четверг, 31 января 2013 г.

Мой первый издательский проект


Свою первую книгу я издал пиратским способом, вручную, тиражом в несколько десятков экземпляров (сколько точно, не помню). Было это году в 1993 или 1994. Текст я сам перевел из книги Махариши Махеша (я тогда очень увлекался трансцендентальной медитацией), сверстал в программе "Мультиэдит" (это еще для DOS), распечатал на стрекочущем матричном принтере. Обложку изготовил при помощи ксерокса. Сшил брошюры при помощи мебельного скобозабивателя -- и вуаля, моя карьера издателя началась. Потом эти книжки я частично раздарил, а частично распродал собратьям по медитации. Закончился этот бизнес так: кураторы-французы провели со мной беседу об авторских правах и рыночной этике и... пригласили меня работать в Ведический Университет Махариши, который тогда открылся в Днепропетровске. Переводить учебные материалы и верстать учебники. Я с радостью согласился и работал в Университете, пока не начал сотрудничать с "Софией".

Вот эта книжка. Я назвал ее "Трансцендентальная медитация: философские основы", хотя она чуть более чем полностью состояла из фрагментов монументального труда Махариши "Наука бытия и искусство жизни".

Его Святейшество Махариши Махеш Йоги 

НАУКА БЫТИЯ И ИСКУССТВО ЖИЗНИ:

Трансцендентальная Медитация

Главы из книги



Перевод с англ., с сокращениями

Махариши Махеш Йоги, основатель Всемирного Движения Трансцендентальной Медитации, основал центры медитации во всех главных городах мира. Его книга «Наука Бытия и искусство жизни: Трансцендентальная Медитация» показывает, что Махариши справедливо признан величайшим учителем просветления нашего времени.

ИЗ РАЗДЕЛА 1: НАУКА БЫТИЯ



ЧТО ТАКОЕ БЫТИЕ?

Бытие — это жизнь. Это существование. Быть означает жить, существовать. Бытие или существование находит выражение в различных аспектах жизни: в мышлении, речи, делании, переживании, чувствовании. Все аспекты жизни коренятся в Бытии.

Тут возникает вопрос, как понимать Бытие в терминах всех различных аспектов жизни, с которыми мы знакомы. Как можно знать Бытие в терминах мира и какова его связь с миром форм и феноменов, в котором мы живем?

Как отличить существование от того, что существует?

Существование абстрактно; то, что существует, конкретно.

Можно сказать, что существование — это сама жизнь, в то время как то, что существует, есть вечно изменяющаяся феноменальная фаза неизменяющейся реальности существования. Существование — это абстрактный аспект жизни, на котором построено все, что мы называем конкретными фазами жизни (сюда относятся все аспекты жизни индивидуума: тело, ум, мышление, речь, действие, поведение, опыт и воздействие на окружающее, включая все аспекты космического существования).

Жизнь выражает себя в различных видах проживания. То, что проживается, есть выражение жизни; то, что существует, есть выражение существования. Существование, жизнь или Бытие — это непроявленная реальность всего того, что существует, живет или имеет бытие. Бытие — предельная реальность всего того, что было, есть или будет. Это вечный и безграничный фундамент всего феноменального существования космической жизни. Это источник всего времени, пространства и причинности. Это начало и конец существования, всепроницающее вечное поле всемогущего созидательного разума. Я есть Это вечное Бытие, ты есть Это, и всё в своей сущности есть Это вечное Бытие.

Опыт показывает, что Бытие — это блаженство-сознание, источник всего мышления и всего существующего творения. Оно находится вне относительного существования, там, где переживающий ум пробужден сам по себе, в полном знании себя и без восприятия какого-либо объекта. Сознательный ум достигает состояния чистого сознания, которое является источником всего мышления. Всемогущий созидательный разум Абсолюта источник всего разума. Он также источник всей природы и естественных законов, которые поддерживают различные формы и явления в творении. Сущность природы Бытия — это абсолютное блаженство-сознание*. Без знания об основе жизни, абсолютном блаженство-сознании, жизнь подобна зданию без фундамента. Вся относительная жизнь без сознательного базиса Бытия — как корабль без руля, отданный на милость бурного моря. Такая жизнь — как сухой лист на земле, отданный на милость ветра, бесцельно мечущийся в любом направлении, которое выберет ветер, ибо у него нет корня, чтобы зацепиться. Жизнь человека без осознания Бытия не имеет опоры, бессмысленна и бесплодна.

---------------------------------------

* Сат-Чит-Ананда: Сат — то, что никогда не изменяется; Чит — сознание; Ананда — блаженство.

Итак, Бытие — это то, что служит основой жизни, дает ей смысл и делает ее плодотворной. Бытие — это живое присутствие Бога, реальность жизни. Это вечная истина. Это Абсолют в вечной свободе.

Ум есть ось жизни. Если бы можно было привести ум назад к его истоку, вся жизнь была бы этим самым приведена к ее источнику, и назначение религии было бы выполнено.

Религия — это способ, или, по крайней мере, она должна быть способом поднятия сознания человека на уровень сознания Бога, поднятия человеческого ума на уровень божественного разума или вселенского космического ума.

Назначение религии — в том, чтобы привести жизнь индивидуума в гармонию с законами природы и настроить ее так, чтобы естественно протекала в общем потоке эволюции.

Религия должна координировать индивидуальную жизнь с космической жизнью и улучшать все ценности жизни человека. Религия обеспечивает практический путь осознания той высшей реальности, которую высвечивает философия. Философия описательна, религия же имеет практическое значение, обеспечивая прямой путь к Богоосознанию. Это прямое средство, позволяющее человеческим существам эволюционировать на уровень божественного. Религия диктует предписания и запреты жизни, чтобы направить активность индивидуума на достижение высшей цели человеческого существования. Религия служит практической цели.

Чтобы не вдаваться в разбор плачевного состояния религий в сегодняшнем мире, будет достаточно сказать, что она присутствует лишь телесно; она лишена духа. Присутствуют только ритуалы и догмы; дух ушел.

Это не значит, что религиозные ритуалы не имеют ценности. Их ценность в том, что из них складывается тело религии.

Все ритуалы различных религий соответствуют телу, а практика Трансцендентальной Медитации соответствует духу. И то, и другое необходимо, они должны идти рука об руку. Одно не выживет без другого.

Религия сегодня подобна безжизненному трупу. Церемонии и ритуалы остаются, но не поднимают сознания людей. Едва ли сегодня в мире найдется хоть одна религия, которая имеет, на сознательном уровне своих Писаний, изложение практики Трансцендентальной Медитации. Вот почему во всем мире религия утратила свою эффективность и не способна выполнить свое назначение.

Назначение религии — не только в том, чтобы указывать, что хорошо, а что плохо; ее первейшее назначение — поднимать человека к такому состоянию жизни, когда он будет сам искать только хорошего и по своей природе не будет нуждаться в плохом. Истинный дух религии отсутствует, когда хорошее и плохое только указываются и создается страх наказания и ада или страх Божий в уме человека. Назначение религии должно быть в том, чтобы убрать всякий страх от человека.

Полностью живой и целостной религией будет та, в которой каждый человек будет человеком, реализовавшим Божественное сознание.

Сейчас людям всех религий предоставляется возможность начать практику Трансцендентальной Медитации и выработать в себе состояние целостной жизни благодаря прямому переживанию абсолютного сознания божественного Бытия.

Религия, которая несет людям послание о творении добра, но не может развивать их сознание и поднимать их, чтобы они естественным образом жили доброй жизнью, — это всего лишь религия слов. Религия, оправдывающая это название, должна иметь подлинную практическую ценность. Она должна непосредственно ставить человека на жизненный путь, полный добра и свободный от зла.

Осуществление всех религий — в простой практике Трансцендентальной Медитации. Она принадлежит к духу каждой религии; она существовала на ранних стадиях каждой веры, и она — это то, что было утрачено. Она выпала из практики. Конечно, не стоит никого винить за это. Но сейчас — самое время для возрождения.

К счастью, эта техника вышла на свет в этом поколении. Пусть же ее примут все народы и религии, и пусть они наслаждаются ею, гордясь при этом каждый своей верой. Пусть разумные люди всех религий и приверженцы различных верований вникнут в более глубокий смысл своих Писаний, найдут Трансцендентальную Медитацию в своих священных книгах, изучат практику и примут ее в свете учений своих религий.

