или спал. Шардза Ринпоче пишет, что практика сновидения сыграла важнейшую роль в его продвижении по духовному пути и была неотъемлемой частью его достижений. Мы тоже можем выбрать такой путь.


Немає коментарів:

Дописати коментар