пʼятниця, 26 березня 2021 р.

Введение в Таро Эттейлы

 В продаже новая книга:


Андрей Костенко
Введение в Таро Эттейлы. Труды, традиция, темы — М.: ИП Красников Е.Н., 2021. — 368 с. — (Серия: Магические гримуары).


Эттейла, знаменитый французский прорицатель XVIII века, заслуженно считается одним из отцов-основателей современного эзотерического Таро. Его мантические методики развивались следующими поколениями оккультистов. После Элифаса Леви, однако, стало почти общепринятым относиться к Эттейле как к невежественному «парикмахеру», грубо исказившему структуру колоды Таро.

Цели этой книги:

1) восстановить доброе имя Эттейлы и дать обзор его трудов;
2) показать, что своеобразие его Таро имеет под собой оккультно-философскую основу;
3) познакомить читателя с традицией Эттейлы;
4) представить его уникальную прорицательную систему — дизайн карт, их значения и пятиэтапный метод раскладывания и чтения.

Большая часть этих материалов прежде не издавалась на русском языке. Книга содержит более 200 иллюстраций.

По вопросам приобретения обращайтесь к издателю:


Об этой книге

Эта книга — не научное исследование, не оккультный труд и не руководство по гаданию на картах. Я просто постарался собрать и систематизировать большое количество разрозненных сведений о Таро Эттейлы и основанной им традиции, представив их в достаточно свободной форме.

В определенный исторический период карты Таро, существующие в Европе с XV века, привлекли внимание образованных французов, носителей масонской духовности, усмотревших в их рисунках целый спектр новых символических смыслов. В 1781 году двое из них опубликовали небольшие статьи на эту тему, которые привлекли внимание соотечественника, к тому времени уже прославившегося как картомант (гадатель на картах) и пылко воспринявшего их тезис о том, что карты Таро — это уцелевшая с незапамятных времен «Книга Тота», содержащая в зашифрованном виде обширный корпус эзотерических знаний.

Статьи первых двух «отцов-основателей» оккультного Таро — Антуана Кура де Жебелена и графа де Мелле — занимают 65 страниц формата in quarto, плюс 6 страниц иллюстраций. Полный их перевод вы можете найти в моей предыдущей книге «Начало оккультного Таро» (Киев, Издательство Руслана Халикова, 2020).

Третий «отец-основатель», Жан-Батист Альетт, или Эттейла, написал о Таро сотни страниц книг и брошюр формата in-12, но структура этого корпуса сочинений очень запутанна, а язык автора, мягко говоря, неудобоварим для современного читателя, даже хорошо владеющего французским языком (я это проверил неоднократно на знакомых переводчиках). Не удивительно, что при всем том огромном влиянии, которое Эттейла оказал на дальнейшее развитие оккультного Таро, его тексты до сих пор подробно не изучены, переведены на другие языки лишь фрагментарно и, можно сказать, толком не знакомы сообществам людей, практикующих прорицание, терапевтическое консультирование, медитацию, оперативную магию и проч. при помощи карт Таро (то есть тех, кто в наше время чаще всего называет себя «тарологами»), и людей, изучающих «эзотерические», или «оккультные», науки.

В отличие от многих других, кто предпочел просто проигнорировать труды Эттейлы и его последователей и идти дальше, мне всегда было очень интересно разбираться в этом огромном массиве данных и извлекать из него информацию. В последние годы благодаря развитию электронных библиотек работы Эттейлы и его последователей, справедливо считавшиеся прежде «чрезвычайно редкими», стали доступны всем, у кого есть Интернет, но все равно остаются трудными для понимания. Вместе с тем я замечаю, что интерес к истории оккультного Таро вообще и к традиции Эттейлы в частности растет с каждым годом. Поэтому я решил поделиться плодами своих скромных изысканий в этой сфере.