Религия должна не только обеспечивать прочную основу, но и быть в состоянии построить высокое здание божественной жизни в жизни человека, а этого можно достичь, только трансформировав природу человека в божественную природу. При помощи религиозных ритуалов в церквях или дома трудно трансформировать внутренние тенденции людей в существенные качества божественной природы. Назидательные учения на поверхности сознательного ума имеют весьма малое отношение к трансформации внутреннего ума. Уча правдивости, доброте, любви к ближнему и страху перед Богом, религии практически не смогли обеспечить сколько-нибудь значительную степень эволюции человеческой жизни, потому что практическая техника приведения человеческого ума к божественному значению не использовалась.

Если дух религии преобладает в жизни людей, не имеет значения, какое название они дают своей религии или каким ритуалам они следуют в своих церквях, храмах, мечетях или пагодах. Если люди утверждены в духе религии и поднялись к состоянию Божественного сознания, если они божественно проживают свою повседневную жизнь, если течение жизни находится в гармонии с космическим течением эволюции, не важно, называют ли они себя христианами, магометанами, индусами или буддистами — любое имя будет иметь значение. На грубом уровне жизни эти названия имеют значение, но на уровне Бытия они все имеют одинаковую ценность.

Трансцендентальная Медитация — это практика проживания того, чему религии учат веками, и благодаря ей человек с готовностью поднимается на уровень божественного Бытия, и она — это то, что приносит осуществление всем религиям.

ПУТИ К БОГООСОЗНАНИЮ

Само слово «путь» подразумевает некую дистанцию, начинающуюся в одной точке и кончающуюся в другой. Пути к Богоосознанию означают методы или практики, принимаемые человеком с целью достичь Бога. Чтобы уяснить понятие «пути», сначала необходимо уяснить, что мы понимаем под «Богом» и насколько Он далек от человека.

БОГ

Бог — одно из наиболее дорогих слов для сотен миллионов человек во всем мире. Идея Бога — наиболее высоко ценимая идея в человеческой жизни для тех, кто понимает ее. Конценция Бога есть более великая реальность, чем любая концепция, когда-либо выработанная человеческим умом. Идея Бога — не занятная мысль, и не просто мысль, в которой можно найти прибежище. Бог есть реальность более конкретная, чем любая реальность во всем космосе. Существование Бога существование более постоянное и более основательное, чем вечно изменяющееся временное существование форм и явлений сотворенного мира.

Бог присутствует в двух фазах реальности: как верховное Бытие, абсолютно вечное по природе, и как обладающий личностью Бог на вершине тварного мира явлений. Таким образом, Бог имеет два аспекта, личный и безличный. Это две реальности, стоящие за словом «Бог».

БЕЗЛИЧНЫЙ АСПЕКТ БОГА

Безличный или имперсональный аспект Бога является бесформенным и верховным; Это есть вечное и абсолютное Бытие. Это не имеет атрибутов, качеств или свойств, поскольку все атрибуты, качества и свойства принадлежат относительному полю жизни, в то время как безличный Бог имеет абсолютную природу. Это абсолютно, безлично и безатрибутно, но является источником всего относительного опыта, всех многообразных форм и явлений мира. Это проявляется в различных степенях и формах на разных уровнях творения. Все в мироздании является проявлением непроявленного абсолютного безличного Бытия, вездесущего Бога.

Даже когда Это содержится в многообразии форм и явлений проявленного мира, Это сохраняет Свой статус непроявленного Абсолюта. Итак, безличный, вездесущий Бог, оставаясь всегда безличным и вездесущим, появляется в относительном поле в форме Своего мироздания, руководствуясь Своей собственной природой.

Чтобы понять, как непроявленное безличное принимает формы проявленных явлений мироздания, давайте рассмотрим пример химического соединения, состоящего из водорода и кислорода. Оставаясь водородом и кислородом, это соединение принимает различные качества и проявляется как пар, вода и лед. Подобно тому, как есть только одно составной материал Н2О в паре, воде и льде, — предельный составной материал всего творения, безличный абсолютный Бог, также один; однако, Это проявляется как многое. Видимость одного как многого — лишь одно из явлений. Это — за пределами знания; Это само по себе есть знаемость. Поскольку Это есть Бытие всего, реализовать его означает просто быть тем, что ты есть. Бытие есть реализация безличного, вездесущего Бога. Чтобы кто-то был, ему необходимо только быть. Нельзя думать, что существует какой-то путь к вашему собственному Бытию, нельзя показать какой-то путь к осознанию или реализации безличного Бога, вездесущего Бытия, потому что само понятие «пути» уводит вас от вашего собственного Бытия. Сама идея «пути» вводит концепцию чего-то далекого отсюда, в то время как Бытие есть ваша сущность. Путь означает связь между двумя точками, но в вездесущем космическом Бытии не могут существовать две различные точки или состояния. Вездесущее означает «присутствующее везде»; Это наполняет все и поэтому нет абсолютно никакой проблемы пути. Все дело в Бытии, и даже когда вы утверждаетесь в различных состояниях проявленного творения, вы утверждены в состоянии Бытия, но в другой форме. Итак, Бытие никогда не может быть отличным от того, чем вы уже являетесь, и это приводит нас к заключению, что вопрос о пути к реализации или осознанию Абсолюта просто не должен ставиться.

Безличное пропитывает все поле творения, как масло пропитывает семя. Практический способ достичь уровня масла в семени заключается в том, чтобы войти в тонкое состояние семени и соприкоснуться с полем масла. Единственный способ осознать всемогущего Безличного Бога — войти в тонкие уровни вещей и трансцендировать самое тонкое восприятие. Трансцендентальная Медитация — это способ, чтобы сознательно приходить к состоянию Безличного, трансцендентального, абсолютного Бытия, всемогущего трансцендентального Бога.

ЛИЧНЫЙ АСПЕКТ БОГА

Бог в личной форме есть верховное Существо, всемогущее по природе. Такая форма Бога — не «Это». Такая форма может быть только «Он» или «Она». Бог-Он или Бог-Она имеет форму, специфическую природу, определенные атрибуты и качества. Для некоторых людей Бог, обладающий личностью (личный), — Он, для других — Она. Некоторые утверждают, что это Бог — и Он, и Она одновременно. Но, конечно, личный Бог — не «Это», именно вследствие личного характера. Местоимение «Это», как мы видели, относится только к безличному аспекту Бога.

Личный аспект Бога по обязательно имеет форму, качества и свойства, вкусы и предпочтения и способность руководить всем существованием космоса, процессом эволюции и всем, что есть в тварном мире.

Интеллектуальное неприятие существования верховного всемогущего личного Бога может быть только результатом недопонимания. Каждый, кто видит совершенно неразвитое творение на одном полюсе существования и признает наличие различных ступеней творения, должен быть в состоянии интеллектуально принять идею всемогущего верховного Существа на высочайшем уровне эволюции относительного существования, а приняв эту идею, вполне естественно устремиться к великому осознанию.

Вполне можно сказать, что Богоосознание является предельной целью индивидуума на любом уровне эволюции человеческого существования, потому что если и когда человек находится в гармонии с всемогущим верховным Бытием, это есть состояние осуществления, обильности, неограниченной энергии, творчества, разумности и блаженства.

БОГООСОЗНАНИЕ

Теперь рассмотрим возможность Богоосознания и проанализируем различные пути к осознанию личного и безличного Бога.

Когда мы выделили два аспекта Бога — безличное, вездесущее абсолютное Бытие и личное верховное Существо — мы увидели, что осознание Бога может означать осознание безличного Бога или Бога личного. Мы обсудим осознание личного и безличного аспектов бога по отдельности, поскольку осознание безличного Бога будет, естественно, на трансцендентальном уровне сознания. Осознание личного Бога, в таком случае, по необходимости будет на уровне человеческого восприятия, на уровне сенсорного переживания. Таким образом, осознание безличного Бога происходит в трансцендентальном сознании, а осознание личного Бога — на уровне сознания обычного бодрствующего состояния.

