среда, 11 февраля 2015 г.

«Таро Г.О.М.»

«Таро Г.О.М.»


Это Таро описывается в книге 

КУРС
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА
читанный
Г.О.М.
в 1911—1912 академическом году
в городе С.-Петербурге
С.-Петербург, 1912 
  

Титульный лист
  
  
Г.О.М. — это инициалы Григория Оттоновича Мёбеса (1869—1930), одного из видных розенкрейцеров дореволюционной России. Часто в литературе искажают его отчество («Осипович») и фамилию («Мёбиус»).

В оригинальном издании (1912) иллюстраций карт не было. Декер и Даммит в «Истории оккультного Таро» (2002) сообщают, что вскоре после издания книги Мебес и его ученики начали пользоваться Таро Уэйта, но восстановили в нем французскую нумерацию Больших Арканов (Справедливость = 8, Сила = 11).

Вот что мне удалось собрать по истории иллюстраций к Г.О.М.:
 
  • В 1921 году книга Г.О.М. была издана в Польше (Tajemna Wiedza Duchowa, encyclopedyczny wyklad nauk tajemnej wiedzy duchowej) в переводе Кароля Хобота. Это издание было иллюстрированным. Дурак, Мир и Папесса были перерисованы из Таро Вирта 1889 г., а остальные Большие Арканы — из Таро Уэйта.
Титульный лист польского издания

Образцы иллюстраций


  • В 1937 году в Шанхае Русский оккультный центр переиздал «Курс энциклопедии оккультизма» с иллюстрациями 22 Арканов Таро неизвестного художника. К этим иллюстрациям прилагались свои собственные описания, и я посвятил им отдельный пост.


Титульный лист шанхайского издания



Образец иллюстраций и описания 
22 Мажорных Арканов



  • В 1962 году Дмитрий Судовский (ок. 1900 — 1966 или 1967), по происхождению российский поляк, писавший под псевдонимом «Муни Садху», выпустил на Западе книгу «Таро: современный курс квинтессенции герметического оккультизма» (Mouni Sadhu, The Tarot: a Contemporary Course of the Quintessence of Hermetic Occultism). По сути дела, это перевод лекций Г.О.М. на английский язык — с минимальными перестановками материала и дополнениями. Эта книга снабжена иллюстрациями Старших Арканов работы художницы Евы Лукас (они приводятся на этой странице ниже в левой колонке).
  • В начале 80-х годов армянский оккультист Шаэн Еремян купил у букиниста «Курс» Г.О.М. 1912 года издания. Примерно в то же время ему подарили антикварную колоду карт Папюса — судя по всему, вырезанных из французской книги «Предсказательное Таро» 1909 года и наклеенных на картон. Еремян размножил книгу Г.О.М. на ксероксе в количестве 20 экземпляров, использовав в качестве илюстраций копии карт Папюса. Потом он несколько раз пытался нарисовать собственные цветные карты, которые бы соответствовали описаниям Г.О.М. Эта работа тянулась долго, но в конце концов издательство «Энигма» предложило Еремяну нарисовать карты для нового издания книги Г.О.М. Так появился реальный стимул довести дело до конца. Вместе с художницей Сусанной Айвазян Шаэн Еремян создал сначала набор Мажорных Арканов, а потом и Минорных. При создании Минорных Арканов (о которых у Г.О.М. почти ничего конкретного не сказано) Еремян использовал работы Папюса, Ленена, Кнорра фон Розенрота и другие книги по Каббале. Колода была издана в 2001 г. в Ереване малым тиражом под названием «Каббалистическое Таро Г.О.М.» и переиздана в 2003 году московской «Энигмой». Чуть позже в том же году была переиздана и книга Г.О.М. Ниже в правой колонке я привожу рисунки Сусанны Айвазян (поля карт не показаны).


Титульный лист энигмовского издания 

2003 года


  • В 1994 году киевское издательство «София» выпустило «реставрированное» издание книги Г.О.М. по шанхайской версии 1937 года, с теми же иллюстрациями. Предполагался выпуск и цветных карт на основе шанхайских иллюстраций, но потом от этого проекта отказались. Киевский художник Виталий Сердюков успел нарисовать только первый Аркан. Александр Морозов, у которого хранится оригинал рисунка, любезно разрешил мне воспроизвести его здесь:



Если кто-то знает о других попытках художественной реализации «Таро Г.О.М.», напишите мне.

«Курс энциклопедии оккультизма» — очень серьезное издание, именно энциклопедическое, в котором с каждым из Старших Арканов Таро («тарота») связывются те или иные разделы оккультных наук — астрология, алхимия, Каббала, практическая магия и т. п. Ниже в центральной колонке я привожу только те фрагменты текста, которые непосредственно описывают «картины» Мажорных Арканов Таро, какими они виделись Мебесу. Все истолкования изображений опущены.
 
