См. об этой книге также здесь: http://kostenko168.blogspot.com/2014/10/blog-post.html
Ниже помещаю фрагмент.
Йога приходит на Запад
«Американские братья и сестры», — этими словами 11
сентября 1893 года начал свое выступление на Всемирной выставке в Чикаго Свами
Вивекананда. После того как он завершил свою речь, ему стоя аплодировала
вся аудитория, состоящая почти из семисот тысяч человек. На этом первом
историческом съезде, собравшем представителей от многих вероисповеданий мира,
Вивекананда, выступая от имени великих мастеров йогической традиции перед
всемирным парламентом религий, впервые представил йогу широкой общественности
Запада. Его собственный гуру Рамакришна учил, что «все верования
суть различные фазы единой вечной религии», а поэтому в тот знаменательный день
1893 года Вивекананда говорил о терпимости и об универсальной природе сознания.
Он представил йогу как инструмент, позволяющий выйти за пределы обычных
состояний сознания и осознать наше изначальное единство со всем, что есть в
мире.
Прежде чем выехать из Индии и отправиться на
всемирную выставку в Чикаго, Свами Вивекананда написал: «В Америке есть и место,
и люди, и возможности для реализации всех новых начинаний». Три года он
путешествовал по стране, давая лекции о йогической философии веданты. Местная пресса писала о нем с
восторгом, окрестив Вивекананду «монахом-ураганом». В 1894 году, менее чем
через год после прибытия в США, он основал Нью-йоркское общество веданты.
Вернувшись в Индию в 1897 году, прославленный свами создал Орден Рамакришны, целью которого является
гармоническое объединение всех религий мира в серьезном поиске, направленном на
самопознание. Ныне Орден Рамакришны имеет почти две тысячи филиалов. Те из них,
которые расположены в западном полушарии, называются центрами или обществами веданты, и они с радостью примут любого,
что хочет заняться изучением веданты
— самой толерантной религии мира. Свами Вивекананда не просто представил йогу
Западу: он также основал организацию, впоследствии ставшую воротами, через
которые индийская мысль смогла прийти на запад в лице многочисленных свами.
Посол Света
Почти тридцать лет спустя, в 1920 году, в США прибыл
второй индийский свами, которому
суждено было приобрести общенациональную известность, — Парамаханса
Йогананда. Он приехал в страну для выступления на Международном конгрессе
религиозных либералов в Бостоне. Его речь «Религиозная наука» просто зачаровала
аудиторию, и Йогананда осень скоро приобрел множество последователей на
восточном побережье США, где он провел четыре года, читая лекции о йогической
философии и практиках, о медитации и о своем научном подходе к познанию Бога. В
1924 году Йогананда отправился в трансконтинентальное турне, в ходе которого
выступал перед обширнейшими аудиториями в самых больших залах страны. Наконец,
прибыв в Лос-Анджелес, он основал там штаб-квартиру международного Содружества
Самореализации (Self-Realization Fellowship, или
SRF).
Изначально созданное Парамахансой Йоганандой в 1920-х годах «для
распространения среди народов мира знаний о действенном научно обоснованном
методе прямого личного контакта с Богом», со временем Содружество Самореализации
распространилось по всему миру и теперь имеет в разных странах около пяти сотен
центров и храмов, призванных нести людям учение возлюбленного Учителя и
продолжать его гуманитарную работу.
Имя Йогананды означает «Блаженство (ананда) через божественное единение (йогу)», а его учение основано на
использовании медитативных методов для познания Всевышнего, освобождения своего
«Я» и осознания изначального единства всех религий. Он стал первым индийским свами, навсегда перебравшимся из Индии в
США. Йогананда прожил в Америке с 1920 до 1952 года и лишь один раз, в 1935
году, чуть больше чем на год съездил обратно в Индию. Позже он написал, что за
первое десятилетие, прожитое им на Западе, десятки тысяч американцев посетили
его занятия, где он обучал их универсальным методам постижения себя и Бога. А
наиболее близких своих учеников он познакомил с крийя-йогой, которая включает в себя пранаяму и продвинутые медитации, напрямую воздействующие на
сознание и энергетическую структуру человека. Ныне крийя-йогу преподают в Содружестве Самореализации.
«Автобиография
йога»
Помимо
создания Содружества Самореализации, Йогананда сделал еще одно важное дело для
популяризации йоги. Речь идет о его «Автобиографии
йога»<См.: Парамаханса Йогананда. Автобиография
йога — М.: «София», 2008.>.