Рассматривая природу безличного Бога, мы видели, что Это есть абсолютное блаженство-сознание трансцендентальной природы. Чтобы осознать Это, наш сознательный ум должен трансцендировать все пределы опыта в относительном поле и войти в поле, лежащее за пределами относительного опыта, где сознательному уму будет предоставлено оставаться сознательным самому по себе. Это подразумевает осознание трансцендентального поля. Необходимо, чтобы сознательный ум был приведен с обычного уровня восприятия к более тонким уровням и в конце концов трансцендировал тончайший уровень относительного восприятия, для того, чтобы сознательно прийти в трансцендентальное поле восприятия. Давайте подумаем, сколькими путями можно привести сознательный ум в поле трансцендентального Бытия.

Очевидно, что машинерия, тело или нервная система — это физический механизм, который отвечает за то, чтобы абстрактный ум имел какой-либо опыт восприятия. Чтобы любое восприятие могло иметь место, нервная система должна адаптироваться к определенным специфическим условиям. Изучение нервной системы открыло, что, когда человек видит, определенная часть мозга функционирует определенным образом. Аналогично, когда он слышит, думает или воспринимает запах, различные части мозга функционируют для обеспечения каждой такой деятельности. Итак, в соответствии с деятельностью ума, соответствующая деятельность устанавливается в нервной системе. Следовательно, чтобы произвести определенное переживание в уме, надо привести нервную систему в состояние специфической активности.

Предположим, что ум думает о солнце. Мысль о солнце может переживаться только когда определенная часть мозга функционирует определенным образом. Это приводит нас к заключению, что мысль о солнце ум может пережить двумя способами. Либо ум начинает процесс мышления и соответственно стимулирует нервную систему до тех пор, пока определенный участок мозга не приходит к тому уровню активности, который заставляет ум переживать мысль о солнце, либо, если бы такая активность производилась в мозге чисто физиологически, ум, вероятно, мог бы также пережить мысль о солнце. Если мысль о солнце можно пережить двумя способами, это значит, что любое переживание можно получить двумя способами. Либо ум начинает процесс и стимулирует нервную систему для практического переживания, либо нервная система стимулируется особым способом, что создает в ней активность, которая может позволить уму естественно пережить желаемый объект.

Осознание трансцендентального Бытия — это переживание, и поэтому осознание безличного Бога означает положительное переживание трансцендентальной реальности жизни. Осознание означает переживание или восприятие. Переживание трансцендентальной реальности должно ввести нервную систему в определенное состояние, поскольку для любого переживания необходимо, чтобы нервная система была приведена в определенный тип деятельности. Переживание трансцендентального безличного Бога также предполагает определенное состояние нервной системы. Если бы эту активность нервной системы можно было вызвать физиологическими средствами, то это был бы физиологический подход к осознанию безличного Бога. Мы подробно рассмотрим, как это можно осуществить.

Установив путь Богоосознания с физиологической точки зрения, мы видим возможность Богоосознания: (1) через процесс понимания, (2) через процесс чувствования и (3) через процесс действия или восприятия. Восприятие есть один из видов действий ума — можно сказать, механический процесс. Мы видим некий предмет, а чтобы видеть его, мы просто открываем глаза и смотрим; восприятие — вещь чисто механическая. Чтобы видеть, нам не нужно стимулировать интеллект или возбуждать эмоции. Итак, процесс восприятия это чисто механический процесс, который не задействует никаких эмоциональных или интеллектуальных качеств. Таким образом мы находим, что пути осознания безличного Бога можно разделить на пять основных типов:

1. Психологический или интеллектуальный подход

2. Эмоциональный подход

3. Физиологический подход

4. Механический подход

5. Психо-физиологический подход

Анализируя эти пять путей к Богоосознанию, можно заметить, что не каждый путь подходит для любого человека. Конечно, интеллектуальный подход к Богоосознанию удовлетворит только тех, кто развит интеллектуально, чьи интеллектуальные способности высоки. Эмоциональный подход к Богоосознанию в основном удовлетворит тех, чьи сердечные качества высоко развиты. Для тех, кто не развит ни эмоционально, ни интеллектуально, остается два подхода к осознанию: физиологический и механический. Физиологический подход к Богоосознанию подразумевает приведение тела и нервной системы в состояние, которое сдвигает ум на уровень осознавания трансцендентальной природы существования. Физиологический способ удовлетворит тех людей, которые физиологически нормальны, чья нервная система находится как можно ближе к нормальному функционированию. Независимо от их интеллектуальной или эмоциональной культуры, если их нервная система нормальна, физиологический подход повысит их уровень сознания. Чтобы вызывать особое состояние нервной систем, не тренируя ума или сердца, требуется, однако, очень интенсивная и настойчивая физиологическая тренировка.

Психо-физиологический подход — это способ, который удовлетворит тех, кто предпочитает браться за проблему Богоосознания с двух концов, физического и ментального, тренировать ум и тело одновременно. Механический же путь подойдет любому человеку, какими бы слабыми ни были его ум, сердце или нервная система.

[…]

Жизнь есть ничто иное, как Бытие во всех Своих фазах абсолютного и относительного существования: единство Бытия есть многообразие жизни, непреходящее Бытие есть вечно меняющаяся преходящая вселенная.

Тезис о Бытии как вечной предельной реальности жизни определенно основан на силе прямого и практического способа для каждого человека непосредственно испытать Его. Бхагавад-Гита дает очень четкое описание пути просветления, Трансцендентальной Медитации, и провозглашает, что для нее нет препятствий, нет преград на пути. Даже небольшая практика освобождает человека от больших страхов.

КАК ВОЙТИ В КОНТАКТ С БЫТИЕМ



ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

Процесс приведения внимания на уровень трансцендентального Бытия известен как система Трансцендентальной Медитации.

В практике Трансцендентальной Медитации подбирается определенная мысль, а затем техника переживания этой мысли на ее ранних стадиях развития позволяет сознающему уму систематически приходить к источнику мысли, полю Бытия.

Таким образом, способ восприятия трансцендентального Бытия заключается в правильном подборе определенной мысли и переживании ее тонких состояний, вплоть до восприятия и трансцендирования ее тончайшего состояния. Рассмотрим теперь главный принцип системы Трансцендентальной Медитации.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ

Мы видели, что Бытие — это состояние вечного и абсолютного существования и что для того, чтобы воспринимать Бытие, нужно воспринимать состояния творения от грубых к тончайшим, пока ум не придет к трансцендентальному.

Мы видели, что мы можем пройти таким образом через любое чувство восприятия. Например, при помощи чувства зрения можно воспринимать все более тонкие и тонкие формы, и в конце концов наши глаза достигнут точки, где они окажутся не в состоянии воспринять следующую более тонкую форму. Если бы мы могли закрыть глаза и натренировать внутренний глаз — глаз сознания — воспринимать объект в той точке, где мы не смогли воспринимать его через наши открытые глаза, то мы бы получили мысленный образ объекта. И если бы был способ воспринимать более и более тонкие поля этого мысленного образа, пережить его тончайшее состояние и трансцендировать его, то мы бы достигли состояния Бытия. Подобным образом, через любое чувство восприятия можно начать воспринимание объекта и в конце концов прийти к трансцендентальному состоянию Бытия.

Через восприятие мысли можно пережить тонкие состояния мышления и, трансцендируя тончайшее состояние мышления, мы обязательно должны прийти к трансцендентальному состоянию Бытия.

Мышление само по себе есть тонкое состояние речи. Когда мы говорим, наши слова слышны для ушей, но если мы не говорим вслух, слова не становятся воспринимаемыми для органа слуха. Так мы обнаруживаем, что мысль есть тонкая форма звука.

Опыт показывает, что процесс мышления начинается с самого глубокого и утонченного уровня сознания и становится все грубее по мере своего развития. Постепенно мышление становится достаточно грубым для восприятия его на поверхностном уровне океана сознания, на обычном уровне мышления. Аналогия поможет нам прояснить этот принцип.

Мысль начинается с самого глубокого уровня сознания, с самого глубокого уровня океана ума, как пузырек газа отрывается со дна моря. Поднимаясь, пузырек постепенно становится больше. Когда он доходит до поверхности воды, то воспринимается наблюдателем.

Ум подобен океану и, как и в океане, поверхностные слои активны и подвержены волнению, а глубинные слои покойны.