 

На соответствующем листе тарота изображен мужчина, стоя, держащий в правой, поднятой кверху руке палочку; левой рукой мужчина указывает на землю, так что, в общем, его фигура напоминает самый символ aleph. Над головой его начертан знак ; голова увенчана золотым обручем; опоясан он золотым поясом; перед ним — стол кубической формы; в распоряжении человека, кроме жезла в руке, еще три предмета, лежащих на столе, — чаша, меч и денежка.
Картинка на заднем плане дает изображение двух колонн: правая, красная, часто увенчанная знаком Солнца, носит название Jakin; левая, синяя (часто черная), увенчана Луной и именуется Bohaz. Просвет между колоннами на масонском языке именуется средним пространством. На картинке оно задернуто завесою. На переднем плане восседает женщина на кубическом же сидении. На голове женщины мы видим уже не знакпервого аркана, а рога Изиды, между которыми помещена полная Луна. Лицо фигуры прикрыто полупрозрачной вуалью.   
   
Сама фигура закутана в широкое одеяние и держит на коленях сверток папируса (или книгу), наполовину прикрывая ее складками одежды. На груди женщины прямоугольный равноконечный крест. 
Картинка изображает женщину, увенчанную двенадцатью звездами, символизирующими 12 знаков Зодиака...   
   
Сидящая женщина «облечена в Солнце и корчится в муках рождения» (Откр. XII, 1-2)...  
   
В левой руке у женщины скипетр со знаком Венеры...   
   
В правой руке женщина держит щит с изображением орла...У орла висит равноконечный прямоугольный крест...   
   
Сидит женщина, опять-таки, на кубическом камне, утвержденном на глобусе.., и под ногою держит Луну... Иногда встречается искажение фигуры — крылья у женщины, вместо Солнца, ее облекающего. 
Картинка аркана изображает мужчину, увенчанного трехъярусною тиарою... В правой руке мужчина держит скипетр, оканчивающийся или знаком Венеры (), или знаком Юпитера ()...    
   
Желательно такое положение рук и плеч фигуры, которое бы напоминало восходящий треугольник (это условие во многих таротах не соблюдено).  
   
Правая нога фигуры заложена за левую так, чтобы получалось подобие прямоугольного креста.  
   
Фигура опирается задней частью на камень  кубической  формы. На этом же камне покоится изображение орла, имеющего на шее подвесок в форме т. наз. «Креста Великого Иерофанта».  
 
 
Картинка изображает сидящего мужчину. Голова его увенчана рогами Изиды с полною Луною между таковыми. Над бинером этих рогов доминирует тернер Креста Великого Иерофанта.., укрепленный на конце жезла. Жезл у Иерофанта в левой руке, и достаточно высок, так что крест на его верхушке находится значительно выше наклоненной головы Иерофанта.  
   
Правая рука Иерофанта распростерта над головами двух склонившихся перед ним фигур, на одних картинках — жестом имяславного благословения, на других — знаком молчания, т.е., во всяком случае, жестом выражения воли 
   
Из двух фигур, поклоняющихся Иерофанту, одна — светлая (например, красная), другая темная.  
   
Сидит Иерофант, как и женщина 2-го аркана, между колоннами Jakin и Bohas, снабженными традиционною завесою.
Субъект, долженствующий применить человеческую свободу, изображен... в виде молодого человека (молодость — намек на необходимость элемента своевременности в выборе).  
   
Эволютивному треугольнику на картине соответствует скромно одетая, с виду невзрачная девушка, приглашающая молодого человека на правую тропу распутья двух дорог. Это добродетель 
   
Картинка построена зеркально: правая тропинка — та, которая направо по отношению к лицу, рассматривающему изображение.  
   
Инволютивному треугольнику соответствует роскошно обрядившаяся весьма приглядная своею красотой женщина, манящая юношу на левую тропу.  
   
Роль Stauros'a [см. примечание внизу стсраницы] интерпретирует парящий в облаках Гений справедливости тем, что направляет карающую стрелу в сторону левой женщины, олицетворяющей порок.
Наверху виднеется лазоревый балдахин, усеянный золотыми сплошными пентаграммами...  
   
Поддерживается этот балдахин четырьмя столбами Герметических Добродетелей...  
   
Между этими столбами протекает деятельность Мага-Победителя, помещающегося под балдахином, увенчанного золотой короной с тремя пентаграммами... и одетого в панцирь Знания и Победы, охраняющий его от многих элементов, опасных, пагубных для профана.  
   
