Таро Освальда Вирта (1860—1943)
Мое предисловие к книге «Таро магов»
Родители Освальда Вирта были эльзасцами. Йозеф Пауль Эдуард Вирт принял участие в неудачном восстании 1848 года, был ранен, отсидел в тюрьме, а после освобождения принял решение эмигрировать вместе с женой из Франции в Швейцарию. Там, в городе Бриенц, и родился в 1860 году их сын, Йозеф Пауль Освальд Вирт.
В Париже он смог наконец войти в давно манившее его сообщество последователей Месмера. Вращаясь среди «магнетизеров», Вирт узнал и о других эзотерических учениях. Теософия его не особо привлекла, зато он сразу захотел получить посвящение в вольные каменщики. Однако и мирскую жизнь устраивать как-то надо было. В 1882 году он вступил в пехотный полк, базировавшийся на западе Франции, в городе Шалон. В начале 1884 года появилась возможность вступить и в местную масонскую ложу, в которой Вирт уже через год продвинулся до градуса Мастера. Товарищи сразу почувствовали в молодом человеке теоретика: его особенно интересовал символизм масонских ритуалов и регалий.
В 1886 году Освальд Вирт вышел в отставку и стал профессиональным целителем-месмеристом, продолжая при этом штудировать эзотерические теории. Вскоре его персоной заинтересовался (с подачи шалонских оккультистов) маркиз Станислас де Гуайта (1861—1897) — молодой аристократ, увлекавшийся высшей магией, последователь знаменитого Элифаса Леви (1810—1875). О мистических обстоятельствах первого знакомства Вирт сам расскажет в своей книге. Де Гуайта сделал его своим личным секретарем и соучредителем (в 1888 году) Каббалистического Ордена Розы-Креста. Кроме того, де Гуайта, знавший о художественном таланте Вирта, предложил тому участие в грандиозном проекте — издании первой оккультной колоды карт Таро, которая бы следовала традиции Элифаса Леви и воплощала все новейшие идеи западного эзотеризма.
Здесь не обойтись без небольшого отступления. В игральных картах Таро, распространенных в некоторых странах Южной Европы, первым усмотрел эзотерический смысл видный французский масон и историк Антуан Кур де Жебелен (ок. 1728—1784). Его идеи развивали оккультисты Эттейлла (1738—1791), Элифас Леви и Поль Кристиан (1811—1877). Из них всех к тому времени только Эттейлла удосужился издать полную колоду из 78 карт, дизайн которых был «исправлен» в соответствии с новым пониманием Таро. Но традиция Эттейллы развивалась скорее в сторону картомантии (коммерческого гадания на картах), чем высокого оккультизма, поэтому его колоды в кругу маркиза де Гуайта как бы «не шли в счет». Нужно было создать (и напечатать) такое Таро, в котором гадательный аспект был бы лишь второстепенным. Рисунки этих карт должны были воплощать идеи Каббалы, нумерологии, алхимии, месмеризма, масонского символизма — словом, всего того, из чего складывался «просвещенный» французский оккультизм конца XIX столетия.
С этой задачей Вирт блистательно справился. Его первая колода была издана в 1889 году и называлась Les 22 Arcanes du Tarot Kabbalistique («22 Аркана Каббалистического Таро»). Подзаголовок колоды гласил: «нарисованы Освальдом Виртом по указаниям Станисласа де Гуайта для использования посвященными».
Карты из первой колоды Вирта
(1889). Дизайн, который я бы назвал «Вирт I». Photo courtesy Rachel Nguyen.
Отпечатанные
в Париже в количестве 350 комплектов карты имели успех! В том же году известный
оккультист Папюс (1865—1916) использовал их в качестве иллюстраций к своему
фундаментальному труду Le Tarot des Bohеmiens («Цыганское Таро»). Он
включил в эту книгу и «Эссе об астрономическом Таро» — небольшую статью
Вирта, в которой тот впервые изложил свои идеи о структуре набора Больших
Арканов и об их связи с астромифологическим символизмом. Так первое виртовское
Таро начало свою жизнь в оккультном мире. Его перепечатывали и перерисовывали
от руки; им иллюстрировали книги по Таро. Картами Вирта пользовались Мэнли Холл и Алистер Кроули, пока не
создали свои собственные колоды.
Иллюстрации из книги Папюса «Цыганское Таро», Париж, 1889. Аркан 12 подписан, как и на оригинальной цветной карте: «Oswald Wirth Paris 1889». |
Карты Таро, изображенные на иллюстрации Дж. О. Нэппа к книге Мэнли П.
Холла «Энциклопедическое изложение масонской [и т. д.] символической
философии», Сан-Франциско, 1928.
Карта из колоды 1889 года, предположительно принадлежавшей Алистеру
Кроули. Еврейская буква Аин
u
в нижнем правом углу исправлена владельцем
на Пе
p
в соответствии с системой «Золотой Зари».