Мысль зарождается на самом глубоком уровне сознания, проходит сквозь всю толщу океана ума и в конце концов появляется как сознательная мысль на поверхности. Таким образом, мы видим, что каждая мысль возбуждает всю толщу сознания, но замечается сознанием только тогда, когда она доходит до сознательного уровня; все множество других стадий ее развития не замечается. Вот почему, по принципиальным соображениям, мы говорим, что глубинные слои океана сознания «покойны». Если бы был способ сознательно зафиксировать все состояния пузырька мысли, пока он не достиг поверхностного уровня, это и был бы способ трансцендировать мысль и воспринять трансцендентальное Бытие.

Пузырек мысли, поднимающийся с уровня Я, становится больше (см. рисунок). К тому времени, как он достигает уровня поверхности А, он развивается достаточно для того, чтобы восприниматься как мысль. Это уровень сознательного ума.


Основной принцип Трансцендентальной Медитации

Тонкие состояния пузырька мысли ниже уровня сознательного состояния не замечаются сознанием. Если бы был способ сознательно фиксировать пузырек мысли на всех уровнях его развития и в его источнике Я, и если бы было возможно трансцендировать это переживание, ум достиг бы состояния трансцендентального сознания. Если бы пузырек мысли можно было сознательно отслеживать на уровне ниже А и на всех уровнях тонкости от А до Я, то стало бы возможно ввести уровень Я в диапазон сознательного ума. Таким образом глубина сознательного ума (представленная как В-1), стала бы больше (В-2), а сила сознательного ума увеличилась бы многократно. Такое расширение сознательной способности ума сопутствовало бы, на ментальном уровне, переживанию Бытия.

ТЕХНИКА

Пузырьки мысли идут непрерывным потоком, один за другим, и ум приучается воспринимать надвигающийся пузырек на все более ранних стадиях его развития (см. рисунок). Когда внимание достигает уровня Я, оно уже пронизало всю толщу сознания и достигло источника созидательного разума в человеке. Этот источник мысли таким образом включается в диапазон сознательного ума. Когда внимание трансцендирует тончайшее состояние мысли, сознательный ум трансцендирует тончайшее состояние относительного опыта и приходит к состоянию трансцендентального Бытия, состоянию чистого сознания или само-осознания.

Так, систематическим образом, сознательный ум приводится, шаг за шагом, к прямому переживанию трансцендентального абсолютного Бытия.

ВАЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО ПОДБОРА МЫСЛИ

Правильно подобранная мысль означает мысль, природа которой гармонична и полезна для самого мыслящего и его окружения. Каждая мысль, как и каждое сказанное слово, оказывает какое-то влияние на мыслящего и на его окружение. Бывают мысли, влияние которых благотворно и потому предпочтительно. Поскольку каждая личность обладает своими собственными качествами, крайне необходимо, чтобы каждый человек выбирал для се

бя и мысль с особыми качествами, физическое воздействие которых будет благим и полезным и для него, и для мира в целом.

Воздействие устного слова, которое передается волнами вибраций в атмосфере, не зависит от значения этого слова. Оно заложено в качестве задействуемых вибраций. Поэтому, когда нужно производить вибрации доброго качества, которые оказывают влияние гармонии и счастья, необходимо также, чтобы качество вибраций соответствовало качеству индивидуума.

Индивидуумы отличаются по качеству вибраций, которые составляют их конкретные личности.

Вот почему правильный подбор мысли для конкретного индивидуума жизненно необходим в практике Трансцендентальной Медитации. Эта проблема становится еще более важной, если учитывать, что сила мысли возрастает, когда мысль улавливается на ранних стадиях ее развития. Ввиду этого существенно важно, чтобы до начала занятий Трансцендентальной Медитацией правильно подбиралось качество мысли. Постижение влияния действия на любом уровне бытия практически выходит за пределы способностей человеческого ума. Поэтому проблема правильного подбора мысли для ежедневной практики Трансцендентальной Медитации — не такая проблема, которую может успешно решить любой и каждый индивидуум.

Чтобы сделать возможным нахождение правильного слова для каждого индивидуума, некоторые люди были обучены искусству правильного подбора звука или слова, соответствующего особенным качествам индивидуума. Прошедших такую подготовку учителей Трансцендентальной Медитации можно найти почти во всех странах мира.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИЧНОГО РУКОВОДСТВА

По необходимости, практика Трансцендентальной Медитации вербальна; ей обучают при личном инструктировании. Обучение не может осуществляться через книги, потому что оно подразумевает не только рассказывание ученику, как воспринимать тонкие состояния мышления. Еще более ответственный момент — определение того, что ученик переживает, продвигаясь по этому пути.

Сама по себе мысль — очень абстрактное переживание для обычного человека, и когда его просят пережить тонкие состояния мысли, его просят еще более утончить и без того абстрактное переживание. Сделать это практически невозможно для ординарного ума, которым всегда пользовались для восприятия грубых, конкретных объектов.

Переживания на пути Трансцендентальной Медитации очень тонки, и сам переживающий часто не уверен, что он переживает хоть что-то, поскольку в тот момент, когда он начинает переживать тонкое состояние мысли, он вдруг уплывает в никуда. Требуется некоторое время, чтобы начинающий научился точно определять свои переживания тонкого состояния мысли. Поэтому невозможно написать, как ум должен проходить через восприятия тонких уровней мысли. Практику Трансцендентальной Медитации всегда должны давать людям опытные учителя Трансцендентальной Медитации, которых должным образом обучили давать ее и которых научили также проверять переживания.

Проверка опыта — жизненно важный момент в практике Трансцендентальной Медитации. Опять же, это невозможно сделать через книги. Практика должна приводить к самым хорошим результатам в жизни, но по своей природе она тонка и поэтому очень требовательна к технике. Под личным руководством и наставлением путь плавен и легок.

ИЗ РАЗДЕЛА 2: ЖИЗНЬ

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?

Жизнь — это свет Бога, выражение Божества. Она божественна. Жизнь — это река вечного Бытия, поток существования, разума, творчества, чистоты и блаженства.

Жизнь — это единство. На фундаменте абсолютной и вечной жизни, на поверхности вечности, мы являемся смертными существами в постоянно меняющемся феноменальном существовании.

Жизнь — это единство в сознании Бога. Это множественость в свете Бога. Жизнь абсолютна в блаженство-сознании и относительна в разнообразии радости явлений.

В сущности своей, жизнь — это Бытие.

Жизнь человека или любая индивидуальная жизнь в мире имеет три аспекта: внешний, внутренний и трансцендентальный. Внешний аспект жизни — это тело; внутренний — это субъективный аспект личности, который занят процессом переживания и действия; трансцендентальный аспект жизни — это Бытие. Такова жизнь в ее всеобщности.

НАЗНАЧЕНИЕ ЖИЗНИ

Распространение счастья — это назначение жизни, а эволюция — это процесс, через который оно осуществляется. Жизнь начинается естественным образом, она развивается, и счастье распространяется. Распространение счастья несет с собой распространение разума, силы, творчества и всего, что может быть значимо в жизни.

Назначение индивидуальной жизни — это также и назначение жизни во всем космосе. Различие только в масштабе. Индивидуальная жизнь есть основная единица жизни космоса. Эволюции космоса в основном служит эволюция индивидуальной жизни.

Деятельность поддерживает поток эволюции, а физическим проводником, ответственным за деятельность, является нервная система индивидуума. В низших по отношению к человеку видах нервная система не так высоко развита, поэтому активность, ведущая к эволюции, имеет гораздо меньший масштаб. Активность низших видов, хотя и продвигает процесс эволюции, не производит эволюции высокого порядка. По мере развития нервной системы скорость эволюции возрастает.

Нервная система человека считается совершенной нервной системой. Поэтому назначение человеческой жизни — жить в состоянии неограниченной энергии, разума, силы, творчества и блаженства абсолютного Бытия.

Не используя свой полный потенциал, человек не способен выполнить назанчение своей жизни. Он страдает разными способами, потому что не использует полностью сознательные возможности своего ума; он не использует огромную энергию, которую он несет в себе.

Все страдание происходит от незнания способа открыть божественное сияние, которое присутствует в нем самом.

ИЗ РАЗДЕЛА 3: ИСКУССТВО ЖИЗНИ

«Искусство» подразумевает красивый и мастерский метод выполнения какой-то задачи. Сделать проживание какой-либо фазы жизни искусством означает стать полным хозяином этой фазы жизни. Единственный способ стать хозяином любой или всех фаз жизни заключается в том, чтобы использовать скрытые возможности и прикладные техники.