Я не люблю пересказывать то, что уже написали другие; другое дело — упорядочивать то, что существует в виде хаотически разбросанных данных на разных языках и в разных форматах, делать из них собственные выводы, находить информационные лакуны и стараться заполнить их. Работа, которой я занимаюсь, далека от завершения, но я думаю, что ее первые результаты уже могут быть кому-то интересными и полезными. Продолжение обязательно последует.

Есть как минимум три прекрасные печатные работы, доступные и в Интернете (к сожалению, на русский пока не переведенные), которые подробно и интересно рассказывают о биографиях и личностях Эттейлы и его последователей:

1. Jean-Baptiste Millet-St.-Pierre. Recherches sur le dernier sorcier et la dernière école de magie. Havre, 1859 / Жан-Батист Милле-Сен-Пьер. Исследование о последнем чародее и последней школе магии. Гавр, 1859.

2. Ronald Decker, Thierry Depaulis and Michael Dummett. A Wicked Pack of Cards. The Origins of the Occult Tarot. London, 1996 / Рональд Декер, Тьери Деполи и Майкл Дамметт. Колода грешных карт (главы 4, 5 и 7). Лондон, 1996.

3. Ronald Decker. The Esoteric Tarot. Ancient Sources Rediscovered in Hermeticism and Cabala. Wheaton, Illinois, 2013 / Рональд Декер. Эзотерическое Таро. Древние источники, вновь открытые в герметизме и каббале. Уитон (штат Иллинойс), 2013.

Хотя их авторы и настроены скорее скептически по отношению ко всему оккультному, в том числе и к Таро, они имели доступ к большому количеству очень редких или ныне уже утраченных материалов, поэтому прочесть все три работы сто́ит. Я буду обращаться к ним лишь по мере необходимости, сам же в этой книге сосредоточусь на том, что осталось после Эттейлы, его учеников и последователей: на книгах, гравюрах и колодах карт.

Хочу еще раз подчеркнуть, что настоящая работа не претендует на статус полновесного исследования. Это всего лишь общее введение в тему, написанное с большой личной симпатией к ней.

Андрей Костенко

Киев, MMXX

Предисловие

Каждый, кто интересуется картами Таро, а особенно их историей, рано или поздно встречает в литературе или в Интернете имя «Эттейла» (Etteilla). Из контекста обычно становится понятно, что этот человек сыграл некоторую роль в развитии Таро, причем роль скорее негативную. Авторы книг по Таро дают ему достаточно нелестные характеристики, в которых обычно выделяются два важнейших пункта:

1. Эттейла был всего лишь необразованным парикмахером, который полез не в свое дело — в изучение эзотерики.

2. К такому бесценному и древнему памятнику, как Таро, он отнесся легкомысленно: нарушил правильную последовательность мажорных арканов, да еще и некоторые из них заменил «вымышленными символами, не представляющими собой никакого интереса» (В. Шмаков, «Священная Книга Тота»).

В оставшейся части введения я постараюсь дать ответы на эти два пункта обвинений и указать на подлинное историческое значение трудов Эттейлы. Основная же часть настоящей книги познакомит читателя с важнейшими текстами, написанными Эттейлой и его последователями, с созданными ими колодами карт и эттейловской традицией Таро. Давайте начнем.

В защиту Эттейлы

  • Эттейла был всего лишь необразованным парикмахером, который полез не в свое дело — в изучение оккультных наук.

К сожалению (а может, и к счастью), раса магов и их магические школы Хогвартс, Шармбатон и Дурмстранг существуют лишь в замечательных книгах Джоан Роулинг. Все выдающиеся оккультисты приходили в оккультизм разными путями и никто не рождался в семье потомственных магов. Лично я не вижу ничего постыдного в профессии парикмахера и не вижу, почему бы парикмахеру, потратив много времени и усилий, не стать великим теоретиком и практиком оккультизма. Даже Элифас Леви, уделивший критике Эттейлы больше слов, чем все его коллеги вместе взятые, признавал, что тот «обладал сильно развитой интуицией» и «чрезвычайно настойчивой волей», был «застенчивым, темным, фантазирующим, но упорным каббалистом», был «полностью поглощен своей системой прорицания». В сочинениях Эттейлы, согласно Леви, «особенно замечательны настойчивые исследования и несомненная добросовестность автора, который всю свою жизнь предчувствовал величие оккультных наук и умер у порога святилища, так и не сумев проникнуть за его завесу» («Учение и Ритуал Высшей Магии», перевод под ред. А. Костенко, «София», 2014).

