пʼятниця, 21 березня 2014 р.

Два ключа (окончание)

Но вернемся к более древним временам. Интеллектуальное и духовное состояние мира, как и все сущее, подчиняется закону циклического развития, поэтому периоды относительного света сменяются периодами относительной тьмы, и наоборот. Когда ментальные силы эпохи иссякают, раса приходит в упадок и погрязает в варварском невежестве. В такие периоды духовного упадка просвещенные люди стараются сохранить свое знание для тех немногих, которые сумеют его оценить в периоды безвременья и передать будущим поколениям, рожденным в эпоху очередного расцвета духовных сил в возрождающемся мире. Так появились и Герметические Школы – хранители Тайной Доктрины.

Иерофанты этих школ накапливали факты обо всем, что связано с духом, и формулировали их в виде аллегорических систем, которые могли передаваться устно. Но из опасения утратить тайное знание его время от времени частично или полностью открывали массам. Такие аллегорические системы возводились в ранг религиозных учений, а будучи записанными, составляли «святую книгу». Так появились Веды, Авеста, Библия и другие священные писания. Но, как правило, сначала эти учения передавались устно, на словах, и поэтому посвященные называют их «Неписаным Законом».

«Неписаный закон» – это Тайная Доктрина, которая сформулирована Магами таким образом, чтобы она оставалась непонятной для простонародья, но без особого труда декодировалась человеком, владеющим специальным ключом. Знание о существовании и способах применения ключа можно было получить только в процессе посвящения, когда прошедший трудные испытания ученик неопровержимо доказывал свою физическую, интеллектуальную и моральную состоятельность. Здесь уместно подчеркнуть, что, употребляя слово ученик в мужском роде, я имею в виду не только мужчин, но и женщин, ибо в любой настоящей Герметической Школе женщины всегда допускались к членству и обладали равными с мужчинами привилегиями. Для женщин всегда были открыты двери [Герметического Братства] Луксора, [Общества] Розенкрейцеров и Братства Света.

Итак, продолжим. Этот «волшебный» ключ к традиционному знанию существует и в наше время, он известен и активно используется многими выдающимися каббалистами, мистиками и учеными, но о нем практически ничего не известно за вратами тайных обществ. Этот Серебряный Ключ к Неписаному Закону – ни что иное, как Священное Таро, или «Книга Тота». Из ее страниц просветленный Сен-Мартен черпал свое вдохновение. Опираясь на откровения Книги Тота, ученый муж Элифас Леви написал замечательную книгу «Учение и ритуал высшей магии». Серебряный Ключ получил высочайшую оценку такого эрудита, как Кур де Жебелен; он был положен в основу книги «Ключ к знаниям, сохраняемым в тайне со времен основания мира» Уильяма  Постеля, а также «Ars Magna» Раймонда Луллия, утверждавшего, что с его помощью можно решить все проблемы. Луллий был выдающимся каббалистом, и главным его достижением стало «философское колесо», или метод применения Таро.

В разных частях света археологи находят разрозненные фрагменты не только Золотого Ключа, но и Серебряного. Под разными названиями Книга Тота была известна в далекой древности. Она была составлена теми же блестящими умами, которые населили звездное небо мифическими персонажами и выковали Золотой Ключ к толкованию религиозной астрологии.

Стержень Золотого Ключа составляют двадцать два символа: двенадцать зодиакальных знаков и десять планет. Кольцо ключа состоит из тридцати шести деканатов и четырех сезонов годичного цикла Солнца. В бородке ключа присутствуют двенадцать мунданных домов и элементальные управители каждого из четырех квадрантов, вращающихся в трех мирах. В действии Золотой Ключ проявляет активное, мужское начало.

