середа, 19 червня 2013 р.

Папесса


Папесса

Заметки об эволюции второго аркана


Эту статью я написал для журнала «Святой Грааль», издававшегося Московским отделением Ордена Восточных Тамплиеров. Она была опубликована в осеннем номере 2008 года.




И название, и подзаголовок этой статьи можно назвать некорректными, поскольку обсуждаемый в ней козырь Таро не всегда назывался Папессой (это, впрочем, относится к большинству козырей — у них разные названия в разных традициях) и не всегда идет в последовательности вторым. Во всей этой серии статей (см. предыдущие выпуски «Святого Грааля») я хочу показать, что так называемые «Большие Арканы Таро» (они же «Священная Книга Тота») — не «вещь в себе», а продукт долгой эволюции, в которой Случай играл не менее важную роль, чем Замысел многих поколений оккультистов, принадлежащих к очень разным традициям. Именно поэтому я стараюсь сосредоточиваться не на мнимых «общих чертах», а на явных различиях исторических колод Таро.

Я дал этой статье заголовок «Папесса» лишь потому, что именно такое название дают интересующей нас карте первые известные историкам списки козырей Тарокки (напоминаю еще раз, что «Большие Арканы Таро» — это оккультный и гораздо более поздний термин), содержащиеся в итальянском латинском манускрипте Sermones de Ludo Cum Aliis (конец XV в.) и трех итальянских же поэмах XVI века. Но вторым по порядку козырем Папесса является только в колодах, относящихся к так называемой марсельской традиции. Да, таких колод подавляющее большинство в современном мире, и многие пользователи Таро о других традициях просто не знают. Но в упомянутых старинных списках под номером 2 неизменно идет Императрица, а Папесса в трех случаях имеет номер 4 и в одном случае — номер 3.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего обратить внимание на то, что сюжеты козырей Таро не однородны.

Это не просто 22 (если считать вместе с Дураком) абстрактных «Архетипа». В козырях просматриваются более и менее явные группы. Например, Сила, Справедливость и Умеренность — это классические добродетели. Солнце, Луна и Звезда — светила. А Папа, Папесса, Император и Императрица — это государственная и духовная власть в ее мужском и женском аспектах.

Папесса как женский аспект духовной власти смущала многих толкователей Таро. До сих пор бытует мнение, что итальянские создатели козырей Таро в виде Папессы изобразили историческую фигуру — единственную женщину, ставшую Папой Римским.     
  

Католическая церковь считает «Папессу Иоанну» мифом сродни современному городскому фольклору. Прослеживается эта история с середины XIII столетия. Доминиканский монах Этьен де Бурбон, ссылаясь на другого доминиканца Жана де Мейли, пересказал ее в своей работе «Семь даров Святого Духа».

В этом раннем варианте легенды действие происходит около 1100 года. Некая очень образованная дама (пока еще безымянная), маскировавшаяся под мужчину, становится сначала нотариусом при папской курии, затем кардиналом, а, в конце концов, и Папой. Уже в этом качестве она забеременела. Однажды Папесса ехала на лошади и от тряски преждевременно родила. Когда обман, таким образом, раскрылся, Папессу привязали к лошадиному хвосту, проволокли через весь город, забили камнями до смерти и закопали в землю на месте расправы. Над могилой поместили надпись: Petre pater patrum papissae prodito partum («О Петр, Отец отцов, разоблачи роды папессы»).

Согласно другой, более поздней версии, женщиной был Иоанн Майнцский, занимавший папский престол после Льва IV (847-55) «в течение двух лет, семи месяцев и четырех дней». На самом деле ее звали Иоанна (Пушкин в своей так и не написанной драме «Папесса Иоанна» хотел назвать ее Жанной). Вместе с любовником она отправилась в мужском платье и под именем Иоанна в Афины, где изучила богословие и естественные науки лучше любого мужчины. Прибыв затем в Рим, «Иоанн» всех поразил своей ученостью и благонравием и был избран Папой. Согласно этой версии, Папесса Иоанна родила во время торжественной процессии из собора св. Петра в папский дворец Латеран, от родов умерла и была похоронена на том же месте.

