Предисловие
Уникальные медитативные
практики, о которых расскажет вам эта книга, долгие годы помогали мне жить
более полной жизнью, строить добрые отношения с людьми, развивать в себе
творческое начало и передавать дальше полученные мною учения исконно тибетской духовной
традиции бон.
Эти практики просты, но
очень мощны. Их цель — помочь нам обнаружить и отменить наши устоявшиеся и
изжитые шаблоны мышления и поведения и открыть для себя свежие спонтанные
возможности в моменте «здесь и сейчас».
Всем нам очень важно
время от времени критически оценивать свое текущее положение в плане
личностного развития, личных и общественных отношений и духовных устремлений.
Искренне желая прямо и честно взглянуть на свое положение, мы начинаем лучше
понимать себя — и тогда наши ограничения становятся для нас вратами, ведущими к
бóльшим возможностям.
В современном
обществе люди привыкли полагаться на работу ума. В традиционных тибетских
учениях принято считать, что само наше восприятие ума является плодом лунга,
или «ветра». В других восточных культурах эту энергию называют праной, ци
и ки. Только от ветра-лунга зависит, будет ли ум проницательным и
ясным либо сумбурным и беспокойным. Как мы можем получить доступ к ветру?
Конечно же, не при помощи концептуального ума, но через прямое, неконцептуальное
осознание. Мы получаем доступ к ветру, напрямую связываясь с нашими телом,
речью и умом — и в боне, и в буддизме их называют «тремя дверями».
В тибетских духовных
традициях конечная цель работы с внутренним ветром — освобождение от страдания,
связанного с цикличностью рождения и смерти, или сансары. Но эта
практика с успехом применяется и для избавления от менее глобальных, повседневных
страданий. Она помогает нам восстановить телесное и душевное здоровье, улучшить
личную жизнь и отношения с людьми, избавиться от гнева и других негативных, разрушительных
эмоций. Углубляя свое понимание ветра-лунга, вы будете учиться более
эффективно управлять обстоятельствами своей жизни.
С десяти до двадцати
пяти лет я был бонским монахом в Индии. Я безмерно люблю и ценю моих учителей и
глубоко чту полученные от них знания. Завершив свое обучение, я стал применять
полученные знания в жизни — теперь уже как муж, отец и учитель. Мне было интересно
применять их буквально в каждой повседневной ситуации. Благодаря этому моя
жизнь была наполнена энергией, которая в конечном счете и вдохновила меня написать
для вас эту книгу.
Жизнь всегда дает нам
много возможностей для духовной практики. И я очень благодарен разнообразным
трудным ситуациям, возникающим в моей жизни. Ведь, когда я встречаюсь с
трудностями и применяю к ним свою практику, я могу видеть, что она реально
работает. Я знаю еще очень мало, но чувствую, что возможности реализации этих
знаний поистине безграничны. В древних учениях очень много ценного, и когда мы
научимся правильно применять их, в нашей жизни будут постоянно открываться
возможности для творчества.
Я надеюсь, что эта
книга направит и поддержит вас в вашем духовном поиске. Благословляю вас на
выполнение практик. Пусть полученный опыт обогатит вашу жизнь и поможет вам
очиститься от того, что мешает вам, а также осознать ваши уникальные дары и явить
их миру на благо другим.
Тендзин Вангьял
Ринпоче
Май 2010 г.
Введение
Эта книга — о личной трансформации: о том, как
произвести позитивные перемены в своей жизни, как преобразовать и расширить
свое сознание, выходя за ограничения предубеждений и страха. Преодолевая рамки
привычных шаблонов мышления и поведения, мы сможем находить новые решения возникающих
перед нами задач.
Во многих видах психологической и духовной
работы в центре внимания находится ум. Но изменить ум — не так-то просто.
Возможно, вы пробовали воздействовать на себя та называемой концептуальной
силой — обычно это делается в форме настоятельной рекомендации. Вы
убеждаете себя: «Я не должен это делать. Это плохо для меня». Возможно, вы
понимаете все причины, по которым что-то для вас является плохим с точки зрения
закона, этики, духовности, — но измениться все же не можете. Причина в том, что
многие привычные шаблоны лежат глубже, чем доступно нашим благим намерениям, —
и этим намерениям просто не хватает мощи для осуществления желаемых перемен.
Но есть нечто, доступное нам прямо сейчас, в
момент пика нашего беспокойства. Наше беспокойство, наши конфликты и привычки
могут служить дверями в другое измерение бытия, в мир ясного и открытого
осознания, жизненной энергии и позитивных качеств.
Когда мы озабочены какой-то проблемой, мы думаем
о ней как о чем-то внешнем. Мы полностью отделяем ее от себя и просто
заключаем, что другому человеку надо измениться. Или, пытаясь решить проблему,
мы снова и снова придумываем стратегии и анализируем ситуацию. При этом наши
стратегии и действия управляются энергией беспокойства и дискомфорта. Никакое
действие, вызванное дискомфортом, не может что-либо разрешить. Оно только
усугубит проблему. Настоящее решение возможно лишь тогда, когда действие идет
от открытости.
Согласно учению бон, ум по своей природе открыт
и ясен. Это то, чем мы являемся на самом фундаментальном уровне. Открытость —
источник нашего бытия, и в состоянии открытости мы соединены со всей жизнью.