Серебряный ключ – это копия Золотого, но с той разницей, что в его действии отражено пассивное, женское начало, поэтому он так же относится к Золотому Ключу, как женщина к мужчине. Каждый из двадцати двух Больших Арканов Таро в точности соответствует одному из двенадцати зодиакальных знаков или десяти планет и дает им эзотерическую интерпретацию. Сорок номерных Малых Арканов в точности соответствуют тридцати шести астрологическим деканатам и четырем сезонам годичного цикла Солнца. Шестнадцать Фигурных Арканов точно характеризуют двенадцать мунданных домов и управителей элементов каждого из четырех квадрантов.

Фактически Таро так же относится к астрологии, как Луна к Солнцу. Если Солнце светит днем, то Луна – ночью; и если астрология проливает свет на более очевидные истины оккультизма, то мягкое сияние Серебряного Ключа освещает более глубокие и скрытые тайны, остающиеся в тени объективного бытия. Хотя мы знаем, что Луна светит отраженным светом, мы все равно благодарны ее лучам. Точно так же Таро, отражая свет своего небесного супруга, астрологии, освещает наши самые потаенные мысли.

Если иметь это в виду, становится понятным смысл часто цитируемого отрывка из «Зоар», одной из книг еврейской Каббалы: «Со смертью Моисея закатилось Солнце и утратил былое величие Писаный Закон, со смертью же Давида потускнела Луна и закатилась слава Закона Неписаного».

Согласно преданию – а слово Каббала как раз и означает «предание», – Моисей был воспитан египетскими Магами и посвящен в их мистерии. Поэтому он был знаком с астрономией и Каббалой, то есть Писаным и Неписаным Законом, и наделен ключами к их толкованию. В сущности, при правильном толковании история творения, аллегорически преподносимая Книгой Бытия, дает математическое обоснование закона циклов, известного современным посвященным. Более того, во всем Пятикнижии, кем бы оно ни было написано, есть множество тонко завуалированных упоминаний об астрономических циклах, законах, качествах и движениях. Поскольку все эти упоминания вполне соответствуют реальным астрономическим фактам, можно сделать вывод, что автор прекрасно знал астрологию, то есть владел Золотым Ключом. Вот почему каббалисты, имея в виду позитивную просветляющую силу Золотого Ключа, сравнивают его с Солнцем. Со смертью Моисея это солнце закатилось, и астрология пришла в упадок. Евреи утратили правильное астрологическое знание; поэтому Писаный Закон, или астрономия, лишился былого значения и величия. И изучение Библии подтверждает этот факт.

Серебряный Ключ, интуитивный женский двойник астрологии, сравнивался с Луной, которая потускнела в момент смерти Давида. То есть вплоть во времена Давида евреи искусно применяли и толковали Таро, но после его смерти утратили последний ключ к своим мистериям, и тогда закатилась слава Неписаного Закона. Они сохранили Библию и Каббалу, но потеряли ключ к их толкованию; и, когда было принято решение частично записать Каббалу, писцы, не знавшие об этом ключе, в значительной мере исказили ее суть.

Ковчег Завета, который дети Израиля всегда носили с собой, был символическим представлением Таро, или Книги Тота. Как в бородке Серебряного Ключа есть выемки, открывающие три мира бытия, так и Ковчег Завета состоит из трех уровней. Прямоугольная форма цоколя ковчега олицетворяла физический мир и алхимическое царство Соли. Каждое из четырех колец (по два с противоположных сторон ковчега), через которые были продеты шесты для переноски, символизировало число десять, священные эманации Сефирот. Все четыре кольца символизировали Сефирот в четырех элементальных мирах и соответствовали сорока Младшим Арканам Таро. Как разум выше материи, так и корпус ковчега возвышался над цоколем; он соответствовал интеллектуальному миру и алхимическому царству Ртути (Меркурия). В Таро это представлено персонажами Фигурных Арканов. Символом божественного мира была крышка ковчега. Алхимически она соответствовала царству Серы (Сульфура), а в Таро – двадцати двум Старшим Арканам, олицетворявшим небесные знаки и планеты, которые всегда активно влияют на земные формы жизни и на действия людей.

