суббота, 13 июля 2013 г.

Гидра, второй декан Рака

Гидра

второй декан Рака

02.07—12.07

У нас складывается отчетливое представление о характерах как тех людей, с которыми мы встречаемся ежедневно, так и тех, с кем мы знакомы лишь поверхностно. У них выделяются отдельные сильные черты и просматриваются определенные слабые места. Даже те, кто пользуется нашим наибольшим восхищением, нередко имеют специфические особенности, уменьшающие их личную привлекательность.
Я уверен, что все вы знакомы с постоянно оправдывающимся типом человека. Такой индивидуум обладает достаточными способностями для достижения чего-либо, но боится пробовать. Он избегает брать на себя ответственность, просит переложить работу на кого-то более компетентного, а если соглашается выполнить ее, то ясно дает понять, что, хотя и будет стараться изо всех сил, тем не менее чувствует себя не совсем подходящей кандидатурой. У психологов это называется «комплексом неполноценности».
Очень близок к данному типу, хотя и проявляет себя прямо противоположным образом, хвастун. Он обожает превозносить самого себя и рассказывать о подвластных ему чудесах. Он всегда оказывается главным героем своих историй. В его изложении выполняемая им роль в больших или малых делах неизменно чрезмерно выделяется. Ощущая себя в душе некомпетентным, он таким образом постоянно являет окружающим свой фальшивый фасад, пытаясь впечатлить их. Но психологи говорят, что в действительности такая позиция также является выражением комплекса неполноценности.
Третий хорошо известный нам (и неизбежный) тип — человек, действительно считающий себя лучше других. Он всегда готов оказаться в центре внимания, но при этом неизменно, как говорится, больше «работает на публику», чем вносит реальный вклад в общее дело. Он стремится к восхищению толпы и не станет искать удовлетворения в каком-нибудь более достойном, но менее заметном деле. Психологи говорят, что такой индивидуум страдает «комплексом превосходства».
От этих основных качеств ответвляются сотни других черт характера; они отрастают, как уродливые головы, и нарушают симметрию целенаправленного действия. Их очень хорошо знали и в древние времена, а единственное средство борьбы с ними очень ясно изложено в легенде, связанной с созвездием Гидры.
Согласно греческой мифологии, первоначально Гидра имела сто голов, но лишь одна из них была бессмертной. Поэтому можно предположить, что на рисунке созвездия видна именно эта бессмертная голова.
Обширный опыт гипноза, психоанализа и многочисленных специальных тестов позволил современным психологам установить наличие в бессознательном разуме человека одной «головы», или управляющей установки, постоянно доминирующей в душе; она никогда не ослабевает и не опускается до вторых ролей в течение всей жизни. Чаще всего ее называют «желанием значимости». Это внутреннее стремление быть и достигать.
Каждой жизненной форме присуще фундаментальное стремление, импульс занять свое место в жизни, бороться за него, подняться выше, проявить себя и сохранить собственную индивидуальность любой ценой. Применительно к человеку речь идет о той группе мыслей, которая выражается в Стремлении к Власти. В гороскопе рождения его представляет Солнце.
Именно желание значимости главным образом побуждает индивидуума бороться за выживание; без него он перестает держаться за жизнь. Поэтому данный внутренний фактор человеческого разума наиболее сильно сопротивляется попыткам устранить его или сместить на второстепенное место. Когда утверждается, что самосохранение является первым законом природы, подразумевается, что индивидуум (как и подтверждают психологи) наиболее цепко держится за собственную важность.
Однако при соприкосновении с внешним миром ощущение собственной важности у человека часто подвергается испытанию. Особенно в детстве — ведь ребенок находится в окружении людей, обладающими большими способностями. Своим поведением взрослые могут вызвать у ребенка чувство несоответствия тому, чего от него ожидают. Опыт ребенка (каким бы способным он ни родился) слишком мал для того, чтобы он мог трезво оценивать ситуацию. И, если ему постоянно не удается соответствовать собственным ожиданиям (которые складываются на основе отношения к нему окружающих), у ребенка может развиться хроническое чувство неполноценности.
С другой стороны, у ребенка, которому родители постоянно рассказывают о том, какой он замечательный, которого при любой возможности выдвигают в центр внимания и даже за весьма посредственные достижения щедро хвалят, возникает чрезмерное ощущение собственной значимости. Имея слишком ограниченный опыт, чтобы сравнивать себя с другими детьми, и постоянно выслушивая от родителей и близких высказывания о своих достоинствах, он принимает их утверждения за истину и лелеет чувство собственного превосходства.
В детстве разум наиболее пластичен и восприимчив, поэтому, как правило, внушения родителей и других взрослых имеют намного большее значение для формирования патологического чувства собственной значимости, чем все последующие события жизни.