Искусство жизни — позволить потоку жизни течь таким образом, чтобы каждмоу аспекту жизни сопутствовали разумность, сила, творчество и величие жизни в целом.

Искусство жизни требует, чтобы ум культивировал в себе вечное состояние абсолютного Бытия, чтобы субъективный аспект Бытия пропитывался силой Бытия.

ВЛИЯНИЕ ПИЩИ

Пища оказывает очень большое влияние на ум, поскольку именно из того, что мы едим и пьем, создается кровь, которая поддерживает нервную систему. Вот почему качество пищи имеет очень большое отношение к качеству ума.

Кроме качества пищевого материала, имеет значение также и то, как пища была заработана. Когда человек зарабатывает на жизнь праведными способами, его пища оказывает хорошее влияние на ум. Если же, например, человек ворует или зарабатывает на жизнь незаконными или неправедными путями, пища, купленная или добытая им, производит соответственные качества в уме.

Склонности повара, который готовит еду, также влияют на пищу; точно так же и настроения ума или качество мыслей во время приема пищи оказывают соответствующее влияние на качество ума. Поэтому очень рекомендуется, чтобы во время еды человек либо был спокоен и имел чистые мысли, или вел дружескую беседу с соседями по столу. Лучше всего всегда произносить молитву, прежде чем начать есть.

ДЫХАНИЕ И ИСКУССТВО БЫТИЯ

Дыхание — это то, что лежит между индивидуальным бытием и космическим Бытием, между индивидуальным потоком жизни и вечным космическим океаном жизни; дыхание как бы выводит индивидуальную жизнь из космического океана Бытия.

Дыхание в его тончайшем аспекте известно под названием «прана». Прана — это вибраторная природа Бытия, которая трансформирует непроявленный океан Бытия в проявленный поток жизни индивидуальных бытий. Когда трансцендентальное вездесущее абсолютное космическое Бытие силой праны, которая есть Его собственная природа, вибрирует в проявленные потоки жизни, прана принимает роль дыхания, подерживает индивидуальный поток жизни и его фундаментальную связь с космической жизнью абсолюта.

На каждом подъеме дыхания космическая прана становится тождественной индивидуальной жизненной силе, а на каждом спаде дыхания поток индивидуальной жизненной силы сжимает космическое Бытие; таким образом, между падением и подъемом дыхания индивидуальное состояние жизни находится в единении с космическим Бытием. Итак, дыхание, с одной стороны, производит индивидуальную жизнь от космической жизни, а с другой стороны, поддерживает гармонию сонастроенности индивидуума с космичес ким Бытием. Искусство Бытия применительно к дыханию означает, что даже в момент акта дыхания контакт потока индивидуальной жизни с вечной жизнью космического Бытия не прерывается.

Однако должно быть что-то еще кроме праны, что производит жизнь отдельного индивидуума. Что же, кроме праны, ответственно за установленный режим дыхания?

Мы знаем, что важнейшей составляющей дерева является его сок. Сок, получаемый деревом из окружающего пространства, становится материалом лдя ствола, листьев, цветов и плодов. В сущности, все дерево — ни что иное, как проявление этого питательного вещества.

Но никакое количество сока, присутствующее в земле, не сможет произвести никакой породы дерева, если нет семени дерева. Именно семя дерева определяет породу дерева; без него сок не получает никакого основания, чтобы проявить себя. Семя знаменует собой самое высокоразвитое состояние дерева и является самым высококонцентрированным состоянием сока. Затем это семя становится фактором, привлекающим сок и вырастает в новое дерево.

Бытие выражает себя как прана, из которой прорастает побег мысли, которая, в свою очередь, развивается в желание, ведущее к действию. А когда действие завершено, плод действия подобен концентрированному состоянию семени в том смысле, что может дать начало будущим желаниям и действиям. Таким образом, мы видим, что цикл «семя-дерево» подобен циклу «мысль-желание-действие-плод действия-его выражения». В этой аналогии семя подобно мысли, а почва, из которой вытягивается сок для питания семени — это Бытие, которое лежит в основе мысли. Поэтому для наглядности можно сказать, что Бытие прорастает или проявляется как мысль и развивается в состояние действия а затем, развившись дальше в плод действия, концентрируется как выражение действия и достигает потом состояния, из которого оно начало проявляться. Такой ракурс позволяет нам визуализировать поток индивидуальной жизни, прорастающий из универсальной жизни силой праны.

Семя индивидуальной жизни — ни что иное, как выражение непроявленного Бытия в самом высокоразвитом состоянии проявления. Вездесущее Бытие непроявленной природы, проявившись как мысль пройдя через все циклы эволюции, достигает пика эволюции мысли в плоде действия, впечатление от переживания плода действия становится семенем для будущей мысли. Силой мысли-семени Бытие начинает выражать Себя в потоке индивидуальной жизни с установленным жизненным режимом.

Как мы видели, прана — это вибраторная природа Бытия. Непроявленное Бытие не нуждается ни в каком внешнем инструментарии, чтобы вибрировать; Оно делает это по Своей собственной природе. Фактически, сохранять абсолютность, при этом вибрируя и поддерживая переходные уровни жизни, жизнь за жизнью, и есть истинная природа Бытия. Его истинная природа — поддерживать Свой статус-кво абсолютного Бытия и также поддерживать изменчивые аспекты проявленного относительного существования. Итак, когда прана проявляется, Бытие вибрирует и, вибрируя, Оно выбирает, как роль, определенный режим дыхания или потока жизни в соответствии с индивидуальной жизнью.

Индивидуальное семя жизни — это неосуществленная карма прошлой жизни человека. Общая сумма всех неосуществленных желаний предыдущей жизни есть семя индивидуума, которое оформляет вибрирующее Бытие в специфический поток жизни индивидуума. Так прана, в сочетании с желанием, формирует сознание. А прана, лишеная своей связи с умом, формирует материю. Вот как возникают субъективные и объективные аспекты индивидуальной жизни. По существу, последняя является Бытием; вспомним, что в жизни дерева сок выражает себя в различных аспектах дерева. Подобным образом Бытие выражает Себя как различные аспекты индивидуума. Как семя оформляет субстанцию сока в дерево, так и в индивидуальной жизни впечатления от переживаний прошлой жизни оформляют Бытие в специфический образец индивидуальной жизненной силы или праны.

Итак, мы выяснили, что прана или ее грубый аспект, дыхание, является фундаментальным аспектом потока жизни индивидуума и связующим звеном между индивидуальным потоком жизни и океанами космической энергии жизни. Силой ума в сочетании с праной весь поток индивидуальной жизни устанавливается в определенном специфическом режиме.

Искусство Бытия применительно к дыханию заключается в поддержании значения Бытия в природе ума, поскольку дыхание есть результат комбинации праны и ума, а прана и ум не являются двумя совершенно разными вещами.

Функция праны входит в сферу ума; без праны ум не мог бы существовать, а без ума прана — просто природа Бытия, нечто, миеющее абсолютную ценность за пределами относительной жизни. Поэтому, чтобы поддерживать Бытие на уровне Бытия, необходимо сначала ввести Бытие на уровень ума. Когда, с практикой Трансцендентальной Медитации, ум становится пропитан Бытием, дыхание оказывается на уровне Бытия. Дыхание находится в гармонии с ритмом природы, и индивидуальная жизнь, чье дыхание трансформировалось на уровне Бытия, вдыхает гармонию и ритм космической жизни. Тогда дыхание достигает тонкого состояния вибрирующей праны.

Дыхание индивидуума становится таким образом природой космического Бытия; дыхание индивидуума становится вибрирующей праной. Искусство Бытия и дыхания — это искусство поднятия статуса индивидуума до состояния вечного космического Бытия. И осуществление этого искусства приходит с регулярной практикой Трансцендентальной Медитации.

ИЗ РАЗДЕЛА 4: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ



ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕЛИГИИ

Осуществление религии заключается в том, чтобы человек нашел прямой путь к осознанию Бога и все необходимое для того, чтобы сделать его совершенным человеком, человеком полностью интегрированной жизни, человеком великого разума, творчества, мудрости, мира и счастья.

