вівторок, 26 лютого 2019 р.

Нестандартное Таро Эттейлы (2)


Сегодня я хочу сказать пару слов о «Тарокки ди Гарбарино».
Эта необычная черно-белая колода была нарисована итальянским художником и скульптором Мауро Гарбарино (к сожалению, о других его произведениях я ничего не смог найти в Сети) и издана в количестве 831 нумерованного экземпляра. Странное число для тиража, не правда ли? Я нагуглил, что оно используется как заменитель английской фразы I love you («восемь букв, три слова, одно значение»). Но вряд ли дело в этом. Скорее тут пахнет нумерологическим мистицизмом Алистера Кроули. 831 — это число «Коф Ниа», что упоминается в «Книге Закона» (III, 72): «Я — Господь Двойного Жезла Власти, жезла Силы Коф Ниа; левая же длань моя пуста, ибо я сокрушил Вселенную, и ничего не осталось». Что такое Коф Ниа — никто, как я понял, толком не знает, даже члены одноименной рок-группы, все просто ссылаются на это место из «Книги Закона». Но некоторые продвинутые телемиты предполагают, что это может быть искаженный каббалистический термин  Aйн Соф («Бесконечность») — грубо говоря, Бог вне творения. Кроме того, 831 — это число греческих слов фаллос и пирамида. И еще у Кроули есть LIBER DCCCXXXI — «Книга 831».
Так или иначе, структурная основа колоды Таро, которую создал Мауро Гарбарино, —  не кроулианская, а эттейловская. Карты Гарбарино имеют номера, титулы и номинальные значения по стандарту «Эттейла II–III» (см. таблицу в конце этого поста). Рисунки же совершенно нестандартны:
Карта №4 «Небо» в гарбариновском исполнении (слева) и в классическом «Эттейле II» (справа). Красным выделен титул, синим — номинальные значения.
К сожалению, полную колоду посмотреть online не получится, но я могу представить здесь достаточно много образцов карт. Открывайте картинки в новой вкладке, чтобы увидеть их в максимальном разрешении:







Стюарт Каплан («Энциклопедия Таро», том III, с. 239) приписывает издание этой колоды миланской фирме «Соллеоне» и датирует ее «около 1983 года».
Но в данном случае мэтр, похоже, ошибается, и уже не в первый раз. Все другие доступные мне источники указывают на то, что колода издана генуэзской фирмой «Джолликардз» в 1980 году. Похоже, что было два издания: в дорогой замшевой коробке с золотым тиснением и в обычной картонной коробке. Вот фотографии «замшевого» издания, которые легко найти в архивах ebay:


Специалисты из Афин, знакомые моей давней хорошей знакомой, сообщают, что греческий текст на коробке означает «Любите тех, кто любит руки».
Обратите внимание на логотип «Jollycards» и место издания «Genova» на первой карте:
А вот фотографии «картонного» издания. Карты и буклет те же самые, а коробочка сильно попроще:


Эти карты, которые в «картонном» варианте называются Tarocco di Garbarino, а в «замшевом» — просто Tarocchi («Таро» по-итальянски), иногда также упоминаются как Tarocchi Garba. «Гарба» — это прозвище художника, которым он подписывается на карте 78 и на титульной карте:
Таро Гарбарино не имело никакого продолжения. Но заслуживает внимания тот факт, что в 1980 году, имея в своем распоряжении десятки «стандартных» систем оккультного Таро, художник выбрал в качестве базы для своих экспериментов систему, которая за двести лет до того была единственной в мире, — систему Эттейлы!

четвер, 24 січня 2019 р.

"Магическое Таро" Лионеля

В московском издательстве «Силуэт» вышла книга Фредерика Лионеля Магическое Таро. Рисованная библия герметического гнозиса (перевод с французского и английского). Книга замечательная, и я как редактор перевода ее очень рекомендую всем, кто интересуется оккультным Таро и эзотерической философией.

См. также мой предыдущий пост на эту тему.
Как я часто делаю с книгами, автором, переводчиком или редактором которых мне довелось быть, я хочу показать потенциальным читателям не только обложку, аннотацию и оглавление, но и образцы страниц из разных частей книги (кликайте на картинках для увеличения).

Итак, обложка:


Аннотация:

Океан Мудрости един. Потому мы находим одни и те же тайные учения и в Каббале, и в суфийских притчах, и в учениях дзэн и даосизма, и в тибетском буддизме, и в священных книгах зороастризма и индуизма, и в Мажорных Арканах Таро. Фредерик Лионель был одним из современных учителей Западной Мистериальной Традиции. Черпая из источников внутренней мудрости, он пришел к новому пониманию символизма Таро и перерисовал все Мажорные Арканы «в совершенно символической манере». Если мы позволим им действовать в нашем сознании, утверждал Лионель, они дадут нам силу идти по пути современного посвящения. 

