середу, 15 жовтня 2014 р.

Гадание по Ицзину

В издательстве "София" запущена в печать моя новая книга:
Я выложу здесь несколько образцов текста. Пока что вот предисловие.

Предисловие

Идею этой книги мне предложили читатели серии «Звезды,числа, символы», которую я как составитель и редактор много лет вел в издательстве «София». Это были как авторские, так и компиляционные работы по разным системам прорицания (картомантия, нумерология, астрология и т. п.). Наибольшим успехом за все годы пользовалась книга «Таро Уэйта» (в разных изданиях были разные подзаголовки). Я составил эту книгу еще в конце 1990-х годов, когда осваивал гадание на картах Таро. Русской литературы по колоде Уэйта практически не было. Об Интернете я тогда лишь «что-то слышал» — да и вряд ли он чем-то полезным мог тогда порадовать. Мне пришлось где-то доставать английские книги. Их скопилось много, и наступило время, когда мне надоело при каждом гадании в поисках уместных значений карт перелистывать всю эту библиотеку. Я решил составить для себя одну «нормальную» книгу, в которой был бы собран весь спектр значений карт — от «возвышенно-метафизических» до «низменно-гадательных». Впоследствии эта книга была опубликована и многократно переиздавалась. Очевидно, идея сведения целой мини-библиотеки по Таро Уэйта в один небольшой том оказалась востребованной.
Со временем кроме Таро я начал заниматься восточными прорицательными системами, связанными с традиционным китайским календарем. Они, в свою очередь, привели меня к изучению Ицзина (или «Книги Перемен») — очень мощной традиции, которая, как и Таро, выросла из гадания. И гадание в ней до сих пор остается важной практической составляющей. В последние годы читатели, с которыми приходилось общаться, часто спрашивали меня, не хочу ли я «сделать такую же книгу по Ицзину». Так вот: я давно уже хотел это сделать. Те две книги, которые мне довелось переводить с английского для «Софии», меня не вполне удовлетворяли именно как источники гадательных значений символов Ицзина. Все было понятно с различными методами получения этих символов (так называемых гексаграмм). Но катастрофически не хватало материала для их толкований. Короткие китайские тексты к гексаграммам в широко распространенном русском переводе Ю. К. Щуцкого, может, и давали много пищи для философских размышлений, но приносили мало пользы, когда я пытался гадать на какие-то мирские темы: стоит ли менять работу, куда лучше поехать в отпуск, где достать денег и т. п.
Получилась та же история, что и с Таро Уэйта: в поисках гадательных значений (и логики их получения) я собрал пару десятков англоязычных книг, написанных китайскими мастерами, и при каждом гадании в поисках значимого для ситуации смысла гексаграмм и их отдельных черт был вынужден обращаться как минимум к пяти-шести из них. Таким образом, идея «одной нормальной книги» действительно витала в воздухе.
Впрочем, уже на самом начальном этапе воплощения этой идеи в жизнь мне пришлось потрудиться над четким определением этой «одной нормальной книги». И тут помогло общение на специальных сетевых форумах с людьми, практикующими гадание. Меня изрядно покритиковали за то, что в книге о Таро Уэйта «слишком много никому не нужной истории и скучной теории». Люди хотели не изучать метафизику Ордена Золотой Зари, а научиться эффективно гадать на самых популярных в мире картах Таро. Мне было, не скрою, обидно, поскольку именно на объяснение метафизики колоды Уэйта я потратил больше всего усилий и именно от нее получил больше всего удовольствия в процессе работы над книгой. Но новая задача, обозначившаяся передо мной, была тоже весьма увлекательной: сделать книгу по Ицзину, в которой бы вообще не было истории, а теории был бы лишь самый необходимый минимум. Мне хотелось (и я уже знал, что этого же хочет потенциальный читатель), чтобы в книге понятно описывались методики гадания. И чтобы там было как можно больше гадательных значений гексаграмм (причем чтобы по возможности объяснялась логика этих значений). В общем, мне виделся не трактат по метафизике Ицзина, а практическое пособие для начинающих, к которому и более опытный ицзинист мог бы прибегать время от времени как к удобной «шпаргалке».
Дальнейшая презентация книги уже по необходимости будет содержать тот «самый необходимый минимум теории», о котором я говорил выше. Итак…
Даже если вы ничего не знаете об Ицзине, но понимаете, что такое гадание, то уже можете с успехом пользоваться этой книгой. Вам достаточно знать, что Ицзин — это древняя китайская гадательная книга. Как и в любом гадании, в этой системе используется генератор случайных чисел. Это значит, что вы случайным образом получаете некоторые мантические фигуры. А потом при помощи книги получаете толкование этих фигур.
В Таро, например, мантическими фигурами служат карты и их сочетания в раскладе.
В Ицзине мантическими фигурами служат гексаграммы — вот такого рода рисунки:


В каждой гексаграмме шесть линий (их принято называть чертами), расположенных друг над другом и располагающихся снизу вверх. Черта может быть либо сплошной, либо прерванной. Сплошная черта символизирует силу Ян, а прерванная — силу Инь.
Инь и Ян — это основа всего, что существует во Вселенной. Для любого проявления жизни требуется наличие этих двух полюсов энергии. Любая перемена означает в первую очередь изменение соотношения Инь и Ян.


