четверг, 16 апреля 2015 г.

Пять искусств китайской метафизики


Сегодня я хочу вернуться к теме разновидностей прорицания. У китайцев существует понятие «пяти искусств»  (у шу, не путать с боевыми искусствами ушу):



Часто их называют более длинно — «пятью искусствами китайской метафизики». Надо заметить, что под метафизикой в данном случае китайцы понимают не «раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности» или что-то в этом роде, как на Западе, а духовно-энергетические практики, свою традиционную медицину и то, что у нас называют прорицанием.

Вот эти пять искусств (порядок перечисления может варьировать):











Шань
И
Мин
Бу
Сян

Шань дословно переводится как «гора». Сюда относятся духовно-энергетические практики: медитация, цигун, «внутренние» боевые искусства, «внутренняя» алхимия. В общем, все то, чем в традиционном Китае занимались преимущественно в горах монахи или отшельники-одиночки, имея целью достичь просветления, а то и стать бессмертными (китайский иероглиф «бессмертный», сянь, состоит из двух графем — «человек» и «гора»). Сюда же относят практическую магию, искусство изготовления талисманов и «внешнюю» алхимию.

И — это «медицина», причем именно традиционная китайская медицина (ТКМ), основанная на эзотерических (или, если угодно, метафизических) учениях об Инь и Ян, пяти стихиях, восьми триграммах, десяти небесных стволах и двенадцати земных ветвях и т. п. Постольку, поскольку  И занимается эзотерической анатомией и физиологией человека, она связана с практиками Шань. Основными разделами И обычно называют траволечение, акупунктуру и массаж. Все это находит применение в практиках Шань.

Мин имеет значения «жизнь» и «судьба», «рок», «участь». Сюда относятся календарно-прорицательные системы, из которых важнейшие — бацзы и цзывэйдоушу. Они предназначены «анализировать код судьбы» человека, заключенный в дате его рождения (и зависящий от пола). Это уже прорицание, причем тот его раздел, который я называю метафизическим анализом.

Бу — это «гадание», в котором выделяют «оракулы», важнейшим из которых является Ицзин, и несколько нумерологических систем, основанных на Ицзине и традиционном китайском календаре. Гадание по Ицзину — это, в моей классификации, настоящее гадание, поскольку задействуется генератор случайных чисел. Системы же мэйхуаишу, тайи, цимэньдунцзя и далюжэнь, относимые китайцами к категории Бу, я бы отнес к Мин, потому что они используют для прогноза календарные данные, в которых отсутствует элемент случайности, а наоборот, царит потрясающая гармония и упорядоченность.

Наконец, Сян — это «внешность». Это тоже прорицательная категория «пяти искусств», и сюда относятся физиогномика, хиромантия и фэншуй. Все это — метафизический анализ, и логика разделения этого вида прорицания на Мин и Сян вполне понятна. Системы Мин анализируют невидимые «звезды» китайского Космоса, а системы Сян — ясно видимые и осязаемые физические объекты: черты лица, линии ладони, горы и водоемы. В любом случае объекты анализа не зависят от случая и не меняются от одного акта анализа к другому (как гексаграммы Ицзина).



Моя книга "Гадание по Ицзину". Посмотреть на текст можно здесь.