В этом ковчеге находились четыре символических масти Таро. В нем был золотой сосуд, или масть Чаш. «Жезл Аронов расцветший» символизировал масть Жезлов. Скрижали завета, или десять заповедей, соответствовали масти Мечей. А манна, находившаяся в золотом сосуде, символизировала масть Монет.

Херувимы с обеих сторон крышки символизировали в божественном мире Отцовство-Материнство Бога, в интеллектуальном мире – рациональный и интуитивный методы познания, а в физическом – позитивные и негативные силы природы. Каббалисты утверждают, что между крыльями этих херувимов древние первосвященники обращались к Богу, используя терафим, урим, туммим и ефод. И Библия подтверждает эту точку зрения.<См. Исход, 28, Суд., 17-18.> Этот метод был ни чем иным, как применением Серебряного Ключа, или священного Таро.

Это лишь один из множества примеров, показывающих, что в древности евреи прекрасно знали о Серебряном Ключе и умели им пользоваться, но, видимо, со временем они утратили это знание, о чем свидетельствует большинство более поздних книг. Очевидно, это утраченное знание возродил пророк Иезекииль, ибо иначе мистический символизм его сочинений не поддается осмысленному толкованию. Некоторые познания о Серебряном Ключе демонстрировал пророк Даниил, а весь Апокалипсис, кому бы ни принадлежало его авторство, вообще основан на Таро. Фактически каждая из его двадцати двух глав представляет один из двадцати двух Старших Арканов в его взаимосвязи с остальными. Итак, можно уверенно сказать, что со смертью Давида еврейское первосвященство утратило Серебряный Ключ, и столь же определенно можно утверждать, что впоследствии он восстанавливался некоторыми из вдохновенных пророков.

При помощи Серебряного Ключа поддаются толкованию не только Библия, но и священные писания других народов древности, поскольку используемые в них аллегории имели общий источник и не претерпели в более поздних культурах значительных изменений. Поэтому можно авторитетно утверждать, что без знания Таро толкователь древних священных книг никогда не поймет их сокровенный смысл. Вспомним слова ЭлифасаЛеви:

Без Таро магия древности останется закрытой книгой, а великие тайны Каббалы не будут разгаданы.

Безусловно, великие умы, которые первыми открыли Писаный Закон и сформулировали Неписаный, воспринимали в природе Единство, постоянно меняющиеся формы которого отражают определенные фундаментальные принципы. Вселенная представляет собой ни что иное, как действие и противодействие этих принципов, над которыми властвует единый закон, и этот закон строго подчиняется математическим соотношениям. Когда в результате наблюдения за Писаным Законом эти математические соотношения были обнаружены, оставался один шаг, чтобы ввести их в Неписаный Закон. Эти же принципы сохраняются и в Серебряном Ключе, придавая ему особую ценность.

Тонкая интуиция и духовные прозрения древних Магов позволили ми ощутить глубокое родство души со звездами и выковать Золотой Ключ, открывающий мир позитивного знания. Но для толкования сокровенных, более таинственных и интуитивных аллегорий, в которых они часто выражали индивидуальный опыт души, путешествующей в иных, чем наш, мирах, требовался другой ключ. Поэтому при его создании они использовали язык универсального символизма. Серебряный Ключ, сконструированный в виде математической копии Золотого, при умелом применении легко открывает одну из главных дверей в Храм Царя Соломона.

По масонским преданиям, после смерти одного из великих мастеров Слово Мастера-Масона, а вместе с ним и ключ к некоторым из масонских таинств, были утрачены. Впоследствии, благодаря одному неожиданному открытию, удалось восстановить и слово, и ключ. В масонском ритуале посвящения это открытие аллегорически представлено «обнаружением» Ковчега Завета, в котором находятся четыре эмблемы, соответствующие четырем мастям Таро.

Сначала из Ковчега извлекают Книгу Законов, а затем четыре листа бумаги или пергаментных свитка, содержащие ключи к характеру их таинств. Вспомним, что Ковчег Завета – это символический синтез Таро. Книга Законов – это Неписаный Закон. Четыре пергаментных свитка олицетворяют четыре квадранта неба, на которых начертан код Писаного Закона.