Осуществление религии заключается в том, чтобы человек нашел то, что, собственно, и обозначается словом «религия». «Религия» происходит от латинского корня religire, в котором re обозначает «снова», а ligire — «связать». Итак, религия — то, что снова связывает. Назначение религии — заново связать человека с его источником, с его корнями.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУТЬ* К БОГООСОЗНАНИЮ

----------------------------------

* Рассматривая вездесущее состояние безличного Бога, мы заметили, что трансцендентальное, вездесущее Божественное, в силу своей вездесущности, является фундаментальным бытием каждого. Оно формирует основы жизни всех и каждого, и оно не есть нечто отличное от вашего собственного «Я» или Бытия. Поэтому нельзя даже представить себе никакого пути к осознанию его. Конечно, неправомерно употреблять термин «путь» применительно к осознанию вашего собственного Бытия, но, поскольку все время в нашей жизни внимание остается снаружи, в грубом относительном поле восприятия, то мы как бы отстранены от прямого переживания фундаментальной природы нашего собственного «Я» или трансцендентального Бытия. Вот почему необходимо приводить внимание на трансцендентальный уровень нашего Бытия. Об этом манипулировании вниманием и говорится как о пути осознания. Таким образом, хотя мы и находим идею «пути» к осознанию абсурдной метафизически, она крайне важна на практическом уровне.

Различение, или сила интеллекта, — это то средство, которое позволяет человеку продвигаться на пути знания. Интеллектуальный подход к Богоосознанию — подход знания. На этом пути функционирует только интеллект; качества сердца, механическое восприятие и физиологические средства осознания не задействуются. На этом пути все должно тщательно изучаться и быть понято при помощи различения, основанного на логике. Все должно делаться с точностью и скрупулезностью на этом интеллектуальном пути к просветлению, и интеллект должен быть открытым и бодрствующим. Это очень непростой путь к осознанию.

Вы слышите о природе мира и реальности от учителя, который пришел к познанию божественной природы по пути интеллекта, по пути различения. Три шага необходимы на этом пути.

Прежде всего необходимо, чтобы вы услышали от осознавшего человека о природе того, что вы встречаете в жизни. Вам придется глубоко погрузиться в природу восприятия мира. И то, что вы слышите от осознавшей души, — это естественное заключение, что творение бренно, все меняется; связанный временем-пространством-причинностью проявленный мир форм и явлений образует преходящий аспект жизни. Услышав об этом, вам надлежит научиться отличать одно состояние от другого и, наконец, усвоить факт тщетности и непостоянства тварного мира.

Различение фаз жизни, приводящее к заключению, что все поле жизни есть поле бренной природы, — это первый урок на интеллектуальном пути просветления. Сначала надо узнать, что мир не реален, хотя и кажется таковым. Ум заключает, что вещи постоянно изменяются, а то, что постоянно изменяется, не имеет устойчивого положения.

На уровне чувств, однако, мир кажется реальным. Интеллектом мы решаем, что, поскольку мир постоянно меняется, он не может быть реален; реальное описывается как то, что всегда одно и то же. Но мир нельзя описать как нереальный, поскольку мы действительно воспринимаем его.

Мы воспринимаем, что стена имеется, что дерево имеется. Мы не можем сказать, что дерева нет. Если мы скажем, что дерево нереально, нам придется сказать, что оно не существует, а мы не расположены делать такие заявления. Мы признаем, что дерево имеется, но мы должны также сказать, что оно все время изменяется. Поскольку оно все время изменяется, оно не реально, но, поскольку оно имеется в наличии, то, по всем практическим соображениям, мы должны признать за деревом статус существования.

Что же это за статус между реальным и нереальным? Мы называем его «феноменальным существованием». Феномен (явление) дерева имеется в наличии, хотя он и не реален. Поэтому дерево имеет «феноменальную» реальность. На санскрите она называется митхья. Мир есть митхья, феноменальный, а не реально существующий. Итак, мы приходим к заключению, что мир ни реален, ни нереален.

Сильный развитый ум с различением анализирует свою жизнь в мире и в итоге приходит к заключению, что мир есть митхья — всего лишь феномен.

Созерцание бренной природы тварного мира начинает уводить такой ум к некой более глубокой реальности, лежащей в основе изменчивой фазы существования.

Когда он достигает некоторого прозрения в реальность внутренней жизни, он способен созерцать абстрактную метафизическую реальность, непреходящую по своей природе, и раскрывает секреты существования, лежащие за пределами вечно меняющейся феноменальной фазы жизни.

Когда сила различения открывает ищущему возможность существования какой-то неизменяющейся реальности в основе изменчивого феноменального творения, он входит во вторую фазу на пути знания.

Когда ищущий преуспел в созерцании реальности трансцендентального абсолютного Бытия как лежащего в основе всех изменчивых фаз относительной жизни, ему остается только прямо пережить природу трансцендентального Бытия.

По мере того, как его практика созерцания продолжается, его ум начинает все больше и больше утверждаться в вечном Бытии как своем собственном «Я». Он созерцает в терминах «Я есть То», «Ты есть То», «Все это есть То». Эти идеи так глубоко укореняются в его сознании, что при продолжительной практике созерцания он начинает жить с этим пониманием во всех перипетиях каждодневной жизни.

Его сознание захвачено идеей единства жизни, а видимое разнообразие существования и феноменального творения начинает терять свою притягательность. Это начало переживания трансцендентальной реальности на уровне интеллектуального понимания.

Таким образом, мы находим, что первый шаг на интеллектуальном пути огоосознания — это различение между реальным и нереальным и созерцание преходящей, суетной, изменчивой, бренной природы мира.

Второй шаг — созерцать единство и вечность неизменяющегося существования, которое лежит в основе всех изменчивых фаз жизни.

Третий шаг — осмысливать и усваивать это единство жизни в терминах вашего собственного Бытия через практику укоренения в глубинах сознания, усваивать единство вечной жизни в терминах первого лица, второго лица и третьего лица: Я есть То, Ты есть То, и Все это есть То.

Природа этого пути просветления такова, что он развивает ум в направлении постепенной утраты интереса к практической жизни и переживаниям повседневности. Это — не путь для домохозяина. Никакой человек, оставаясь активным в мире, имея ответственность перед семьей и обществом и испытывая давление бизнеса, не может преуспеть во вплавлении божественной природы в свой ум через этот метод созерцания.

Этот тип созерцания либо заставит домохозяина прямо отказаться от обязанностей своего образа жизни, либо сделает его безответственным человеком в мире.

Практика Раджа-Йоги** также принадлежит к этому типу интеллектуального подхода к Богоосознанию и тоже осуществляется посредством соерцания. Конечно, и это не путь домохозяина.

----------------------------------

** Раджа-Йога — путь к Богоосознанию через созерцание

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ К БОГООСОЗНАНИЮ: ПУТЬ ПРЕДАННОСТИ

Путь преданности ведет через качества сердца. Все пути преданности суть эмоциональные пути к Богоосознанию. Качества сердца — это качества, которые позволяют человеку чувствовать. Они отличаются от качеств ума, которые позволяют человеку знать и понимать.

Счастливы те, чьи сердца тают в любви к Богу, кто переполнен любовью и преданностью Богу, чьи сердца налиты сверх краев памятованием о Боге, любовью к Богу и именем Бога. Счастливы те, чья жизнь посвящена всемогущему Богу и совершению добра для его творению.

С возрастанием любви в сердце преданного он достигает все большей степени счастья. Его сердце находит свою цель, когда его любовь сосредотачивается на вечном существовании Бога. Преданный и Бог становятся одним. Нет больше двоих, путь к единству исчезает, и только единство остается.

На пути любви разнообразие вселенной находит осуществление в единстве Бога. В любви Бога видят в мире, а мир — в Боге. Переживание Славы Божией связано с возрастанием счастья. Что же на поверхности жизни может заставить счастье возрастать? Внимание должно направиться к более чистым полям жизни, к более тонким уровням творения, к более глубоким уровням сознания. Приведение внимания к глубинным уровням сознания есть ключ к переживанию большего счастья; и это — метод Трансцендентальной Медитации. Это то, что надувает парус лодки жизни и приносит осуществление пути любви. Путь преданности без практики этой Трансцендентальной Медитации, без все более глубокого переживания счастья, непрактичен.