Эта книга стала классикой духовной литературы. Она переведена на восемнадцать
языков и разошлась общим тиражом более миллиона экземпляров. «Автобиография йога» вошла в составленный
в 1999 году список «100 лучших духовных книг века».
Дедушка современной йоги
Почти все йогические упражнения, которые мы
выполняем сегодня, разработал брамин в метр пятьдесят пять ростом из небольшой
южноиндийской деревушки. Шри Тирумалай Кришнамачарья родился более ста
лет назад и никогда не покидал Индию, но без его вклада в разработку асан йога никогда не стала бы такой,
какая она есть сейчас — и не заняла бы свое нынешнее место в американской
поп-культуре. Его с полным правом можно назвать дедушкой современной йоги. К
какой бы школе йоги вы ни принадлежали (за исключением кундалини-йоги и немногих других) можете быть уверены, что
Кришнамачарья играл ключевую роль в ее становлении.
Кришнамачарья родился в 1888 году, во времена, когда
Индия была британской колонией. То было время упадка йоги. Хатха-йога находилась под запретом. Ее практиковала лишь горстка
йогов, а широкие массы утратили к ней интерес. Однако уже в начале следующего
столетия стало набирать силу индуистское движение возрождения, вдохнувшее новую
жизнь в богатые индийские традиции, и на этой волне молодой Кришнамачарья
увлекся изучением классических дисциплин, включая санскрит, индийскую медицину
и йогу, насколько это позволяли имевшиеся в его распоряжении тексты и редкие
возможности пообщаться с практикующими йогами. Со временем молодой человек
получил университетский диплом и ученые степени по логике, философии, музыке и
богословию, но формальное образование не давало ему возможности углубиться в
йогу так, как он хотел. Поэтому после окончания университета Кришнамачарья ушел
от мирской жизни и отправился на поиски Рамамохана Брахмачари, одного из
немногих живших в то время мастеров хатха-йоги,
который жил вдали от людей в горной пещере вместе с женой и тремя детьми.
Семь лет Кришнамачарья жил со своим мастером в чаще
леса в Гималаях, изучая писания, овладевая асанами
и пранаямой, обретая сиддхи и убеждаясь в целительных
свойствах хатха-йоги. Считается, что
он был самым продвинутым хатха-йогом
своего времени и знал более трех тысяч поз. По окончании обучения мастер
повелел Кришнамачарье вернуться в светское общество, жениться, завести семью и
преподавать хатха-йога простым
индийским обывателям. Но для начала ему нужно было привлечь внимание людей.
Чтобы пробудить интерес к угасающей традиции он в 1920 году начал проводить
публичные выступления, демонстрируя сложнейшие асаны и сиддхи. Например,
он останавливал свой пульс, зубами поднимал тяжелые грузы. При этом
Кришнамачарья и его жена жили в отчаянной бедности — впоследствии он вспоминал,
что этот период был самым тяжелым в его жизни. Тем не менее, он был преисполнен
решимости исполнить завет своего гуру.
Фортуна улыбнулась Кришнамачарье в 1931 году, когда
он был приглашен преподавать йогические асаны
в Санскритский колледж Майсура, финансируемый правящей семьей этого города. Вскоре
после этого махараджа (князь) выделил строгому учителю собственный
гимнастический зал под школу йоги. Теперь, когда у него появилась собственная шала (школа) и пристойное жалование,
Кришнамачарья смог, наконец, посвятить всего себя преподаванию — начался один
из наиболее плодотворных периодов в его карьере. Один из величайших
реформаторов йоги, Кришнамачарья обладал редкостным даром доводить до
совершенства малоизвестные и плохо проработанные асаны, приспосабливая хатха-йогу
к потребностям современного общества. Этот мастер ориентировался на множество
разных дисциплин, включая индийскую борьбу, гимнастику и йогу, разрабатывая на
их основе последовательности йогических поз, направленные на развитие силы и
выносливости учеников (в числе которых преобладали хорошо подготовленные
физически юноши). Сочетая пранаяму с асанами, Кришнамачарья разработал столь
популярную в наши дни школу виньяса.