Слово Мастера находится на ковчеге, прикрытое тремя наугольниками, которые символизируют сокровища трех великих мастеров древности. «Сокровища» же эти суть астрономические измерения, составляющие часть Золотого Ключа.

Несомненно, франкмасонство происходит от древних посвятительных мистерий. Каждой из его тридцати двух степеней соответствует один из десяти номерных Арканов или двадцати двух Старших Арканов. Члены ложи, окружающие кандидата, представлены Фигурными Арканами. Тридцать третья масонская степень представлена в Таро мистической печатью.<Имеется в виду расширенное эзотерическое Таро; см. главу 9.> Кроме того, масонские степени соответствуют тридцати трем главам каббалистической книги «Сефер Йецира», или «Книги Творения», из комментария к которой, озаглавленного «Тридцать два Пути Мудрости», следует, что она основывается на Таро. Поскольку масонский ритуал тоже основан на Таро, его эзотерический смысл раскрывается только при правильном применении Серебряного Ключа.

Впрочем, Серебряный Ключ не только раскрывает древние таинства, но и с пользой применим для решения всех проблем науки и философии.

Буквы суть абсолютные идеи; абсолютные идеи суть числа; числа суть совершенные знаки. Воссоединяя идеи и числа, можно оперировать идеями как числами и прийти к математике истины.<Из переписки Леви с бароном Спедальери.>

Таким образом, возможности Таро ограничены лишь умениями пользователя. Да, преимущественное применение Таро в качестве инструмента прорицания оказало ему дурную услугу. Но, вовсе не отрицая эффективность использования Золотого и Серебряного Ключа в прорицании, я обязан подчеркнуть, что это самый низший уровень их полезности и что их применение к духовным вопросам принесет ищущему гораздо большее вознаграждение за затраченные усилия.

Вновь процитируем Элифаса Леви:

Таро – это настоящая философская машина, которая предохраняет разум от блужданий, но оставляет за ним право на инициативу и свободу; это математика, применяемая к абсолюту, это союз реального и идеального, это лотерея мыслей, таких же точных, как арифметика. Возможно, это самое простое и самое гениальное творение человеческого гения. 

Это очень важная мысль. И чтобы у читателя не возникло впечатление, что применение Золотого и Серебряного Ключей строится на каком-то весьма сложном и запутанном принципе, я, прежде чем закончить этот урок, рискну спуститься с высот философских концепций к простейшим материальным вопросам.

Рассмотрим типичный пример: предположим, человек решил построить и отделать собственный дом.

Он сталкивается с необходимостью покупки огромного количества самых разных материалов, поэтому ему нужно знать, какие материалы ему надо покупать и в каком количестве, а также примерно подсчитать, в какую сумму обойдется их покупка. Для строительства ему понадобятся пиломатериалы различного профиля, кирпичи, гвозди, песок, известь, трубы и многие-многие другие материалы. Кроме того, придется платить строителям за труд. Как ему составить смету и оценить сумму, в которую выльется задуманное строительство?

Очевидно, ему не удастся произвести точные расчеты всех затрат, просто представив себе уже построенный и отделанный дом. На основании такой мысленной картинки невозможно выполнить калькуляцию. И вряд ли ему поможет даже визуализация сложенных штабелями стройматериалов.

Итак, пиломатериалы продаются на погонные футы. Поэтому необходимо обратиться к математике и рассчитать, сколько футов досок разного профиля придется купить. После этого, зная, сколько стоит фут каждого вида пиломатериалов, можно оценить сумму общих затрат на них.

Но рассчитать нужное количество кирпичей, которые продаются тысячами штук, таким же методом не удастся. Чтобы оценить сумму затрат на кирпич, придется умножить количество тысяч штук кирпичей на цену за тысячу.