Об исторической истинности Папессы Иоанны до сих пор спорят. Но фигура женщины в папском одеянии, как справедливо замечает Стюарт Каплан в своей «Энциклопедии Таро», может символизировать «саму идею папства». В качестве прецедента Каплан ссылается на аллегорическую картину Джорджо Васари (1511 1574), посвященную победе христианских союзников над турками в битве при Лепанто (1571). Испанию, Венецию и Папскую область символизируют три женщины, держащиеся за руки. Женщина, представляющая Папство, одета в рясу, держит папские ключи, а на голове у нее папская трехъярусная тиара: чем не Папесса карт Таро?

Так или иначе, в Италии XV-XVI веков не было единого мнения по поводу расположения «императорских» и «папских» карт. Понятно, что вторые должны торжествовать (ведь итальянское название козырей trionfi означает «триумфы», «торжества») над первыми, ибо папская власть — божественная, а императорская — лишь мирская. Но понятно и то, что мужчины должны торжествовать над женщинами! И тут возможны два варианта:

Императрица — Папесса — Император — Папа

либо

Императрица — Император — Папесса — Папа.

В любом случае в этой компании Императрица будет низшей картой, а Папа — высшей. И оба варианта выглядят логичнее, чем марсельский порядок:

Папесса — Императрица — Император — Папа.

Впрочем, в Марсельском Таро, по-видимому, своя логика — равномерное, через две карты, распределение «религиозных» козырей (церковные лидеры и три канонические добродетели): 

Папесса — Папа — Справедливость (Правосудие) — Сила (Стойкость, Мужество) — Умеренность (Воздержанность).

В староитальянских же картах добродетели ни с кем не группируются, а распределяются по одной в каждую семерку козырей, причем высшая добродетель — Справедливость — доминирует даже над космогоническими картами (Звезда, Луна, Солнце) и Ангелом (аналог Страшного Суда).

Оккультное толкование Папессы, как и всех остальных козырей Таро, начинается с эссе «Об игре в Таро» Антуана Кура де Жебелена (впервые опубликованного в 1781 году). Правильно уловив логику создателей Таро, де Жебелен пишет:

№№ II, III, IV, V. Правители общества

На картах II и III изображены две женщины, на картах IV и V- их мужья. Это мирские и религиозные вожди общества.

На карте V изображен Глава Иерофантов, или Верховный Жрец, а на карте II- Верховная Жрица, его жена, ибо мы знаем, что у египтян вожди жречества могли вступать в брак. Если бы эти карты были современным изобретением, мы не видели бы среди них Верховной Жрицы, тем более под именем Папессы, которое ей в насмешку дали германские картопечатники.

Верховная Жрица восседает в кресле, на ней длинная мантия и нечто вроде накидки, концы которой перекрещиваются на животе. На голове у нее двойная корона с двумя рогами, как у Исиды. На коленях лежит раскрытая книга, на груди скрещиваются две украшенные крестами перевязи, образуя букву X.

Верховный Жрец одет в длинную мантию и просторную накидку, концы которой соединены застежкой. На нем тройная тиара, одна его рука покоится на скипетре с тройным крестом, двумя вытянутыми пальцами другой он благословляет двух верующих, которых мы видим у его колен.

Итальянские или немецкие картопечатники, низведшие эту игру до своего уровня знаний, дали этим двум персонажам, которых первоначально называли Отцом и Матерью, или Аббатом и Аббатисой — восточные слова, означающие то же самое, — итак, они назвали эти карты Папой и Папессой.