Аштанга-виньяса-йога
Со временем Кришнамачарья стандартизировал
свои последовательности асан,
разделив их на три блока (для начинающих, для среднего уровня и для продвинутых
учеников), и это стало рождением его йогической школы, известной под названием аштанга-виньяса. Одним из самых
преданных его учеников был Паттабхи Джойс, сохранивший наследие мастера
без изменений или с минимальными изменениями. Почти не известная на Западе до
1970-х, аштанга-виньяса стала одной
из наиболее популярных школ именно благодаря Джойсу, который впервые приехал в
США в 1975 году. Затем Джойс распространил аштанга-йогу
по всему миру, путешествуя по Европе, странам Америки и Австралии. А к 1980
году ученики со всего мира уже стали съезжаться в Майсур, чтобы изучать йогу у
прославленного учителя.
В 1930-е и в начале 1940-х йога-шала Кришнамачарьи процветала, но в 1947 году (когда Индия
обрела независимость от Британской империи) у него оставалось всего три
ученика. На место княжеского дома, управлявшего Майсуром, пришло новое
правительство, не проявлявшее особого интереса к сохранению йогической
традиции, и три года спустя школа Кришнамачарьи была вообще закрыта. Великий
мастер йоги опять столкнулся с отчаянной бедностью, но и в это время, пребывая
почти в полной изоляции продолжал развивать свои методы обучения. Самые близкие
его ученики вспоминают, что именно в этот период одиночества отношение их
строгого мастера начало смягчаться — он стал более сострадательно относиться к
людям со всеми их слабостями и недостатками.
В конце концов он согласился стать преподавателем в
колледже Вивекананды Мадрасе (ныне Ченнай). К прославленному учителю хлынули
ученики всех возрастов и уровней, что заставило Кришнамачарью еще раз
реформировать свою практику асан.
Когда перед ним встала необходимость в разработке нового подхода к обучению,
Кришнамачарья приспособил позы под индивидуальные способности учеников. Он
разработал вариации поз, позволяя ученику постепенно усовершенствовать свое
владение асаной по мере того как
возможности его тела растут. За последние десятилетия своей жизни Кришнамачарья
разработал специальные комплексы хатха-йоги
для детей, для женщин, для пожилых людей и для больных, разделив практику по
трем основным фазам жизни: молодость, зрелость и старость. В первой фазе
практика сосредоточена на развитии силы и гибкости; во второй фазе основное
внимание уделяется поддержанию здоровья в условиях, когда человеку нужно
работать и заботиться о семье; в третьей же фазе основной фокус практики
смещается с физического тела на духовное единение с Богом.
Исходя из базового принципа «йогу нужно адаптировать
в соответствии с изменяющимися потребностями индивидуума», Кришнамачарья
разработал еще один метод обучения под названием вини-йога (этот санскритский термин подразумевает дифференциацию,
адаптацию и разборчивое применение), который и ныне преподает его сын Т. К. В.
Дешикачар<См.: Т. К. В. Дешикачар.
Сердце
йоги: принципы построения индивидуальной практики — М.: «София», 2013.>. Дешикачар в
течение трех десятилетий учился у отца, а вторую половину жизни посвятил преподаванию
йоги. При этом он старался сделать практику подходящей, применимой и полезной
для людей любого происхождения, возраста, способностей и интеллекта. В 1976
году он основал в Ченнае некоммерческий центр йоги и целительства «Кришнамачарья
йога мандирам». Сегодня он является самым известным в мире авторитетом по
терапевтическому применению йоги. Школа вини-йоги
очень хорошо известна и в США — ее популяризацией здесь занимается ученик Дешикачара
Гари Кравцов, являющийся основателем, директором и ведущим преподавателем
Американского института вини-йоги.
Кришнамачарья полагал, что «йога — самый драгоценный
дар Индии миру». Будучи новатором и реформатором, он понимал, что йога должна
адаптироваться (причем, адаптироваться непрестанно), чтобы наилучшим образом
отвечать потребностям каждого нового поколения, иначе эта традиция будет просто
навсегда утрачена. Он понимал, что йога, как и сама жизнь, никогда не стоит на
месте, и всегда будет расти и эволюционировать. Так оно и есть. Сегодня
существуют десятки разновидностей йоги, имеющие своим истоком школу
Кришнамачарьи. Однако в самой своей основе йогическое учение не подвержено
влиянию времени — Кришнамачарья просто сделал его доступным для миллионов.