Неизвестный художник перерисовал Большие Арканы из «Цыганского Таро», дополнил их мастевыми картами, взятыми из традиционной марсельской колоды, и издал полный набор из 78 карт (еще до того «Таро Освальда Вирта», о котором мы скажем пару слов ниже). В коллекциях сохранились две таких полных колоды: одна черно-белая, а другая разрисованная акварельными красками. Карты имеют сквозную нумерацию от I до 78 по Полю Кристиану; даже Малые Арканы снабжены еврейскими буквами. Точная датировка отсутствует: Каплан в «Энциклопедии Таро» (том III) предполагает «около 1900 —1920»), К. Франк Йенсен — 1950-е годы.
Карты из первой колоды Вирта,
дополненной до 78 карт
Страница из журнала «Люмьер масоник». Дизайн, который я бы назвал «Вирт Iа».
Но это была лишь подготовка к его главному литературному труду — большой, богато иллюстрированной книге о Таро. В 1920-х годах он издал ряд работ о символизме и Посвящении. А в 1926 году выпустил свой третий вариант карт Таро. Теперь они назывались Le Tarot des imagiers du moyen age («Таро средневековых рисовальщиков») и были изданы в виде портфолио из 11 листов, по 2 карты на лист. Главным отличием этих карт от предыдущих Таро Вирта являются узорная рамка и золотой фон. Изменились цвета и многие детали рисунков.
Карты из колоды «Таро
средневековых художников», 1926. Этот дизайн (и его вариации ниже) я бы
назвал «Вирт II».
В 1927 г оду в Париже вышла
одноименная книга — та самая, которую мы теперь предлагаем вашему вниманию в
русском переводе под названием «Таро магов». Новые карты на 11 листах
прилагались к части тиража в специальных кармашках задней крышки обложки.
Photo courtesy Марина Паламарчук
В
самой книге все 22 карты были также воспроизведены в виде черно-белых рисунков —
основанных на новых цветных картах, но с некоторыми отклонениями в деталях и
оформлении. Все 22 Аркана в книге представлены не только в виде традиционных
карт Таро, но и в виде так называемых «идеограмм» — простых символических
рисунков. Кроме того, Вирт включил в книгу собственные рисунки карт
гипотетического древнейшего «астрономического Таро» и наброски некоторых
интересных карт из различных исторических колод.
Иллюстрации из книги «Таро средневековых рисовальщиков», 1927.
Обратите внимание на лиру у близнецов. На цветной карте она отсутствует.
«Идеограммы» тех же Арканов (7 и 19) из книги «Таро средневековых
рисовальщиков», 1927.
| |
Вторая мировая война застала Вирта с сестрой и племянницей на отдыхе в Арденнах. Они бежали на юг Франции, останавливаясь в домах знакомых эзотеристов. Швейцарские масоны предлагали Вирту вернуться на родину, но он не воспользовался приглашением и умер в городке Вьен, что к югу от Лиона, в 1943 году. Элиза сообщила в письме друзьям: «Ваш старый Мастер покинул нас 9 марта в 11 часов — тихо, без потрясений, как и подобает Мудрецу девятого Аркана» (ученики Вирта были убеждены, что в образе Отшельника Таро он представил самого себя в старости).
В 1960 году третья виртовская колода (1926 года) была скопирована неким Георгом Александером — с сохранением авторской монограммы (буквы O и W), но без узорных рамок на картах. Это так называемое «Таро Александера» было в 1969 году использовано известной швейцарской учительницей йоги Элизабет Хайх для ее книги Tarot, die 22 Bewusstseinsstufen des Menschen («Таро: 22 ступени человеческого сознания»).
Посмертное «улучшение». Карты Вирта —
Александера, воспроизведенные в книге Элизабет Хайх (Штутгарт, 1969).
В 1966 году в Париже была переиздана книга Вирта. К новому «Таро средневековых рисовальщиков», как и в 1927 году, прилагались 22 карты — якобы нарисованные Виртом. На самом деле в этом посмертном издании виртовского Таро от оригинала остались разве что общие очертания фигур. Все подверглось изменению, и все изменения были к худшему. Изящный шрифт подписей был заменен неудобочитаемым готическим, золотой фон — медным; узорные рамки исчезли; приятные приглушенные цвета стали, как сейчас говорят, «кислотными». Рисунки были неумело стилизованы под гравюры на дереве — очевидно, для того, чтобы придать картам более «средневековый» вид. В тексте книги Арканы иллюстрированы теми же новыми картами, только в контрастном черно-белом варианте. В 1976 году швейцарская картопечатная фирма AGMuller издала «полную колоду Таро Освальда Вирта» из 78 карт, добавив к картам 1966 года Малые Арканы (как и в случае с более ранней черно-белой колодой, 56 новых карт были созданы заново на базе Марсельского Таро, но теперь — со множеством грубейших искажений). В настоящее время эта уродливая колода успешно продается в Европе и США с циничной надписью на коробке: «Оригинальная и единственная авторизованная колода Таро Освальда Вирта».
Осторожно, подделка! Карты из колоды «Таро
Освальда Вирта»
(Большие Арканы — 1966,
Париж; полная колода — 1976, Швейцария — США).
До настоящего времени этот классический труд Освальда Вирта был знаком большинству наших соотечественников лишь по библиографиям, ссылкам и цитатам. Теперь у всех есть возможность познакомиться с ним в полном объеме.
Освальд Вирт
(1860
—
1943),
создатель одной из самых авторитетных
оккультных колод Таро
Немає коментарів:
Дописати коментар