понедельник, 12 мая 2014 г.

Инструменты Тантры

В издательстве "София" вышло долгожданное второе издание книги Хариша Джохари "Инструменты Тантры":


На озоне: http://www.ozon.ru/context/detail/id/27498321/


В книге 16 цветных иллюстраций (в основном индуистские янтры). Перевод Кирилла Семенова. Я, как редактор, добавил от себя пару приложений (о 24 таттвах и о числовых янтрах) и биографический очерк, который предлагаю вашему вниманию. Если кто заинтересуется, вот ссылочка на основной сайт, посвященный Джохари:



Об авторе


Хариш Джохари родился 12 мая 1934 года в североиндийской деревне Фаридпур (штат Уттар-Прадеш). В 1937 году семья переехала в свой родовой дом в городе Барейлли.

Мальчик с самого раннего детства был наделен острым умом, отличной памятью и многогранным художественным талантом — в частности, обожал рисовать и лепить из глины. Уже в трехлетнем возрасте он произнес речь и читал революционные стихи на собрании неоиндуистского общества «Арья-Самадж».

Своими обширными знаниями Хариш во многом обязан семье. Его отец, городской судья Банки Бехари Лал Джохари, занимался ведической астрологией и хатха-йогой, изучал веданту. Двоюродный дед, Ачарья Чандрашекар Шастри, написал более сотни книг по различным вопросам индуизма.

С 1948 года отец работал судьей в разных городах, и Хариш часто менял место учебы. В 1953 году он всерьез занялся борьбой, и его наставниками были выдающиеся индийские борцы. Они же обучили молодого человека массажу и общим правилам индийской физической культуры.

В Рампуре Хариш был принят в круг поэтов и музыкантов и на всю жизнь подружился с известным певцом и композитором Джагдишем Моханом. Музыка стала еще одним увлечением молодого человека, в котором он смог проявить как свои творческие способности, так и острый аналитический ум. Хариша Джохари всегда интересовали механизмы воздействия звука на нервную систему и сознание человека, и он много лет изучал традиционную индуистскую мантра-йогу. Медитативная музыка Джохари и записи мантр в его исполнении очень популярны как в Индии, так и на Западе. 

В 1957 году Хариш получил степень магистра философии в Колледже Барейлли, а в 1959 — степень магистра филологии урду в Университете Лакнау. Глубокое понимание поэзии урду привело его в компанию суфийских учителей, и он прославился на поэтических собраниях и состязаниях.

После смерти отца в 1960 году, в возрасте 26 лет, Хариш вернулся в Барейлли, чтобы принять на себя заботу о матери и шестерых младших братьях и сестрах. В следующем году он устроился секретарем-переводчиком в местное отделение компании «Lummus», но после женитьбы в 1962 году оставил эту работу и стал профессиональным скульптором. Первый заказ был от одного из храмов в Барейлли — на огромную скульптуру бога-обезьяны Ханумана.

Подолгу работая над скульптурами в храмах, Хариш Джохари близко знакомился с жившими там святыми. Он расспрашивал их о богах, которых должны были изображать его изваяния, о связанных с ними учениях, легендах, ритуалах и садханах (религиозных практиках). Постепенно у художника выработалось свое собственное, уникальное, хотя и вполне традиционно-индуистское, понимание материи, ума и духа. Кроме того, работа в храмах сделала его настоящим бхактой — человеком, любящим Единого Бога и поклоняющимся Ему.

Одновременно Джохари совершенствовал свое мастерство живописца. Азы рисования он освоил с детства: в его семье была традиция каждый год на День рождения Кришны создавать новую фреску со сценами из жизни Божества. Своей любимой технике живописи, сочетающей акварель с темперой, Джохари научился у Шри Чандры Бала в Барейлли (тот же получил ее по линии преемственности, уходящий в бенгальский город Шантиникетан). 

«Фирменный» же стиль рисунка Джохари, как сам он объяснял, является смесью трех исторических форм индийского искусства: лица, кисти рук и стопы следуют традиции фресок пещерного храмового комплекса Аджанта; пропорции фигур — традиции пещер Элефанта; позы и движения — традициям пещер Эллоры и храмов Кхаджурахо. Это уникальное сочетание позволило художнику создать картины, впечатлившие многих искусствоведов Запада и Востока. Джохари создал собственную школу, воспитавшую таких мастеров, как его многолетний ученик голландский художник Питер Вельтевреде, иллюстрировавший впоследствии большинство его книг.

В 1967 году Хариш познакомился с Ричардом Алпертом (впоследствии ставшим известным под именем «Баба Рам Дасс»). Об этой встрече Рам Дасс рассказал в своей книге «Быть здесь и сейчас». В 1969, в возрасте 36 лет, Джохари пригласили в США работать над одним кинофильмом. Хотя проект «не сложился», индиец сполна использовал эту поездку для осуществления еще одной части своей судьбы. Его знакомили с американскими художниками и учеными, врачами и психиатрами, музыкантами и режиссерами, которые интересовались древней мудростью философии индуизма и индийской культурой. Джохари охотно отвечал на любые вопросы и подробно рассказывал о Тантре, аюрведе, свара-йоге, чакрах, мантрах и их воздействии на человеческое сознание. Так он раскрыл в себе талант лектора.

В 1974 году в США была опубликована первая книга Хариша Джохари, «Дханвантари», а затем вторая — «Лила: игра самопознания». И в том же году, в возрасте 40 лет, он решил вернуться вместе с семьей в Индию.
С 1976 года Джохари регулярно посещал Америку и Европу с лекциями на самые разные темы — живопись, индийская психология, чакры, сновидения, нумерология и т. п. В этом же году в Западной Германии вышло первое издание его знаменитой книги «Чакры».

В 1978 году в Амстердаме состоялась первая выставка художественных работ Джохари. Кроме того, были напечатаны открытки с его изображениями планет и постеры с изображениями индуистских божеств.

За годы с 1986 по 1996 Хариш Джохари написал и опубликовал свои основные работы по аюрведе и индуистской метафизике: «Инструменты Тантры», «Целительная сила камней», «Аюрведическая целительная кухня», «Дыхание, ум и сознание», «Нумерология» и «Аюрведический массаж».

В 1997 году астролог Хариша Джохари 104-летний Свами Нараян Риши сказал, что его ожидает смертельно опасная комбинация звезд, и Джохари решил переехать доживать в священный город Харидвар. Там он проводил много времени с учениками и написал несколько книг для детей, две из которых успели выйти при его жизни — «Рождение Ганги» (1997) и «Обезьяна и манговое дерево» (1998).


Хариш Джохари оставил тело 20 августа 1999 года в своем харидварском доме (сейчас там устроен небольшой отель семейного типа «Джохари Хауз» для посетителей святого города). Ученики говорят, что он был «завершенным» человеком и наслаждался жизнью как божественной лилой — игрой космического сознания. Хариш Джохари любил учить других искусству осознанной жизни и был убежден, что любое знание живо лишь тогда, когда им делятся.