Согласно исследованиям Тьери Деполи, парикмахером Эттейла никогда не был. Его отец был maître rôtisseur — торговцем жареным мясом. После смерти отца овдовевшая мать открыла торговлю семенами и зерном, и эту профессию ненадолго унаследовал Жан-Батист. В дальнейшем он продавал гравюры и даже некоторое время был в Страсбурге членом гильдии торговцев печатными изданиями, а когда стал чрезвычайно востребованным астрологом, «картономантом» и «врачевателем ума», ему уж тем более было не до париков. Вся легенда об Эттейле как бывшем парикмахере основывается лишь на том, что в его книгах, изданных в самом конце жизни, указан адрес его сына, в котором фигурирует maison de Perruquier («дом парикмахера»)!

Язык, которым написаны книги Эттейлы, свидетельствует о том, что он не получил обстоятельного образования. Очевидно, что он был самоучкой — родители кое-как обучили читать, писать и считать, а до всех своих познаний в астрологии, алхимии, нумерологии и прочих оккультных науках он дошел своим умом, изучением литературы и практикой.

В цифровом фонде Национальной библиотеки Франции я недавно наткнулся на французскую книгу 1781 года «Современный микроскоп» (Le microscope moderne). Речь там идет не только об оптике, но и чуть ли не обо всех естественных науках. Так вот, судя по наклейке на первой странице, экземпляр этого труда был в библиотеке «Г-на Эттейлы, профессора алгебры». Мне кажется, такой разносторонний человек вполне заслуживает уважения.

  • Эттейла нарушил правильную последовательность мажорных арканов и картины некоторых из них изменил до неузнаваемости.

Да, это серьезное обвинение! И очень редкое явление! На самом деле практически ВСЕ таротисты изменяли трактовки и картины тех или иных арканов, порой и «до неузнаваемости» (по сравнению с версиями Таро, которые до них считались «стандартными»), и часто переставляли некоторые мажорные арканы местами, и умножали их число. Изменять последовательность арканов, перерисовывать их картины, давать арканам новые толкования (иногда при этом претендуя на восстановление «исконных» значений) — это на самом деле нормальная работа оккультистов-«тарологов». Только у всех это заслуга, а у Эттейлы — преступление.

Я считаю, что это несправедливо — относиться к Эттейле как к изгою среди оккультистов только на основании того, что он был малообразован и внес радикальные изменения в структуру козырей Таро. Вместе с тем я не собираюсь его идеализировать. Эттейла, как и всякий выдающийся оккультист, особенно французский, любил хвастаться и кокетничать, приписывал себе мнимые достижения (например, называл себя без всякого основания «профессором алгебры»), писал напыщенно и суесловно — до такой степени, что при переводе от нескольких страниц его текста «в сухом остатке» остается два-три предложения, содержащих действительно полезный смысл. И, тем не менее, заслуги его в развитии оккультного Таро несомненны.

Заслуги Эттейлы

1. Начнем с того, что, хотя Эттейла был лишь третьим из отцов-основателей оккультного Таро, он первым дал себе труд составить и опубликовать список прорицательных значений карт. И почти половина (49% согласно исследованию Джеймса Ривака) этих эттейловских значений была позаимствована впоследствии Артуром Эдвардом Уэйтом. Да-да! Когда вы гадаете на самой популярной в мире колоде Таро и пользуетесь книгой Уэйта, знайте, что вы пользуетесь наработками того самого Эттейлы, о котором Уэйт насмешливо говорил, что в его изысканиях «горячая увлеченность опережала как рассудительность, так и всякое чувство меры».

2. Если при гадании вы используете карту-сигнификатор, то помните, что это изобретение Эттейлы.