Первая леди йоги
В то время как Вивекананда и Йогананда представили
йогу Западу главным образом в виде философской концепции, религиозной системы и
медитативной дисциплины, практику хатха-йоги
принесла в США Индра Дэви — женщина родом из России. В 1947 году она
открыла студию для занятий йогой в Голливуде, где получила прозвище «Первая
леди йоги». К ней на занятия ходили такие звезды, как Мэрилин Монро, Мэй Уэст,
а также магнат косметической промышленности Элизабет Арден. Поскольку йогой
стали заниматься знаменитости, это обеспечило интерес к йоге по всему западному
побережью, и в середине 1950-х ученики Йогананды Уолт Батист и его жена Маганья
открыли собственный центр йоги в Сан-Франциско.
Дэви, профессиональная актриса и танцовщица,
приехала в Индию в 1927 году, через три года после бегства из коммунистической
России. Восходящая кинозвезда в чужой стране, она была очарована богатейшей
культурой и духовными традициями Индии. И вот в 1937 году она стала первой
женщиной, которой посчастливилось учиться у Кришнамачарьи в Майсуре.
Кришнамачарья неохотно принял в свою школу женщину (а Дэви к тому же была
первой западной женщиной, которая пересекла порог его ашрама), и он посадил ее на строжайшую диету и предъявлял к ней
самые строгие требования. Исполненная решимости овладеть йогой, Дэви безупречно
выполняла все требования учителя, чем, в конце концов, завоевала уважение гуру — он даже ставил ее в пример
другим. Через год он настоял, чтобы Дэви сама вела занятия йогой, а через
несколько дней также доверил ей преподавание пранаямы и диетологии. Позднее она изложила учение Кришнамачарьи в
первой книге-бестселлере о хатха-йоге
под названием «Вечная молодость, вечное
здоровье» (1953). Вслед за этим были написаны еще три книги, пользовавшиеся
неизменной популярностью среди американских домохозяек.
Хотя Дэви преподавала менее динамичный подход к
работе с асанами и пранаямой (ее стиль преподавания не
включал в себя виньясу), но она стала
первой из учеников Кришнамачарьи, кто начал путешествовать по миру и
преподавать йогу в других странах. Прежде чем переехать в Калифорнию в 1939
году, она открыла первую школу йоги в Шанхае (Китай), а в 1960 стала известна
как «женщина, принесшая йогу в Кремль». Ей удалось убедить советские власти,
что йога не является религией. Свободно владевшая пятью языками (русским,
французским, немецким, английским и испанским), Дэви во второй половине XX века очень много путешествовала по миру, то и дело
возвращаясь в Индию. Благодаря ее деятельности йога стала широко известна по всему
миру.
Школа Дэви
Последователи ласково называли Дэви Матаджи («Матушкой»).
Она придерживалась мягкого стиля преподавания и не советовала своим ученикам
перенапрягаться. В 1966 году она познакомилась с Бхагаваном Шри Сатья Саи
Бабой, которого многие считают аватаром
(воплощением Бога), и учение этого гуру
очаровало ее. В течение следующего десятилетия Дэви возвращалась в Индию
двадцать четыре раза и за это время развила свою собственную школу, которую
назвала саи-йогой.
В 1982 году Дэви впервые приехала в Аргентину и, по
ее собственным словам, «сразу же влюбилась в эту страну и ее жителей». Через
три года она перебралась в Буэнос-Айрес, где приобрела статус едва ли не
рок-звезды после единственного выступления по телевизору. Она пленила сердца
всех аргентинцев — независимо от того, занимались они йогой или нет. Благодаря
ей учение о любви, мире, просветлении и искусстве жить здоровой радостной
жизнью распространилось по всей стране. В последние пятнадцать лет жизни
Буэнос-Айрес стал ее домом, хотя она и продолжала путешествовать с уроками по
всей планете. Дэви умерла в апреле 2002 года в возрасте 102 лет (а преподавать
она продолжала до 99-летнего возраста). Ее наследие сохраняется благодаря
работе Фонда Индры Дэви и шести центрам йоги в Буэнос-Айресе.
Гуру, ашрамы и американские йоги
В 1960-е годы в США произошел огромный всплеск
интереса к йоге. Махариши Махеш Йоги создал движение Трансцендентальной
Медитации. В США приезжали многие свами
и оставались здесь жить. Ричард Хиттельман принес йогу в гостиные
домохозяек. Осознавая, что большинство американцев не заинтересуются
эзотерическими концепциями йогической традиции, он начал подавать им йогу как
систему полезных для здоровья упражнений. В 1961 году на национальном
телевидении дебютировала его программа «Йога
для здоровья», а затем на канале KTTV в Лос-Анджелесе стала выходить
ежедневная получасовая утренняя программа. Он рассказывал о йоге в простых и
практичных терминах, надеясь, что со временем его зрители приобщатся также к
медитации и к йогической философии. И такой подход позволил увлечь массы. Есть
мнение, что Хиттельман (написавший к тому же несколько книг) познакомил с йогой
намного больше жителей Запада, чем любой другой деятель. По оценкам газеты «Нью-Йорк таймс», в середине 1960-х годов
в Америке занимались йогой от 20 000 до 10 000 человек. А самая популярная
книга Хиттельмана «Йога за двадцать
восемь дней» (1969) разошлась общим тиражом более восьми миллионов
экземпляров.
