четверг, 26 октября 2017 г.

"История оккультного Таро"




Вышла еще одна книга, посвященная истории оккультного Таро. В отличие от маленькой оригинальной книжки Руслана Халикова, эта — большая и переводная. Выпущена издательством «Касталия» в Москве в 2017 году. Формат 70х100/16, твердый переплет, 372 страницы. Тираж скромно умалчивается; думаю, экземпляров 500. Переводчик Ольга Делия. Редактор не указан; думаю, его не было вовсе, что и постараюсь обосновать ниже.

Итак, Чарльз Декстер и Майкл Даммит. История  оккультного Таро.
Оригинальная книга вышла в Лондоне в 2002 году под названием A History of the Occult Tarot 1870 – 1970, и авторами ее были Рональд Декер и Майкл Даммит. «А где же Чарльз Декстер?» — спросит внимательный читатель. А нигде. Это Рональд Декер, автор или соавтор нескольких отличных книг о Таро, почему-то на обложке и на титульной странице русской версии книги взял и превратился в Чарльза Декстера, хотя во Введении его имя указано правильно.
Оригинальная книга содержит 12 страниц глянцевой вклейки с изображениями разных исторических карт. В русской версии они, к сожалению, опущены, а жаль, потому что там есть поистине уникальные иллюстрации — например, карты Марсельского Таро 1890-х годов с рукописными надписями гадательных значений по книге Мазерса, «промежуточное» Таро Освальда Вирта 1911 года и образцы малоизвестного второго Таро Уэйта, созданного в 1919 – 1923 годах.
Есть в оригинальной книге и иллюстрации — в основном изображения разных вариантов каббалистического Древа Жизни. В переводной книге они воспроизведены факсимильно, без перевода подписей:


Есть также несколько схем, состоящих из надписей. Они тоже воспроизводятся факсимильно, а надписи переводятся ниже, вот так:
Это, конечно, не очень профессионально. Будь у русской книги выпускающий редактор, он бы настоял, чтобы иллюстрации были сделаны как положено.
Не помешал бы книге и редактор перевода. К переводчице у меня претензий нет: она старалась и очень большой по объему текст перевела в принципе неплохо. Очевидно, ее поджимало время, поэтому она решила не заморачиваться на сверку имен собственных и писать «Г. С. Джонс (G. C. Jones)» или  «Тьери Депаулис (Thierry Depaulis)». Это в принципе допустимо на этапе допечатной подготовки книги, но дальше за дело должен был взяться редактор, который бы исправил в первом случае «Г.» на «Дж.» (потому что Джордж), а во втором случае «Депаулис» на «Деполи» (потому что француз, а не грек). В этом случае оригинальные написания в скобках, очень загромождающие текст книги, оказались бы вообще не нужны. Так или иначе, они остались, и нет худа без добра: читатель по крайней мере сможет сам прочесть имена правильно.
Но, несмотря на эту досадную черту, перевод, повторюсь, в целом неплох. Вот оглавление книги (внимательный читатель заметит тут ошибку верстальщика, которую редактор тоже не пропустил бы):
Надо заметить, что «История оккультного Таро» — это, по сути, продолжение другой работы тех же двух авторов (и еще третьего — того самого Тьери Деполи), которая называется A Wicked Pack of Cards: the Origins of the Occult Tarot («Колода нечестивых карт: истоки оккультного Таро»,  Нью-Йорк, 1996). В первой книге вкратце  рассматривается история игральных карт вообще и Таро в частности, в том числе ранние исторические свидетельства о неигровых (в том числе гадательных, то есть оккультных) применениях карт. Затем подробно разбираются тексты, положившие начало оккультной тарологической литературе, — эссе Антуана Кура де Жебелена и графа де Мелле. Целых три главы уделяется Эттейлле и его традиции, по главе — мадемуазель Ленорман, Элифасу Леви, Полю Кристиану, Папюсу и его кругу, Ж.-А. Вайяну и его теории цыганского происхождения Таро.
Во второй книге авторы покидают территорию Франции и прослеживают дальнейшую историю оккультного Таро в Англии («Золотая Заря», Уэйт, Кроули и др.), Америке (Пол Фостер Кейс, К. К. Заин, Мэнли Холл и О. Дж. Нэпп, Иглесиас Ханейро и др.), Германии, Чехии, Швейцарии и России (Шмаков, Г.О.М., Успенский, Томберг, Русский Оккультный Центр).
Я должен предупредить, что обе книги, хотя и посвящены оккультному Таро, написаны не оккультистами, а историками, оккультизму отнюдь не симпатизирующими. К корифеям тарологии они относятся без всякого пиетета, очень въедливо и иронично разбирают их биографии и тексты и откровенно издеваются над «эзотерическими» теориями происхождения Таро из Древнего Египта, от цыган и т. п. То есть если для вас Таро — это своего рода религия, лучше не читайте, заработаете инфаркт. Но если вы хотите знать исторические факты и видеть, откуда берут начало эзотерические идеи, — обе книги усиленно рекомендую. В том числе и вторую — в русском издании, о недостатках которого я честно сказал выше. А учитывая заведомо маленький тираж русской книги, советую даже поторопиться.
Андрей Костенко,
26.10.2017.