середу, 27 лютого 2013 р.

Тибетская йога сна и сновидений (введение)

В "Софии" мы сейчас готовим к изданию новый перевод книги Тендзина Вангьяла Ринпоче, о котором я уже упоминал. Эта книга называется

Тибетская йога сна и сновидений

Это мой рисунок для обложки: бонская медитативная диаграмма-тигле. В центре -- тибетская буква "а".


Вот небольшой фрагмент:

Введение


Мы проводим треть жизни во сне. Что бы мы ни делали, какими бы добродетельными или порочными ни были наши поступки, кем бы мы ни были — убийцами или святыми, монахами или распутниками, — каждый день заканчивается для всех нас одинаково. Мы закрываем глаза и погружаемся во тьму. Мы делаем это без всякой боязни, хотя то, что мы знаем как собственное «я», исчезает. Через какое-то время начинают возникать образы, а вместе с ними к нам возвращается и ощущение собственного «я». Мы продолжаем свое существование в мире сна, который кажется безграничным. Каждую ночь мы приобщаемся к величайшим таинствам, перемещаясь из одного измерения опыта в другое, утрачивая ощущение собственного «я» и снова обретая его — и все же мы воспринимаем это как должное. Утром мы просыпаемся и продолжаем свою жизнь в реальном мире, но в каком-то смысле мы по-прежнему спим и видим сны. Учения говорят нам, что мы можем либо и впредь день и ночь оставаться в этом обманчивом, сонном состоянии, либо пробудиться к истине.

Начиная заниматься йогой сна и сновидений, мы становимся частью длинной линии передачи. Люди уже многие столетия выполняют те же практики, сталкиваются с теми же сомнениями и препятствиями и получают такую же пользу, какую можем извлечь из этих практик мы сами. Многие высокие ламы и достигшие совершенства йогины сделали йогу сна и сновидений своей основной практикой и благодаря ей обрели реализацию. Размышляя над прошлым и вспоминая людей, которые посвятили свою жизнь этому учению (наших духовных предшественников, передающих нам плоды своей практики посредством учений), мы пробуждаем в себе веру в эту традицию и благодарность за то, что она существует.

Возможно, некоторым тибетским наставникам кажется странным, что я обучаю этой практике жителей Запада, которые не освоили определенные предварительные практики или не достигли должного уровня понимания. По традиции это учение всегда держали в тайне как в знак уважения к нему, так и для того, чтобы сохранить его целостность, поскольку ложное толкование, которое могут дать учению неподготовленные практикующие, способно ослабить его. Это учение никогда не передавали необдуманно всем желающим, а берегли для тех, кто готов его принять.

В наше время эти практики не утратили своей действенности и ценности, однако изменилась обстановка в мире, поэтому я и пытаюсь найти другой подход. Я надеюсь, что простая и открытая передача эффективных практик поможет лучше сохранить традицию и принесет пользу большему количеству людей. Однако очень важно относиться к учению с большим уважением — как для того, чтобы защитить его, так и для того, чтобы самим добиться дальнейших успехов в освоении этой практики. Постарайтесь получить прямую передачу этих учений от настоящего учителя. Вам будет полезно даже просто прочитать об этих йогах, но гораздо лучше получить устную передачу, которая обеспечивает более тесную связь с линией передачи. Кроме того, на этом пути часто возникают препятствия, которые трудно преодолеть самому, тогда как опытный учитель сумеет обнаружить эти препятствия и поможет устранить их. Это важный момент, о котором следует помнить.

Человеческая жизнь обладает огромной ценностью. Мы — обладатели изначально здорового тела и ума с полным набором возможностей. Возможно, мы уже встретили на своем пути учителей и получили от них учения. Современная жизнь предоставляет нам счастливую возможность свободно следовать по духовному пути. Мы знаем, что практика — это важнейший аспект духовного пути, так же как и наше стремление помогать другим. Мы знаем также, что жизнь пролетает быстро, а смерть неизбежна, и все же в повседневной суете бывает трудно уделять практике столько времени, сколько хотелось бы. Возможно мы медитируем по часу или два в день, но на протяжении оставшихся двадцати двух часов мы отвлекаемся от нее и плаваем по волнам сансары. Однако у нас всегда остается время для сна: мы проводим треть жизни во сне и можем использовать это время для практики.

Основная мысль этой книги в том, что практика позволяет нам расширить осознание каждого момента нашей жизни. При этом наша свобода и гибкость постоянно усиливается и мы становимся все менее зависимыми от привычных забот и отвлекающих факторов. У нас формируется устойчивое состояние присутствия, которое позволяет нам более грамотно выбирать положительную реакцию на происходящее — реакцию, которая приносила бы пользу другим людям и способствовала бы нашему продвижению по духовному пути. Со временем такое осознание приобретает непрерывный характер и позволяет нам полностью осознавать себя как во сне, так и во время бодрствования. После этого мы обретаем способность находить творческие, конструктивные пути использования сновидений, которые позволяют нам выполнять различные практики в состоянии сна. Когда мы полностью овладеем этими навыками, мы обнаружим, что в нашей жизни и во сне, и наяву больше безмятежности, покоя, понимания и признательности. Кроме того, эта практика поможет нам подготовиться к освобождению, когда мы окажемся после смерти в промежуточном состоянии (бардо).

Изложенное в этой книге учение содержит много методов повышения качества повседневной жизни. Это настоящее благо для нас, поскольку наша жизнь очень важна и заслуживает того, чтобы прожить ее достойно. Однако конечная цель этих йог заключается в том, чтобы привести нас к освобождению. Исходя из этого, данную книгу лучше всего рассматривать как практическое руководство по йогам тибетской бонско-буддийской традиции, в которых сновидения используются для того, чтобы освободить нас от грез наяву в обычной жизни, а сон — для пробуждения от неведения. Для такого прочтения книги вам понадобится помощь опытного учителя. Затем, для того чтобы сделать ум устойчивым, выполните практику пребывания в состоянии спокойного присутствия (шинэ), описание которой можно найти в третьей части книги. Когда вы почувствуете, что готовы, приступайте к предварительным практикам и уделяйте им какое-то время, сделав их неотъемлемой частью своей жизни. После этого приступайте к основным практикам.

Спешить нет нужды. Мы блуждаем в иллюзиях сансары со времен, которым нет начала. Просто прочитать еще одну книгу по духовному развитию и тут же забыть о ней — это мало что изменит в вашей жизни. Но если мы пройдем эти практики до самого конца, это позволит нам пробудиться к своей изначальной природе, которая и есть само просветление.

Немає коментарів:

Дописати коментар