«Лилиас, йога и вы»
Вскоре после Хиттельмана его успех повторила
домохозяйка по имени Лилиас Фолан, запустившая в 1972 году собственную телепрограмму
«Лилиас, йога и вы» в Цинциннати. Три
года спустя программа стала выходить на национальном канале PBS, где шла вплоть до
1999 года. В возрасте далеко за тридцать Фолан надевала красное или розовое
трико с длинными рукавами, становилась перед камерами и медленно переходила от
одной йогической позы к другой, объясняя зрителям, как именно выполнять т у или
иную асану и какая от нее польза.
Пока Хиттельман обучал йоге простых американцев,
индийские гуру утверждали свои
направления йоги и духовные учения по всему Западу. В 1959 году Свами
Вишнудэвананда, ученик прославленного Свами Шивананды из Ришикеша,
организовал в Монреале (Канада) Шивананда-йога-веданта-центр, а еще через два
года открыл международную программу «Отпуск с йогой». Он написал бестселлер «Йога:
полное иллюстрированное руководство»<$FСм.:
Свами Вишнудэвананда. Йога: полное иллюстрированное руководство — M: «София», 2010.> (1960), ставший незаменимым справочным
пособием для начинающих йогов в 1960-е годы. Затем он создал ашрамы имени Шивананды на Багамах, в
Калифорнии и неподалеку от гор Катскилл в штате Нью-Йорк. Будучи серьезным
авторитетом по хатха- и раджа-йоге, Свами Вишнудэвананда также
создал одни из первых курсов для подготовки йогов-инструкторов. К началу 1970-х
годов Шивананда-йога-веданта-центры работали на Манхэттене, в Чикаго,
Вашингтоне и Форт-Лодердейле.
Йог Амрит Десаи прибыл в США в
начале 1960-х и вложил огромный вклад в дело популяризации йоги в стране в
следующие два десятилетия. Его Пенсильванское общество йоги, созданное в 1966
году, скоро стало одним из самых больших йогических центров в стране, и к
началу 1970-х там уже обучалось две с половиной тысячи человек. Затем Десаи и
его ближайшие ученики открыли еще два цента в Пенсильвании, а в конце 1980-х они
создали в Массачусетсе Крипалу-центр йоги и здоровья — самый большой
холистический оздоровительный центр в Штатах.
Свами Сатчидананда в 1966 году
основал группу интегральной йоги, а
затем открыл ашрам в Йогавилле (штат
Виргиния). Сатчидананда прибыл в Нью-Йорк в начале того же года по приглашению
художника Питера Макса, с которым он познакомился в Париже, и стал
распространять послание «Истина одна — путей много». В основе его учения лежала
идея гармонии между всеми религиями, беззаветного служения людям и единства
духа. Через три года после приезда в Америку, в 1969 году, Свами произнес речь
на открытии рок-фестиваля в Вудстоке и приветствовал собравшихся словами:
«Возлюбленные братья и сестры, Америка становится единой. Америка давно уже
помогает всему миру материально, а вот теперь пришло время, когда она станет
помогать и духовно».
Песнопения в Вудстоке
После вступительной речи Свами Сатчидананда
научил тысячи молодых людей, прибывших на фестиваль в Вудстоке, двум
песнопениям. Первое: «Хари Ом, Хари Ом, Хари Ом». Второе: «Рама Рама Рама Рама
Рама Рама Рама Рам». Вся огромная толпа пела эти песни, раскачиваясь из стороны
в сторону и хлопая в ладоши.