На правом плече Победителя (картина составлена зеркально) красуется белый серп Луны.., на левом — темный серп Луны...  
   
Панцирь носит отпечаток тех методов, которыми Победитель сумел себя оградить от напастей: на нем фигурируют 3 наугольника, 3 прямых угла — правильность логического мышления, облечение мысли в правильную форму, осмотрительность и безошибочность в реализациях физического плана.  
   
В правой руке Победителя — жезл, украшенный шаром, на который опирается квадрат, поддерживающий в свою очередь равносторонний треугольник...  
   
В левой руке мы видим Меч Победы...  
   
Куда стал Победитель, чтобы отпраздновать свой триумф?  
   
Он поместился на Колеснице кубической формы...  
   
Каким процессом порожден этот кубический кузов повозки?  
   
На лицевой ее стороне написан ответ в виде двух символов: наверху египетский орнамент в виде шара (Jod) с двумя змеевидными отростками (2 He), поддерживаемого распростертыми крыльями (Vau); конечно, это динамический цикл  
   
Пониже красуется лингам...  
   
Везется колесница двумя сфинксами символической пары сил астрального бинера, средней части Великого Аркана; левый сфинкс — черный, правый — белый; сфинксы смотрят друг на друга, но тянут в разные стороны...  
   
Сфинксы бегут по поверхности большого глобуса...  
   
Колеса колесницы скованы так, что видны шляпки гвоздей, придерживающих ободья... шляпки гвоздей фигурируют глаза... 
  
«А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз». (Книга пр. Иезекииля, гл. I, ст. 18).
Картина VIII-го  аркана  на заднем плане дает нам 2 колонны; на переднем плане — женскую фигуру (Фемиду), сидящую в среднем, по отношению к колоннам, пространстве. Лоб этой фигуры охвачен золотым обручем; на глазах у нее повязка; на груди — Солнечный Крест на цепи. В правой руке (картина построена зеркально) она держит весы, в левой — меч.  
Фигура предполагается сидящей на кубическом камне, но складки ее одежды покрывают сиденье, скрывают его от взоров зрителя.
Картинка аркана изображает собою идущего старца, держащего в правой руке (не зеркально) лампу с тремя огнями. Лампа эта отчасти скрыта под обширным плащом с капюшоном, облекающим старца тройным изгибом своих складок. В левой руке старца виднеется посох, служащий ему опорой при ходьбе. На посохе ясно вырисовываются следы трех сучков.
Картина аркана... в верхней своей части дает изображение Сфинкса, вооруженного мечом и покоящегося на неподвижно укрепленной платформе. Несколько ниже мы видим Соломонову Гексаграмму (знак Макрокосма), вращающуюся вместе с колесом, очерчивающим ее своим ободом. Обойма, на которую опирается ось колеса, в нижней своей части (под колесом) переходит в двойной кадуцей. Само колесо с правой стороны (зеркально) своим вращением увлекает вверх (к Сфинксу) кинокефала Hermanubis с тройным кадуцеем в правой руке. Слева то же колесо увлекает вниз крокодилье туловище Typhon'a, с человеческой головой и двузубцем (иногда — трезубцем) в левой руке, направленным вниз.
Картинка аркана изображает девицу, без усилия и с полным апломбом раскрывающую (или закрывающую) пасть льву; девица имеет над головой знак  Астрального Света.
Мы видим фигуру человека, повешенного за левую ногу вниз головой. Правая нога повешенного согнута в колене и заложена за левую так, что получается как бы фигура четырехконечного креста. Руки человеческой фигуры, соединенные за спиной, уподобляют нижнюю часть этой фигуры нисходящему треугольнику. Перекладина, к которой подвешена фигура, опирается на два древесных ствола с обрубленными сучьями; число оставшихся сучьев-пеньков = 12 (по 6 с каждой стороны).
Картинка аркана дает нам фигуру Смерти в виде традиционного скелета с косой.
Картинка XIV-го аркана являет нам изображение Солнечного Гения в блистающей белизной одежде, увенчанного золотой повязкой, опоясанного золотым поясом, за который заткнут белый плат, и старательно, без потери единой капли, переливающего жидкость из золотого сосуда в серебряный. 
Верхняя часть... занята традиционным Бафометом Тамплиеров, восседающим на кубе, утвержденном на глобусе. По обеим сторонам глобуса стоят: справа (зеркально) — мужчина, слева — женщина, совершенно обнаженные и связанные цепью, охватывающей шею мужчины и бедра женщины...  
   
На кубе сидит сам Великий Андрогин... Глобус Земли  под ногами Андрогина; рыбная чешуя, символизирующая воду, покрывает его живот; крылья воздуха — за его спиной, а пламя «огня» восходит к небу из трехконечного факела, утвержденного на голове...  
   