Трансцендентальная Медитация наполняет сердце человека огромным счастьем, определенно большим, чем раньше — но, конечно, не настолько огромным, чтобы его можно было назвать безграничным и вечным в самом себе. И все же сердце может чувствовать, что оно совершенно наполнено. Иными словами, вы чувствуете, что сосуд полон, даже когда он еще не полон. Практика Трансцендентальной Медитации постоянно повышает способность к переживанию большего счастья в сердце преданного и таким образом позволяет ему идти все дальше, пока океан любви не наполняется до краев абсолютной славой и милостью. Она делает абсолютную любовь реальным, значимым личным опытом в безличном и вечном Бого-сознании.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К БОГООСОЗНАНИЮ

Может показаться странным, что мы говорим о физиологическом подходе к Богоосознанию. Но мы — люди эпохи науки, и чтобы полностью исследовать пути к Богоосознанию, мы должны изучить их со всех сторон. Мы имеем перед собой физическую вселенную многообразных переживаний.

Может ли существовать физический способ Богоосознания? Возможно ли подняться к Космическому сознанию с физического плана? Как мы можем выработать состояние тотального спокойствия среди тотальной активности?

Чтобы понять это, мы должны знать, что состояние божественного существования, или божественная жизнь, или Богоосознание, — это состояние позитивного переживания; это действительно переживание — не забавная мысль, не настроение; это не на уровне мышления. Это состояние жизни, это Бытие.

Чтобы что-то стало переживанием, в нервной системе должна создаться специфическая активность. Нервная система должна быть приведена в определенное состояние. Механизмы нервной системы должны прийти в особое положение, чтобы обеспечить данное особое состояние переживания.

Какое бы переживание ни имело место, оно основано на конкретной активности нервной системы.

Чтобы воспринимать очень тонкое состояние мысли, должна быть соответственно тонкая активность в тонкой части нервной системы.

Чтобы это переживание стало возможным, должна быть определенного типа настройка нервной системы, в которой нервная система будет в особом состоянии уравновешенной бдительности и не будет пассивной. Она активна, но не производит никакой деятельности, поскольку нет никакого восприятия никакой внешней материи. Определенно, нервная система не так совершенно пассивна, как в глубоком сне. В состоянии трансцендентального ум не становится пассивным.

Когда мозг не функционирует во время глубокого сна, это состояние нефункционирования лишает ум способности воспринимать. Но когда произносится какое-нибудь слово например, во время медитации, когда повторяется слово, или мантра, создается определенное состояние механизма мозга. На каждом уровне тонкого переживания слова мозг функционирует на различных уровнях активности. В состоянии трансцендирования присутствует специфическое состояние мозгового механизма, которое обеспечивает переживание трансцендентального чистого сознания. Как и при любом другом переживании, мозг должен прийти в особое состояние для переживания трансцендентального. Это, конечно, не есть обычное состояние мозга.

Мозг либо функционирует в бодрствующем состоянии, либо не функционирует в глубоком сне, либо функционирует в воображаемой манере в состоянии сновидения. Но, поскольку состояние трансцендентального Бытия — переживание необычное, то и настройка мозга, позволяющая это трансцендентальное переживание — необычная настройка. Ее не бывает во время состояний бодрствования, сновидения или глубокого сна.

Когда нервная система переутомлена, создается состояние, в котором мозг не переживает ничего. По аналогии, если стимулировать нервную систему физиологически, должно создаться определенное состояние нервной системы, которое даст механизму мозга определенную настройку, которая позволит уму переживать трансцендентальное.

Если это физиологически возможно, то это и могло бы составить физиологический подход к Богоосознанию.

В Хатха-Йоге*** мы видим, что физиологический подход к Богоосознанию существовал в Индии с древних времен. Физиологический подход предназначен для того, чтобы физически взбодрить нервную систему. Поэтому он направлен против всякой нечистоты в теле и причин, вызывающих утомление.

----------------------------------

*** Хатха-Йога — это путь просветления через суровый контроль над телом и установление волевого контроля над дыханием с целью контроля над умом и культивирования Божественного сознания.

Устройство нервной системы человека совершенно; она обладает способностью к переживанию трансцендентального сознания. Но неправильное питание, вредные напитки и плохой воздух делают нервную систему физически неспособной обеспечивать естественное переживание трансцендентального состояния. Итак, физиологический подход к божественному сознанию состоит из: (1) выбора правильного качества пищи; (2) выбора правильного типа активности и (3) удаления из системы влияния неправильной пищи и неправильной деятельности.

Все это, естественно, требует большой дисциплины на всех уровнях жизни. Поэтому такой подход совместим только с отшельническим образом жизни. Отшельники могут позволить себе проводить время под личным наблюдением учителя. Конечно, это не путь для домохозяина, которому распорядок жизни не позволяет заниматься трудоемкими и отнимающими время практиками. Однако этот факт не должен вызывать разочарования, поскольку в нашем распоряжении есть и другие пути к просветлению, более пригодные для домохозяина нашего времени.

МЕХАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К БОГООСОЗНАНИЮ

Странной выглядит мысль о том, что к Богоосознанию можно идти и приходить механическим путем. Но тщательное рассмотрение процесса восприятия позволяет увидеть, что Богоосознание вполне возможно через механический способ.

Восприятие является результатом естественного излучения сознания из центра чистого Бытия в человеке но воспринимаемый объект. Весь этот процесс автоматичен и механичен.

Нервная система есть средство, при помощи которого сознание проявляется и проецирует себя во внешний мир, результатом чего и является восприятие.

Восприятие внешнего мира — механический результат процесса распыления сознания вовне. Степень блаженства снижается по мере того, как мы переходим на внешние грубые уровни мира, и повышается, когда мы движемся к тонким уровням, приближаясь к источнику, Бытию. Восприятие остается автоматическим, будь оно направлено внутрь или наружу. Вот почему осознание Бытия достижимо на механическом плане восприятия.

Этот механический процесс восприятия во внутреннем направлении, заставляющий нервную систему прибывать естественным образом к состоянию покойной бодрости, есть механический путь к Богоосознанию. В своей практической форме он известен как Трансцендентальная Медитация. Его называют «механическим» путем, чтобы указать на то, что процесс восприятия вовнутрь очень ненавязчив и не требует никакой интеллектуальной или эмоциональной помощи, не пролегает через различение или чувство. Этот ненавязчивый, естественный, простой процесс восприятия и переживания — от внешнего грубого к внутреннему тонкому и трансцендентальному, а оттуда обратно к внешнему грубому составляет путь действия**** для просветления.

----------------------------------

**** Бхагавад-Гита называет его Путем Действия, или Карма-Йогой.

Механический путь Богоосознания, каким мы встречаем его в Трансцендентальной Медитации, настолько прост и настолько всесторонен в своих результатах, что привлекает всех любящих Бога и ищущих Истину на любом из путей к Богоосознанию интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом или психо-физиологическом. Он настолько приятен, что любой, кто идет по любому пути в жизни, находит его комфортным и возвышающим. Он дополняет и подкрепляет любой путь к осуществлению.

ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Как мы видели в предыдущих главах, тело и ум тесно взаимосвязаны. В главе о физиологическом подходе к Богоосознанию мы отмечали, что, работая над телом и дыханием, можно создать в нервной системе состояние покойной бодрости и человек может получить переживание Бытия. Это вселяет надежду на то, что можно ускорить темп прогресса на любом пути к Богоосознанию, интеллектуальном или эмоциональном, дополняя его элементами физиологического подхода.

Как мы далее отмечали, работа над телом и дыханием требует внимательного личного наблюдения со стороны учителя, чтобы не причинить вреда здоровью ученика. Есть, однако, некоторые относительно легкие упражнения для тела и дыхания, которые подходят для того, чтобы их практиковали одновременно с интеллектуальным или эмоциональным путями и которые не требуют строгого личного надзора. Они, конечно, могут помочь ускорить прогресс к Богоосознанию на этих путях.

Психо-физиологический путь к Богоосознанию осуществляется в практике Трансцендентальной Медитации, которая одновременно воздействует на тело и ум. Без какого бы то ни было контроля на любом уровне, она автоматически помещает ум в состояние трансцендентального сознания и приводит тело и нервную систему в то состояние покойной бодрости, которое наиболее подходит для получения просветления.