Последним выдающимся гуру из прибывших в США в 1960-е был Йоги Бхаджан. Сикх из
Пенджаба (ныне Пакистан), Бхаджан ходил в белом тюрбане и у него были длинные
седеющие волосы (благодаря такому внешнему виду он импонировал в том числе и
хиппи). Он преподавал кундалини-йогу
— разработанную им самим смесь сихкизма и тантры. Бхаджан ориентировался на
представителей американской контркультуры, позиционируя свою йогу как
альтернативу психоделическим препаратам в качестве средства для вхождения в
измененные состояния сознания. Бхаджан скоро обрел много последователей из
числа молодых людей, и уже через два года открыл более пятидесяти ашрамов,
половина из которых располагались на Юго-Западе США. Он постоянно подчеркивал,
что воспринимает свое сообщество как семью, которую он называл 3HO (Healthy, Happy, Holy Organization — «Здоровая,
счастливая, святая организация»). В 1994 году он основал Международную
ассоциацию преподавателей кундалини, которая действует до сих пор.
Центральная фигура современной йоги
Хотя все вышеперечисленные свами и гуру очень много
сделали для духовного движения в 1960-е и 70-е годов, никто не оказал на
йогическую практику большего влияния, чем Б. К. С. Айенгар,
которого признают одним из величайших учителей йоги современности. В числе его
особых заслуг нужно отметить разработку методов и специальных приспособлений,
позволяющих заниматься йогой людям с ограниченными возможностями. Подобно
Хиттельману, Айенгар уделял особое внимание влиянию йоги на здоровье и
физическое состояние человека. Поэтому своих занятиях он сосредоточивал
внимание на асанах и пранаяме — рассудив, что эзотерическими
аспектами йоги должны заниматься свами
в своих ашрамах.
Беллур Кришнамачар Сундарараджа (Б. К. С.)
Айенгар родился в 1918 году в бедной семье во время пандемии инфлюэнцы. Все
детство мальчик страдал от всевозможных заболеваний, включая малярию, брюшной
тиф и туберкулез, в результате чего был ребенком хилым и школу посещал
нерегулярно. С йогой его познакомил в шестнадцатилетнем возрасте муж его
сестры, Шри Т. Кришнамачарья (дедушка современной йоги), который в тот
момент руководил школой йоги в Майсуре и полагал, что занятия помогут мальчику поправить
здоровье.
Прилежный ученик
Глядя на хилое и зажатое тело Айенгара,
Кришнамачарья не особенно надеялся, что тот достигнет сколько-нибудь заметных
успехов в овладении асанами, но все
же заставлял своего болезненного родственника по два раза в день являться на
занятия. Айенгар упражнялся довольно прилежно, несмотря на мучавшие его боли и
дискомфорт, и со временем обнаружил, что здоровье его медленно, но верно
поправляется. Но Кришнамачарья по-прежнему обращал мало внимания на Айенгара — до
тех пор, пока ему не пришлось поставить его на показательные выступления вместо
своего лучшего ученика, который таинственным образом исчез за несколько дней до
этого. Желая изменить отношение гуру
к себе, Айенгар показал себя на тех выступлениях на удивление хорошо, чем
изумил Кришнамачарью. С тех пор мастер стал внимательнее относиться к Айенгару
и составил для него более интересную и сложную программу. Ученик не обманул
ожиданий учителя, и очень скоро стал ассистировать Кришнамачарье.
Хотя Айенгар считает своим учителем Кришнамачарью,
но он работал с этим мастером весьма недолго, ибо в 1936 году переехал в
индийский город Пуна, где ему на полгода предложили место преподавателя.
Айенгар на тот момент еще не до конца оправился от всех своих детских болезней
(это удалось ему только через шесть лет упорной практики), а поэтому ученики
пренебрежительно относились к своему учителю йоги и нередко превосходили его в
овладении теми или иными асанами.
Айенгар скоро осознал, что его собственный гуру
так и не разработал подробных инструкций и методов для постепенного овладения асанами. Преисполненный новой
решимостью, он решил восполнить этот пробел самостоятельно, посвящая йогической
практике по десять часов в сутки, чтобы соответствовать должности преподавателя
йоги. Учась на собственном опыте путем проб и ошибок, Айенгар использовал свое
тело в качестве йогической лаборатории. Преодолевая боль и дискомфорт, он
выяснил, что существуют неправильные пути к овладению теми или иными позами, а
также простые и здоровые пути. Со временем он разработал четкие систематические
техники, позволяющие овладеть различными асанами.
Кроме того, он совершил революционный шаг: ввел использование вспомогательных
инструментов, облегчающих овладение позами для тех, кому это дается тяжело, а
со временем разработал терапевтические варианты асан, способствующие исцелению от тех или иных заболеваний.