Итак, де Жебелен впервые называет Папессу «Верховной Жрицей» и связывает ее с Исидой. Оба толкования получили широчайшее распространение в оккультных учениях XIX XX веков, и далее об этом распространяться я не буду. Гораздо интереснее мне кажется поразмышлять о том, что случилось бы с этими учениями, если бы дама, познакомившая де Жебелена с Таро, привезла из своих путешествий не колоду марсельского типа, а какие-нибудь совсем другие карты... в которых ни Папессы, ни Папы нет вообще, а у остальных козырей другие номера и картинки!

Практически одновременно с Марсельским Таро (то есть начала XVII века) появился очень распространенный вариант этого дизайна — Безансонское Таро, в котором Папа и Папесса заменены на Юпитера и Юнону соответственно. В данном случае логика «картопечатных дел мастеров» вполне понятна: не хотели раздражать католическую церковь, убрали изображения представителей земной духовной власти в ее мужском и женском аспектах и заменили их на бога и богиню — символы небесной духовной власти. Такие колоды были широко распространены во Франции и Швейцарии.


Во Фламандии, где развился свой собственный дизайн Таро, в целом близкий к марсельскому, Папу (козырь V) заменили тоже на языческого бога, но почему-то не грозного Юпитера, а всего лишь Бахуса! Вместо Папессы же на козыре II красуется «Испанский капитан Фракасс» — персонаж из «комедии дель арте». Как по мне, такая замена — совершенно дискордианская акция в духе Тиля Уленшпигеля. Папу и Папессу из «низменных» игральных карт убрать? Уберем, не вопрос! А вместо них нарисуем бога пьяниц и придурковатого солдафона. Для карт в самый раз. А если кто-то помнит, что было на козырях II и V раньше, то никто ведь никому не навязывает никаких ассоциаций. Как говорится, каждый мыслит в меру своей испорченности...




Упомянем и о некоторых итальянских системах Таро. Болонское Тарокко и сейчас используется для игры. А дизайн его — весьма старинный: первые сохранившиеся образцы карт древнее самых ранних образцов Марсельского Таро. Самая характерная деталь Болонского Тарокко — так называемые мавры (mori). Еще в XVII веке это были привычные Императрица, Папесса, Император и Папа. В 1725 году папа Бенедикт XIII запретил использовать в карточной игре слова «папа» и «ангел». Второй запрет болонцы проигнорировали, но Папу с Папессой, а заодно уж, на всякий случай, и двух коронованных особ переделали в экзотических африканских воинов. В XX веке мавры утратили чернокожесть, а два из них стали абсолютно одинаковыми. Иногда их по старой памяти называют папами (рaрi). В игре все мавры имеют одинаковый ранг.


В Сицилийском Тарокко вместо Папы и Папессы имеются карты Постоянство (четвертая добродетель, наряду с Умеренностью, Силой и Справедливостью) и Нищета (уникальный козырь Таро, встречающийся только в колодах сицилийского типа: нищий с чашей для подаяния, в современной версии прикованный за правую руку длинной цепью к тяжелому каменному кубу). Нищий не имеет номера, но по рангу в игре стоит ниже сицилийского аналога Фокусника, имеющего номер 1. (Сицилийский аналог Дурака тоже не имеет номера, но у него нет и ранга как такового.) Последовательность первых козырей выглядит так:

НищийМолодежь (1) — Императрица (2) — Император (3) — Добродетели (4-7).

В Минкиате (старинной флорентинской колоде Таро из 97 карт) нет Папы, Папессы и Императрицы. После Фокусника (1) идут Великий Герцог (2), Западный Император (3), Восточный Император (4) и Любовь (5). Любопытно, что эти пять карт собирательно именуются папами (рарi). Очевидно, как и в Болонском Тарокко, в Минкиате когда-то был Папа, а может, была и Папесса.

Но история оккультного Таро развивалась так, как она развивалась. За «стандарт» был принят марсельский вариант иконографии и нумерации козырей, и теперь второй Большой Аркан Таро — это, как правило, вариации на темы Исиды и Верховной Жрицы... и все той же Папессы как символа Церкви и Истины.








Немає коментарів:

Дописати коментар