Ментальные и физические аспекты психо-физиологического пути одновременно осуществляются при практике Трансцендентальной Медитации.

ИЗ РАЗДЕЛА 3: ИСКУССТВО ЖИЗНИ

«Искусство» подразумевает красивый и мастерский метод выполнения какой-то задачи. Сделать проживание какой-либо фазы жизни искусством означает стать полным хозяином этой фазы жизни. Единственный способ стать хозяином любой или всех фаз жизни заключается в том, чтобы использовать скрытые возможности и прикладные техники.

Искусство жизни — позволить потоку жизни течь таким образом, чтобы каждому аспекту жизни сопутствовали разумность, сила, творчество и величие жизни в целом.

Искусство жизни требует, чтобы ум культивировал в себе вечное состояние абсолютного Бытия, чтобы субъективный аспект Бытия пропитывался силой Бытия.

ВЛИЯНИЕ ПИЩИ

Пища оказывает очень большое влияние на ум, поскольку именно из того, что мы едим и пьем, создается кровь, которая поддерживает нервную систему. Вот почему качество пищи имеет очень большое отношение к качеству ума.

Кроме качества пищевого материала, имеет значение также и то, как пища была заработана. Когда человек зарабатывает на жизнь праведными способами, его пища оказывает хорошее влияние на ум. Если же, например, человек ворует или зарабатывает на жизнь незаконными или неправедными путями, пища, купленная или добытая им, производит соответственные качества в уме.

Склонности повара, который готовит еду, также влияют на пищу; точно так же и настроения ума или качество мыслей во время приема пищи оказывают соответствующее влияние на качество ума. Поэтому очень рекомендуется, чтобы во время еды человек либо был спокоен и имел чистые мысли, или вел дружескую беседу с соседями по столу. Лучше всего всегда произносить молитву, прежде чем начать есть.

ДЫХАНИЕ И ИСКУССТВО БЫТИЯ

Дыхание — это то, что лежит между индивидуальным бытием и космическим Бытием, между индивидуальным потоком жизни и вечным космическим океаном жизни; дыхание как бы выводит индивидуальную жизнь из космического океана Бытия.

Дыхание в его тончайшем аспекте известно под названием «прана». Прана — это вибраторная природа Бытия, которая трансформирует непроявленный океан Бытия в проявленный поток жизни индивидуальных бытий. Когда трансцендентальное вездесущее абсолютное космическое Бытие силой праны, которая есть Его собственная природа, вибрирует в проявленные потоки жизни, прана принимает роль дыхания, поддерживает индивидуальный поток жизни и его фундаментальную связь с космической жизнью абсолюта.

На каждом подъеме дыхания космическая прана становится тождественной индивидуальной жизненной силе, а на каждом спаде дыхания поток индивидуальной жизненной силы сжимает космическое Бытие; таким образом, между падением и подъемом дыхания индивидуальное состояние жизни находится в единении с космическим Бытием. Итак, дыхание, с одной стороны, производит индивидуальную жизнь от космической жизни, а с другой стороны, поддерживает гармонию сонастроенности индивидуума с космическим Бытием. Искусство Бытия применительно к дыханию означает, что даже в момент акта дыхания контакт потока индивидуальной жизни с вечной жизнью космического Бытия не прерывается.

Однако должно быть что-то еще кроме праны, что производит жизнь отдельного индивидуума. Что же, кроме праны, ответственно за установленный режим дыхания?

Мы знаем, что важнейшей составляющей дерева является его сок. Сок, получаемый деревом из окружающего пространства, становится материалом для ствола, листьев, цветов и плодов. В сущности, все дерево — ничто иное, как проявление этого питательного вещества.

Но никакое количество сока, присутствующее в земле, не сможет произвести никакой породы дерева, если нет семени дерева. Именно семя дерева определяет породу дерева; без него сок не получает никакого основания, чтобы проявить себя. Семя знаменует собой самое высокоразвитое состояние дерева и является самым высококонцентрированным состоянием сока. Затем это семя становится фактором, привлекающим сок и вырастает в новое дерево.

Бытие выражает себя как прана, из которой прорастает побег мысли, которая, в свою очередь, развивается в желание, ведущее к действию. А когда действие завершено, плод действия подобен концентрированному состоянию семени в том смысле, что может дать начало будущим желаниям и действиям. Таким образом, мы видим, что цикл «семя-дерево» подобен циклу «мысль-желание-действие-плод действия-его выражения». В этой аналогии семя подобно мысли, а почва, из которой вытягивается сок для питания семени — это Бытие, которое лежит в основе мысли. Поэтому для наглядности можно сказать, что Бытие прорастает или проявляется как мысль и развивается в состояние действия а затем, развившись дальше в плод действия, концентрируется как выражение действия и достигает потом состояния, из которого оно начало проявляться. Такой ракурс позволяет нам визуализировать поток индивидуальной жизни, прорастающий из универсальной жизни силой праны.

Семя индивидуальной жизни — ни что иное, как выражение непроявленного Бытия в самом высокоразвитом состоянии проявления. Вездесущее Бытие непроявленной природы, проявившись как мысль пройдя через все циклы эволюции, достигает пика эволюции мысли в плоде действия, впечатление от переживания плода действия становится семенем для будущей мысли. Силой мысли-семени Бытие начинает выражать Себя в потоке индивидуальной жизни с установленным жизненным режимом.

Как мы видели, прана — это вибраторная природа Бытия. Непроявленное Бытие не нуждается ни в каком внешнем инструментарии, чтобы вибрировать; Оно делает это по Своей собственной природе. Фактически, сохранять абсолютность, при этом вибрируя и поддерживая переходные уровни жизни, жизнь за жизнью, и есть истинная природа Бытия. Его истинная природа — поддерживать Свой статус-кво абсолютного Бытия и также поддерживать изменчивые аспекты проявленного относительного существования. Итак, когда прана проявляется, Бытие вибрирует и, вибрируя, Оно выбирает, как роль, определенный режим дыхания или потока жизни в соответствии с индивидуальной жизнью.

Индивидуальное семя жизни — это неосуществленная карма прошлой жизни человека. Общая сумма всех неосуществленных желаний предыдущей жизни есть семя индивидуума, которое оформляет вибрирующее Бытие в специфический поток жизни индивидуума. Так прана, в сочетании с желанием, формирует сознание. А прана, лишенная своей связи с умом, формирует материю. Вот как возникают субъективные и объективные аспекты индивидуальной жизни. По существу, последняя является Бытием; вспомним, что в жизни дерева сок выражает себя в различных аспектах дерева. Подобным образом Бытие выражает Себя как различные аспекты индивидуума. Как семя оформляет субстанцию сока в дерево, так и в индивидуальной жизни впечатления от переживаний прошлой жизни оформляют Бытие в специфический образец индивидуальной жизненной силы или праны.

Итак, мы выяснили, что прана или ее грубый аспект, дыхание, является фундаментальным аспектом потока жизни индивидуума и связующим звеном между индивидуальным потоком жизни и океанами космической энергии жизни. Силой ума в сочетании с праной весь поток индивидуальной жизни устанавливается в определенном специфическом режиме.

Искусство Бытия применительно к дыханию заключается в поддержании значения Бытия в природе ума, поскольку дыхание есть результат комбинации праны и ума, а прана и ум не являются двумя совершенно разными вещами.

Функция праны входит в сферу ума; без праны ум не мог бы существовать, а без ума прана — просто природа Бытия, нечто, миеющее абсолютную ценность за пределами относительной жизни. Поэтому, чтобы поддерживать Бытие на уровне Бытия, необходимо сначала ввести Бытие на уровень ума. Когда, с практикой Трансцендентальной Медитации, ум становится пропитан Бытием, дыхание оказывается на уровне Бытия. Дыхание находится в гармонии с ритмом природы, и индивидуальная жизнь, чье дыхание трансформировалось на уровне Бытия, вдыхает гармонию и ритм космической жизни. Тогда дыхание достигает тонкого состояния вибрирующей праны.

Дыхание индивидуума становится таким образом природой космического Бытия; дыхание индивидуума становится вибрирующей праной. Искусство Бытия и дыхания — это искусство поднятия статуса индивидуума до состояния вечного космического Бытия. И осуществление этого искусства приходит с регулярной практикой Трансцендентальной Медитации.