Песок не продается ни на тысячи, ни на погонные футы, а на кубические ярды, поэтому, перемножив стоимость одного ярда песка на общее количество ярдов, мы определим общую сумму затрат на песок.

Гвозди, которые нам тоже понадобятся, продаются уже на вес; соответственно, перемножая стоимость одного фунта гвоздей на нужное количество фунтов, мы получаем общую сумму затрат на гвозди.

Известь продается баррелями; ковры – квадратными футами, обои – рулонами, фарфоровая посуда – дюжинами, а квалифицированный труд оплачивается почасово. Не будем вдаваться в дальнейшие подробности – и без того уже понятно, что для получения точной суммы затрат на каждый товар сначала нужно связать его с соответствующей мерой. Рассчитать необходимое количество гвоздей в погонных футах нельзя.

Так вот, у всех объектов и сил во вселенной есть свои единицы измерения, и именно по этим единицам определяется их истинное качество и влияние. Эти единицы – астрологические понятия. Как демонстрировалось в одном из предыдущих уроков<$См. курс 1, гл. 3.>, все сущее, обладая собственной частотой вибраций, соответствует тому или иному астрологическому качеству. Даже у идей и духовных принципов есть астрологические соответствия. Поэтому, сопоставляя нечто с соответствующим ему астрологическим символом, мы используем этот символ в качестве единицы его измерения. Как знание того, что доски продаются на футы, позволяет нам оценить необходимое количество досок, так знание астрологических понятий позволяет нам составить точное мнение о других вещах.

Более того, если мы устанавливаем соответствие между объектами и их астрологическими символами, то можем оценить их влияние друг на друга и на человека. На языке астрологических понятий можно формулировать и сопоставлять самые различные вопросы. Чтобы «привести к общему знаменателю» гвозди, доски, песок и известь, сначала каждый из этих материалов нужно сделать измеримым, связав с определенной мерой, и лишь потом переводить на язык долларов и центов. Точно так же, сопоставляя самые разные факторы с астрологическими символами и переводя их на язык вибрационной гармонии и диссонанса, можно узнать их общее влияние на человеческое мышление и жизнь.

К самым сильным факторам, влияющим на ход человеческой жизни, относится невидимое излучение планет. То, что мы не осознаем этого влияния на наши мысли и поступки, ничуть его не уменьшает. Разве цветок подсолнуха, поворачивающий головку вслед за солнцем, осознает, что делает это под действием света? Развитие и поведение растений и животных происходит не только в условиях гравитации, но и под сильным влиянием климатических и температурных факторов, но знают ли они об этом? Так и человек – в сущности, он просто ощущает какие-то непонятные импульсы, но не знает, почему. Мотылек тоже не знает, почему он летит на огонь. Он летит туда потому, что раздражитель в виде света стимулирует в нем непроизвольную моторную реакцию лететь на свет. Этот тропизм заставляет мотылька реагировать на некоторые колебательные частоты определенным образом, а другой тропизм заставляет человека определенным образом реагировать на планетарное влияние.

Вот мы и подошли к назначению двух ключей. Они созданы для выявления астрологических соответствий и, таким образом, позволяют оперировать правильными единицами измерения. Они демонстрируют влияние одного объекта или идеи на другой объект или идею, когда установлены правильные меры. Использование ключей предполагает использование математики, которая необходима для оценки общей гармонии или дисгармонии и совокупного влияния самых различных факторов. То есть ключи служат средством измерения как особых, так и универсальных сил.

В заключение я снова процитирую Декарта, который, кстати сказать, странствовал по всей Европе в поисках того, кто мог бы посвятить его в тайное оккультное братство: «Лишь математика лишена софизмов».

Эти слова можно считать лучшей рекомендацией к применению Золотого и Серебряного Ключей, поскольку оба они построены на математических принципах. Ни в одной другой области ученик не получит такого щедрого вознаграждения за свой труд, как в применении этих двух бесценных ключей к макро- и микрокосму.


Немає коментарів:

Дописати коментар