Оглавление:

Образцы страниц:















понеділок, 21 січня 2019 р.

Гибридное Таро Эттейлы (2)

  

Продолжим разговор о гибридных колодах Таро Эттейлы. Еще одну колоду первого типа создал немец Эрнст Тристан Курцан (1879–1939), рунолог, эзотерист, член Ордена Восточных Тамплиеров. В 1915 году, вдохновленный романом Густава Майринка «Голем», Курцан заинтересовался Таро, но, поскольку языками не владел, был вынужден ограничиться изучением книги «Теоретическое и практическое учение о Книге Тота» (Theoretischer und praktischer Unterricht über das Buch Thot), изданной в Штутгарте в 1857 году. Это было переиздание книги 1793 года — первой немецкой книги о Таро и, похоже, первого перевода Эттейлы на другие языки. 

Эта небольшая книжка его вдохновила, но оставила не совсем удовлетворенным. И тут очень кстати его друг, доктор Рихард Хуммель, писавший эзотерические книги под псевдонимом Лаарсс, основавший в Лейпциге собственное издательство «Талис» и давно уже собиравший материалы для собственной книги о Таро, решил передать их Курцану. Как я понимаю, эти материалы состояли в основном из переводов относящихся к Таро текстов Элифаса Леви и Папюса. Курцан взял себе эзотерический псевдоним Даитьянус (Daïtyanus) и написал книгу «Таро» (Der Tarot), в которой привел иллюстрации всех карт созданной им гибридной колоды Таро. Книга вышла в свет в издательстве «Талис» в 1920 году. 



Одновременно была издана и колода карт Таро размером 7 на 12 см, курьезно называвшаяся Tarut-Spiel Daïtyanus («Колода Таро Даитьянуса»; курьез в букве «u» вместо «о»).

Таро Даитьянуса, как я уже сказал, — гибридная колода первого типа. Курцан любил колоду типа «Эттейла I», которая воспроизводилась в старинной немецкой книге «Теоретическое и практическое учение о Книге Тота», но ему хотелось «исправить» ее в соответствии с французской системой оккультного Таро, основанной Элифасом Леви и развитой Освальдом Виртом и Папюсом. Поэтому он оставил в покое минорные карты Эттейлы, а мажорные отчасти заменил и все переставил местами. Трюкача (Der Gaukler) № I он сделал из эттейловской Болезни № 15:

В качестве Верховной Жрицы (Die Hohe Priesterin) № II он использовал эттейловское Благоразумие № 12:

Дальше интереснее. Основой для ИмператрицыIII стала эттейловская Сила. Присмотритесь: отбросим льва и занавес, добавим щит, крылья и кольцо звезд — и вуаля, Императрица:

ИмператораIV Курцан сделал из эттейловского Короля Чаш. Но тут не обошлось без заимствования у Уэйта (колоду Таро которого Курцан знал и упоминал в своей книге — напомню, это уже 1920 год, и Таро Уэйта известно всему оккультному миру). У уэйтовского Императора Курцан одолжил скипетр, державу и корону:

В качестве Папы V Курцан задействовал эттейловский Брак / Союз № 13, хотя во французском традиционном Таро эта карта соответствует отнюдь не Папе, а Влюбленным:

Соответственно, для Влюбленных № VI ему пришлось искать замену извне — из Марсельского Таро:

Мажоры VII – XI нашлись в колоде Эттейлы:


А для Повешенного № XII ему опять пришлось взять карту из Марсельского Таро:

Все остальные французские мажоры, включая Дурака, в дизайне Эттейлы были в наличии, осталось только переименовать и перенумеровать их. 




Дурак получил номер 0, а Мир — номер XXII; из-за этого в колоде не стало карты № XXI, но зато не сбилась эттейловская нумерация минорных карт (хотя в Таро Даитьянуса на самих этих картах порядковых номеров нет, в книге они располагаются в эттейловском порядке и последней идет Десятка Монет).

Итак, гибридная колода в традиции Эттейлы первого типа  это когда графика и нумерация минорных карт исходной колоды остаются без изменения, а мажорные карты переставляются местами, чтобы соответствовать "правильной" нумерации и частично заменяются картами из других колод. В следующем посте мы увидим гибридную колоду второго типа  в которой все мажоры заменены.