Вскоре Айенгар приобрел во всей Индии репутацию
великолепного учителя йоги, что способствовало его знакомству в 1952 году со
скрипачом-виртуозом Иегуди Менухиным, который сразу же стал учеником
прославленного мастера. Следует отметить, что Менухин пользовался немалым
авторитетом в интеллектуальных кругах США и всей планеты. Два года спустя он
смог организовать для Айенгара путешествие по миру в качестве его
индивидуального преподавателя йоги. Вместе с Менухиным Айенгар посетил
Великобританию, Францию и Швейцарию, и везде устраивал демонстрации своего
йогического искусства. Благодаря маэстро Айенгар познакомился с рядом
выдающихся людей и учил их йоге. В частности, он давал уроки бельгийской
королеве-матери, а также королеве Елизавете (в 1958 году). Елизавета, которой
на тот момент было тридцать пять лет, непременно хотела научиться стоять на
голове — и преуспела в этом начинании под руководством прославленного мастера.
Через знаменитостей Айенгар смог достучаться до сердец представителей среднего
класса. Слухи о гениальном наставнике распространялись по всей Европе, и вместе
с ними росла популярность йоги.
В 1966 году Айенгар опубликовал свою книгу «Прояснение йоги (Йога Дипика)» с
описанием двух сотен поз и шестью сотнями фотографий, что немедленно сделало
его всемирным авторитетом по йогическим асанам.
Этот замечательный учебник, считавшийся на протяжении нескольких десятилетий
«библией йоги», пришелся по душе читателям во всем мире, и некоторые из них
даже поехали в Индию, чтобы учиться у знаменитого мастера. В 1973 Айенгар
впервые приехал в США по приглашению своей ученицы, музыканта Мэри Палмер. (Ее
дочь Мэри Данн впоследствии сама стала известной преподавательницей
йоги, а также основателем и директором Национальной ассоциации айенгар-йоги.) Живя в доме Палмер в Анн-Арборе
(штат Мичиган), Айенгар начал читать лекции и обучать йоге молодых людей при
местной Ассоциации молодых христиан. Четыре года спустя была основана
Ассоциация преподавателей йоги Б. К. С. Айенгара, ставшая
авторитетной платформой для сертификации инструкторов, и в последующие два
десятилетия подобные ассоциации возникли по всему миру. Кульминацией этого
процесса стало основание в 2007 году Международной ассоциации айенгар-йоги. А самого Айенгара в 2004 году
признали одним из сотни самых влиятельных людей столетия по версии журнала «Тайм»<Весной 2014 года Айенгар вошел в список «100 самых духовно влиятельных живых людей»
англоязычного мира по версии британского эзотерического журнала «Майнд, боди, спирит». А 20 августа 2014
года он ушел из жизни в Пуне (Индия).>.
Нация йогов
К 1970 году йога была уже повсюду. Рам Дасс
ездил по университетским городкам и представлял читателям свою книгу «Быть здесь и сейчас», предлагая
западному человеку духовный поиск в качестве основного образа жизни. В августе
1974 года на телешоу «Сегодня вечером»
Бикрам Чоудхари рассказал зрителям о своей собственной школе йоги в
Беверли-Хиллс, а в следующем году в США прибыл Паттабхи Джойс и зажег
интерес американцев к аштанга-йоге. В
1975 году вышел первый номер журнала «Йога
джорнэл» — три сотни отпечатанных
на машинке экземпляров, которые были распроданы в районе залива Сан-Франциско,
и общая выручка составила целых пять сотен долларов! Основатели журнала, в
числе которых были Джудит Ласейтер, ее муж Айк и Рама Джйоти
Вернон (все — ученики Б. К. С. Айенгара), старались развеять
предрассудки в отношении йоги и создать позитивный ее образ. В журнале были
представлены статьи о позитивном влиянии йоги на здоровье человека (например, «Йога и эндокринная система»). Эти люди и
представить себе не могли, что их кустарно изданному журналу суждено было стать
ведущим изданием о йоге в Соединенных Штатах.
Однако, несмотря на все старания таких учителей, как
Хиттельман и Айенгар и их последователей утвердить йогу как универсальную
всемирную систему оздоровительной гимнастики, в 1980-е годы начался бум
аэробики, и йога отступила на второй план. Главным гуру фитнеса стала Джейн Фонда — всем американцам захотелось
попотеть. По ряду оценок, к 1986 году лишь около 2% американцев занимались
йогой — людям вдруг показалось, что это слишком вялая и медленная дисциплина.