Правая рука Андрогина мужская; на ней фигурирует надпись «Solve»... Она указывает на светлый серп молодой луны с правой стороны фигуры (чаще всего незеркально). Левая рука Бафомета женская; на ней мы зрим надпись «Coagula»..; она указует на темный серп убывающей луны с левой стороны фигуры. Эта убывающая луна расположена внизу фигуры, а восходящая — против верхней ее части, так что мужская рука поднята, а женская опущена. Фигура снабжена грудями женщины; из паха ее поднимается вверх двойной герметический кадуцей, причем головы змеек упираются в шарик кадуцея на высоте солнечного сплетения...  
   
У него козлиная голова, рога которой, уши и борода великолепно вписываются в опрокинутую пентаграмму... Тернер факела доминирует над бинером рогов. Это — нормальная пентаграмма эволютивного типа. Но многим ее труднее найти, нежели упомянутую инволютивную, а потому, для ясности, часто снабжают фигуру добавочной эволютивной пентаграммой, начерченной на козлином лбу...  
   
У фигуры козлиные ноги... Ноги скрещены, т. е. правое копыто приходится с левой стороны глобуса, а левое — с правой...
Картинка аркана, астрологическое соответствие которого есть Знак Козерога, изображает башню, разрушаемую ударом молнии. Пораженные тем же ударом, с башни упали два человека — один в короне, другой — без таковой. Конечности одного из упавших расположены так, что общая его фигура напоминает начертание буквы Ain.   
 
В верхней части картинки мы видим большую восьмиконечную звезду, окруженную такими же, но маленькими. Под этими звездами на земле мы зрим совершенно обнаженную девушку, поливающую сухую почву из двух сосудов, золотого и серебряного. На заднем плане бабочка садится на розу.  
 
На самом верху картины льет свой тихий свет Луна, безнадежно-математически, в строгой системе направляя свой конус лучей, но лунный свет есть свет отраженный...  
   
Вы вглядываетесь в сумерки и на заднем плане видите Бинер Башен, или Бинер Пирамид. Между этими башнями проходит извилистая тропа вашего бытия, как будто лишь для того усыпанная светлым песочком, чтобы сделать заметными пятна крови, которыми она изобилует... На переднем плане картины... слева (зеркально) стоит волк... Справа мы видим собаку... Они воют на Луну... Мы часто уподобляемся раку, пятящемуся в лужу у переднего края картины. 
 Картинка аркана изображает двух голых маленьких мальчиков, резвящихся в каменной загородке и освещаемых яркими лучами Солнца, переходящими внизу в сплошной золотой дождь... 
  
На картинке держатся за руки два мальчика (хотите — мальчик с девочкой...). Дети эти жизнерадостны.
На картинке мы видим трубящего ангела в небесах...  
   
Внизу мы видим фигуры мужчины, женщины и ребенка, преобразованные порывом жажды новой жизни...  
Все три фигуры вышли из гроба. Об этом свидетельствует открытая могила и отваленная плита.   
 
По скале к обрыву спешно шествует человеческая фигура. На голове ее красуется дурацкий колпак; она смотрит не на обрыв, а куда-то в сторону, где ничего не виднеется, не замечает крокодила с отверстой пастью, притаившегося за обрывом; не обращает внимания на истерзанность и неприличие своего костюма, еще, вдобавок, раздираемого псом, следующим за ней по пятам. В правой руке (зеркально) безумного путника красуется прочный жезл, на который он не опирается и которым даже не пользуется, чтобы отогнать собаку. Левой рукой безумец придерживает конец палки, на которой за его плечами подвешен значительных размеров тяжелый куль.
В центре картинки торжествующе пляшет голая женщина, слегка касаясь земли одной ногой...   
   
У нее в руках по палочке; обе палочки на одном уровне; она держит их параллельно друг другу; она владеет тайной Бинера и свободно оперирует в астральной области, символизируемой Великим Змием, обвивающим фигуру и кусающим собственный хвост.  
   
Этот Змий, ouroboros Древнего Символизма, очерчивает женщину правильным овалом...   
   
Взгляните еще на рамку картинки: в ее четырех углах красуется Кватернер Священных Животных.   
 
 
 Примечание
 
Здесь описание составлено так, что оно неотделимо от толкования. Символом шестого Аркана служит, согласно Мебесу, «звезда Соломона».  Эволютивный треугольник (см. рис. справа) — «восходящий» (темный, хотя, по идее, должен быть светлым), инволютивный — «нисходящий» (светлый), Stauros — Т-образный крест в центре, указывающий на процесс оплодотворения.