Наш затуманенный взор не видит этого источника, как мы не видим солнца, закрытого
облаками. Солнце светит всегда, но иногда «с земли» — то есть при
отождествлении себя с проблемами, — мы не видим его сияния. Мы привыкли отождествлять
себя с проблемами и зацикливаться на них, а уж если решать их, то лишь концептуальным умом. Чтобы непосредственно
испытать открытость ума, нам нужно неконцептуальное
осознание. Цель этой книги — познакомить вас поближе с силой
неконцептуального осознания, чтобы вы смогли осознать внутри себя источник всех
позитивных качеств.
Как совершить переход от состояния, когда мы
увязли в своих проблемах, к состоянию открытого ума, являющегося источником позитивных
качеств? Когда вы хотите изменить что-то в ситуации или в собственном
поведении, главное — перенести внимание с истории, которую вы рассказываете себе
о происходящем, на внутренний опыт,
который вы получаете. Прежде всего нужно обратить внимание на ваше тело и
непосредственно почувствовать дискомфорт и беспокойство. Ваша боль — это
возможность для трансформации, и даже простое пребывание непосредственно
с вашей болью принесет позитивные изменения.
Как это возможно? Обращая внимание на тело, вы
можете явно ощутить напряжение и беспокойство, возникающие, когда вы
испытываете какие-то трудности. Иногда у вас сокращаются мышцы живота или
стискиваются челюсти. Вы можете заметить, что ваше дыхание поверхностно или неритмично.
Ваши мысли могут мелькать с невероятной скоростью. Мы отождествляем себя со
своей болью, превращая то, что является продуктом временных причин и
обстоятельств, в нечто более сильное, чем оно есть на самом деле. И тогда то,
чем вы по существу не являетесь, — отождествление с вашей историей и ваша
реакция — становится привычным. В бонских писаниях это явление называют кармическим концептуальным телом боли. Такое тело по своей природе не постоянно,
не плотно и не устойчиво, однако подобное ограниченное восприятие себя
становится самоотождествлением, знакомым местом, в котором мы застреваем и
проводим слишком большую часть своей жизни.
Структуру нашего кармического концептуального
тела боли поддерживает то, что в традиции бон называют «ветром» (тиб. лунг).
Можно перенести внимание с ситуации, занимающей ваш ум, на поддерживающий
ее ветер. Если вы сделаете это — образно говоря, если вы поймаете ветер своим
осознанием, — то сможете им управлять. Устанавливая связь с ветром, вы можете
инициировать растворение структуры тела боли. Поймать внутренний ветер — все
равно что объездить дикую лошадь, на которой вы затем сможете поскакать в правильном
направлении*.
*
В боне и тибетском буддизме
аллегорией лунга часто выступает лошадь; ум при этом является всадником.
Этот образ будет часто использоваться далее в книге. — Прим. ред.
Фокусируя ум и тренируя тело и дыхание при
помощи специальных техник, мы можем избавиться от привычных схем концептуального
ума и в результате напрямую открыть для себя бытие. Мы можем достичь
открытости и в ней найти возможности для роста, которых мы, возможно, желали,
но для обретения которых нам не хватало знания.
В бонской йогической традиции есть множество
методов работы с внутренними ветрами для трансформации эмоций, причиняющих
страдание (гнева, привязанности и неведения), в позитивные качества, а смятение
— в мудрость. Устанавливая связь с внутренним ветром, мы ловим лошадь
обремененного проблемами ума и направляем ее в правильную сторону. Дикую лошадь
нашего внутреннего ветра можно приручить!
Обычно, когда к нам приходят мысли, мы осознаём
их содержание и то, к чему они относятся. Мысли относятся к явлениям. Мы создаем истории при помощи слов и
образов — и реагируем на эти истории чувствами и ощущениями. Или испытываем
чувства и ощущения — и создаем истории, чтобы объяснить их или вызываемое ими
беспокойство. Но если вместо того, чтобы увлекаться логическим повествованием,
вы можете просто осознать то, о чем думаете, тогда можно перенести фокус с
содержания и обнаружить ветер — движение, силу, стоящую за мыслями. Когда вы
откроете для себя этот ветер и
установите контакт с ним, вы можете при помощи особых методов очистить его и
открыть пространство естественного ума. Получив же доступ к открытости, вы
получите доступ к гораздо большему количеству возможностей.
Важно особо отметить различие между
концептуальным умом и природой ума, которую я называю открытым осознанием. Чтобы осознавать, нам не нужно думать. Осознание
— это не мышление. Открытое осознание — это признание существования
фундаментального, всегда присутствующего естественного ума, который ясен и
открыт, как чистое небо. Это состояние является естественным для каждого из
нас, и путь медитации ведет именно к нему.
Все приведенные в этой книге медитативные
практики учат вас, как поймать лошадь ваших привычных шаблонов, перенося
бесконцептуальное внимание на дыхание, и использовать это внимание и дыхание,
чтобы направлять внутренний ветер к осознанию вашего естественного ума. Природа
его недвижна и ясна — он неизменен. Он также является неиссякаемым источником
всего счастья и всех позитивных качеств.
Духовная традиция бон работает с тремя «дверями»
к освобождению от страданий — телом,
речью и умом. В этой книге мы сосредоточимся
на двери тела. Чтобы обрести
освобождение через тело, мы должны фокусироваться на удалении ветров, которые
поддерживают кармическое концептуальное тело боли, и установлении контакта с
тонкими внутренними ветрами неизменного тела
сущности — ветрами, которые
поддерживают осознание естественного ума.
Я искренне надеюсь, что, изучая работу с
внутренними ветрами, вы в значительной степени исцелите свою жизнь.
Немає коментарів:
Дописати коментар