Для того чтобы вернуть к себе внимание публики, йоге пришлось еще раз
измениться и переродиться в виде динамической системы упражнений,
подразумевающей серьезные физические нагрузки.
Возрождение интереса к йоге началось с Западного побережья,
когда Голливуд принял эту практику в качестве более осознанного способа
бороться с лишними килограммами и формировать устойчивую психику. К началу
1990-х все — от Стинга до Сары Джессики Паркер и Николаса Кейджа — во
всеуслышание заявили о своей любви к йоге. К 1994 году по разным оценкам около
шести миллионов американцев обратились к йоге, видя в ней возможность развить
гибкость, силу и выносливость и одновременно избавиться от напряжения и
стресса. В 1998 году журнал «Йога джорнэл»
(на тот момент он уже был приобретен одним из руководителей финансовой группы «Ситикорп»
Джоном Абботтом) выходил тиражами в 66 000 экземпляров. А в 2001 году Кристи
Терлингтон, которая на тот момент занималась йогой уже четырнадцать лет,
предстала на обложке журнала «Тайм» в
йогической позе.
Силовая йога
Йога приобрела известность как полноценная
система физических упражнений, позволяющая не только расслабиться, но и
хорошенько попотеть, с возникновением силовой
йоги (англ. power yoga). Этот термин ввели Берил Бендер Берч
и Брайан Кест. Оба эти американские наставника практиковали аштанга-виньяса-йогу Паттабхи Джойса и
хотели донести до людей мысль о том, что эта йога действительно представляет
собой интенсивную систему упражнений, позволяющую развить физическую силу.
Американцы буквально помешались на йоге, и она
превратилась в индустрию с миллиардными оборотами. Если совсем недавно йога еще
считалась некой экзотической причудой, то к 2005 году она уже прочно
утвердилась как часть американской поп-культуры. Эта дисциплина прошла долгий
путь от увлечения американских хиппи через все новые и новые перерождения в
нашем обществе. Сегодня йогу практикуют 15,8 миллионов американцев, с каждым
днем все больше и больше людей покупают коврики и приходят в залы. Древняя хатха-йога становится все более
американской дисциплиной. Американские мастера создают собственные школы,
опираясь на знания, полученные от индийских гуру.
При этом они стараются максимально удовлетворить наши изменяющие культурные
потребности.
Йога в США: хронология
1893 — Свами Вивекананда обратился к Всемирному
парламенту религий на Международной выставке в Чикаго.
1920 — Йогананда прибыл в Соединенные Штаты и 6
октября выступил на Международном конгрессе религиозных либералов в Бостоне.
Его речь «Религиозная наука» позднее послужила основой для книги.
1947 — Индра Дэви открыла в Голливуде студию йоги,
куда записались многие звезды, в том числе Глория Свенсон (Суонсон), Роберт Райан
и Дженнифер Джонс. Индру прозвали «первой леди йоги».
1955 — Уолт и Маганья Батист открыли центр йоги в
Сан-Франциско.
1959 — Свами Вишнудэвананда основал первый Шивананда-йога-веданта-центр
в Монреале (Канада), впоследствии открывший филиалы в разных странах.
1961 — На телеканале KTTV в Лос-Анджелесе начинают транслировать
программу Хиттельмана «Йога для здоровья».
1966 — Йог Амрит Десаи основал Пенсильванское
общество йоги, на базе которого впоследствии был создан Крипалу-центр йоги и
здоровья.
1966 — Свами Сатчидананда основал Институт интегральной йоги и открыл свой ашрам в Йогавилле (штат Виргиния).
1966 — издана книга Б. К. С. Айенгара «Свет йоги (Йога Дипика)», ставшая
международным бестселлером.
1969 — Йоги Бхаджан прибыл в Лос-Анджелес и основал
организацию 3HO (Healthy, Happy, Holy Organization — «Здоровая,
счастливая, святая организация») для преподавания собственного стиля кундалини-йоги.
1973 — в Штаты прибыл Б. К. С. Айенгар.
1973 — Бикрам Чоудхари прибыл в Лос-Анджелес и
основал Бикрам-йога-колледж.
1975 — Паттабхи Джойс впервые представляет свою
школу в США.
1975 — Выходит первый номер журнала «Йога джорнэл».
1984 — Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон создают дживамукти-йогу.
Немає коментарів:
Дописати коментар