   Ян — это мужское начало, все положительное, активное, светлое и твердое, великое, Небо, тепло, лето, огонь, солнце.
   Инь — это женское начало, все отрицательное, пассивное, темное и мягкое, малое, Земля, холод, зима, вода, луна.
В Инь всегда присутствует некоторое количество Ян, и наоборот. Одно не может существовать без другого. При этом на сугубо гадательном уровне Ян обычно трактуется как «добро», а Инь — как «зло».
Если черт в гексаграмме шесть и каждая черта может быть лишь одного из двух типов, легко подсчитать (а если вам нелегко, поверьте на слово), что всего может существовать 64 гексаграммы.
В процессе гадания ваша первая цель — получить гексаграмму. А вторая цель — истолковать ее. Это в самом простейшем случае. Первая часть этой книги научит вас нескольким древним и современным китайским методам получения гексаграмм при помощи счетных палочек и монет. А во второй части книги вы найдете их толкования.
Тут внимательный читатель спросит: «Это в простейшем случае? А как будет не в простейшем?»
Есть более сложные методики гадания. В них вы не просто получаете одну гексаграмму, а еще и выделяете в этой гексаграмме одну или несколько изменяющихся черт. Эти черты переходят в свою противоположность: янская черта (сплошная) становится иньской (прерванной), и наоборот. При этом вы получаете вторую гексаграмму. Чтобы получить полное толкование ситуации, нужно посмотреть текст к обеим гексаграммам и к тем чертам, которые изменились в первой гексаграмме.
Гексаграмм всего 64, в каждой из них по шесть черт. Легко подсчитать (или поверьте на слово), что всего есть 384 отдельные черты. Если бы по каждой из них я дал хотя бы такой же объем гадательных значений, как по гексаграммам, книга стала бы в шесть раз толще. Поэтому мне пришлось сделать упор на гексаграммы. Под заголовками «Текст гексаграммы» даются переводы древних китайских гадательных текстов, например:
Малое накопление — к удаче. Тяжелые тучи, но дождь с запада не приходит.
Дальше идет раздел «Анализ и гадательные значения», в котором разбирается структура гексаграммы и объясняется, как и почему ее можно толковать при гадании.
Ниже для каждой гексаграммы приводятся ответы на ряд стандартизованных вопросов — как более общих («основные цели», «ситуация на работе»), так и более частных («поиск потерянной вещи», «результаты экзаменов»).
Все это и составляет основной объем книги.
Что же касается отдельных черт, то из соображений объема по каждой черте в книге дается только перевод китайского гадательного текста (под заголовками «Нижняя черта», «Вторая черта» и т. д.) и несколько «возможных значений этой черты» (под соответствующим заголовком).
Китайские тексты к чертам могут иногда казаться вам, уважаемый читатель, странными. Я прошу вас иметь в виду, что эти тексты пришли к нам из совсем другой цивилизации, очень далекой от нас как в пространстве, так и во времени. Если вы очень хотите понять их логику, обратитесь к большим серьезным трудам по Ицзину — например, к книге упоминавшегося выше Ю. К. Щуцкого «Китайская классическая “Книга Перемен”». Но для того, чтобы научиться эффективно гадать по Ицзину, для начала достаточно и нескольких возможных значений каждой черты.
А теперь последняя теоретическая деталь, без которой нельзя обойтись, — и мы перейдем непосредственно к практике.
Как мы уже знаем, каждая гексаграмма Ицзина состоит из шести черт. Но помимо этого каждая гексаграмма состоит из двух триграмм — верхней (внешней) и нижней (внутренней). Иначе говоря, нижние три черты гексаграммы — это нижняя триграмма, а верхние три черты — верхняя триграмма. Например, гексаграмма 11 (Тай) состоит из таких двух триграмм:
Всего триграмм восемь. Из их попарных комбинаций как раз и можно составить только 64 гексаграммы (восемь в квадрате).
Триграммы — это очень важная составляющая китайской метафизики, но поскольку я обещал в метафизику не вдаваться, то и не буду здесь много говорить о них. И даже не буду называть их китайских имен. Для вас важно то, что гадательные смыслы гексаграмм в значительной мере выводятся из смыслов составляющих их триграмм. Дело в том, что каждая триграмма связана с одной из пяти стихий (Вода, Дерево, Огонь, Почва, Металл) и с одним из восьми природных образов («Небо», «Озеро», «Огонь», «Гром», «Ветер», «Вода», «Гора», «Земля»). Таким образом, в каждой гексаграмме сочетаются две стихии (например, внизу Огонь, вверху Вода) и два образа (например, внизу «Гора», вверху «Гром»). А кроме того, триграммы — это еще и числа, и стороны света, и члены семьи (см. значения триграмм в Приложении).

Итак, теперь вы готовы начать заниматься гаданием по Ицзину. Я искренне надеюсь, что вы найдете эту книжку полезной.

Немає коментарів:

Дописати коментар