Но независимо от того, поддаются ли объективный разум и некоторые мыслеклетки бессознательного разума внушению неполноценности или превосходства, в бессознательном разуме всегда остается центральное ядро — из наиболее тесно связанных с индивидуальностью мыслеклеток, — которое никогда не примет предположения о собственной неполноценности.
Невзирая на любые доказательства обратного, это ядро будет твердо стоять на том, что данный индивидуум важен в общем порядке вещей, обладает ценными качествами и не является неполноценным. Оно будет изо всех сил цепляться за такую внутреннюю установку, поскольку с ее вытеснением, когда это ядро индивидуальности с его Стремлением к Власти согласится со своим поражением, когда сама душа признает собственную никчемность, не останется ничего, ради чего стоило бы жить.
Поэтому, когда в результате каких-либо переживаний, обычно имевших место в домашней обстановке, развивается хроническое чувство неполноценности, связанные с индивидуальностью мыслеклетки бессознательного разума отказываются его принять и изобретают различные изощренные способы «сохранить лицо».
Оправдывающаяся личность — если говорить о той ее части, которая связана со Стремлением к Власти, — ожидает от себя большего, чем от других. Такой человек полагает, что должен быть более совершенным, чем заурядные представители человечества, и поэтому извиняется за свое поведение, которое на самом деле ничем не хуже, а то и лучше поведения других. Он в страхе избегает ответственности, ибо, если не выполнит работу безукоризненно, то это окажется ударом для его внутреннего чувства превосходства.
Хвастливый индивидуум свое стремление к значимости, которой ему не удается добиться в реальной жизни, компенсирует попыткой впечатлить окружающих собственным превосходством. Он выставляет себя таким, каким ему хотелось бы быть. Это может обмануть центральные клетки его бессознательного разума, но очень редко вводит в заблуждение окружающих.
Человек с комплексом превосходства, покидая крышу родительского дома и встречаясь лицом к лицу с миром, все еще считает себя лучше других; но ему не удается перекроить обстоятельства по своему усмотрению, и его бессознательному разуму приходится постоянно выискивать отговорки в оправдание такого отсутствия успеха. Его неспособность достичь большего, чем другие, спасти престиж своего центрального бессознательного разума, неизменно списывается на невезение. Он никогда не получает равных шансов с остальными, считает себя обманутым и не оцененным по справедливости.
Это всего лишь три типа наиболее легко распознаваемых неверных установок из десятков, посредством которых бессознательный разум ухищряется компенсировать неумение индивидуума правильно оценить свое положение в жизни.
Именно в нормализации таких ментальных факторов состоял один из двенадцати великих подвигов Геракла. Огромная водяная змея Гидра представляет декан Откровения (это его ключевое слово) в знаке Рака, где Солнце находится со 2 по 12 июля. Согласно античной легенде, это чудовище среднего декана знака дома и семьи не просто имело сотню голов: на месте одной отсеченной головы у змеи тут же вырастали две другие — точно так же, как при резком вытеснении или подавлении психологического комплекса бессознательный разум порождает новые типы его выражения.
Геракл решил проблему этого размножения голов, заручившись помощью товарища (таким товарищем должен быть для человека родительский дом). Когда Геракл отсекал одну из безобразных голов, Иолай прижигал свежую рану горящей головешкой и таким образом предотвращал появление новых голов.
Но последняя голова была бессмертной, как и стремление индивидуума к выживанию и собственной значимости. И Геракл, вместо того чтобы пытаться ее уничтожить, мудро придавил эту голову камнем, символизирующим «Камень Вечный», Полярную звезду, Истину.
Неподобающие желания бессознательного разума до конца не поддаются подавлению. Если им просто не давать выражения, они на месте одной старой головы поднимут две новые. Но их энергия может быть использована и направлена на конструктивные цели. Для этого необходима горячая головешка проницательности, надлежащим образом оценивающей эту энергию, нацеливающей ее на более приемлемое выражение и тем самым облагораживающей.
Человеческая Индивидуальность совершенно справедливо отказывается считать себя неадекватной, неполноценной и не имеющей значения. Душа каждого человека появляется на свет для выполнения определенной, существенно необходимой работы. Различные стремления к самовыражению также противятся подавлению. Какой бы ни была их природа, они представляют энергии, которые можно направить в иное русло и использовать плодотворно.
Любая попытка искоренить желание, просто игнорировать его или подавить терпит неудачу, поскольку в тонком теле остается соответствующая энергия, ищущая выражения — хоть приемлемым, хоть неприемлемым способом. Поэтому текст этого декана гласит:
Душа человека развивается не с умерщвлением желания, а с возвышением его на более высокий уровень проявления.