3. Если вы различаете прямые и перевернутые значения карт, то вы должны знать, что первым это сделал Эттейла.

4. Эттейла издал первую колоду карт с французскими мастями, специально предназначенных для гадания, с напечатанными на их полях гадательными значениями. Он же издал первую колоду карт Таро, специально предназначенную для гадания.

5. Эттейла придумал слово картономантия, которое дошло до нас в сокращенном виде — картомантия.

6. Он же опубликовал первую книгу, полностью посвященную картомантии, и первые книги, полностью посвященные оккультному содержанию Таро и таромантии.

7. Эттейла создал первое в истории общество, специально посвященное исследованию Таро как «Книги Тота».

8. Он же первым соединил Таро с астрологией и алхимией, соотнеся 12 первых карт со знаками зодиака, а еще восемь козырей и четыре масти с первоэлементами.

9. Хотя прорицательные карточные расклады изобрел не Эттейла, именно он ввел расклады в широкое употребление. До Эттейлы господствовала практика вытаскивания из колоды карт по одной, и еще долго после него существовал французский термин tirer les cartes (гадать на картах, но в буквальном значении «тянуть карты»; тот же глагол tirer употребляется со словом «жребий»).

10. Эттейла же ввел в широкое употребление понятие сочетаний карт. Сам он в своих книгах указал лишь на некоторые попарные сочетания, но его ученики и последователи создали целые списки различных сочетаний карт в прямом и перевернутом положениях.

11. Эттейла призывал своих учеников создавать так называемые синонимии — списки прорицательных значений отдельных карт, очерчивающих, как мы бы сказали сегодня, их семантические поля. Интересно, что при толковании карт он советовал не пренебрегать и омонимией, то есть принимать во внимание те случаи, когда одно слово напоминает о другом (что несколько напоминает метод свободных ассоциаций, применяемый в психоанализе).

12. Еще интересно, что Эттейла впервые изобразил Мага Таро именно как мага, а не как трюкача или наперсточника.

13. Наконец, стоит отметить, что именно Эттейла ввел понятия мажорных и минорных карт (он еще не употреблял слова арканы и говорил о мажорных и минорных иероглифах, листах и картах, а также о козырях).

Исторический масштаб Эттейлы

Собственная колода Таро Эттейлы была полностью готова к изданию в 1788 году и опубликована в 1789 под названием

Книга Тота, или драгоценное собрание картин учения Три-Меркурия-Атотиса, служащее теории и практике мудрой магии первых египтян

Самое популярное Таро в мире, Таро Райдера — Уэйта — Смит (называемое так по фамилиям первого издателя, теоретика-создателя и художницы), было издано впервые в 1909 году.

В 1889 году (то есть ровно через сто лет после эттейловской «Книги Тота») была издана первая колода Освальда Вирта, но она состояла только из 22 мажорных арканов. В 1901 году был опубликован полный набор из 78 арканов Египетского Таро, но это была не колода, а иллюстрации к книге. Итак, до 1909 года, до Таро Уэйта, не было издано ни одной полной (!) колоды (!) оккультного (!) Таро, которая не относилась бы к традиции Эттейлы.

  • Между 1789 и 1909 годами (120 лет) во всем мире из полных (78 карт) колод оккультного Таро имели хождение только колоды в традиции Эттейлы.

Дадим слово цифрам.

Колода Уэйта на настоящий момент (2020 год) существует 111 лет, и за время ее существования были изданы тысячи других оккультных колод Таро.

Таро в традиции Эттейлы существует 231 год, и из них 120 лет оно было монополистом на рынке оккультного Таро, а 100 лет — абсолютным монополистом.

«Что значит абсолютным или не абсолютным монополистом?» — спросит дотошный читатель. Объясню: все полные колоды Таро, которые издавались в мире не для карточной игры, а специально для гадания, в течение первых 100 лет принадлежали к традиции Эттейлы. И все книги, полностью или частично посвященные гаданию на картах Таро, которые печатались в эти 100 лет, следовали традиции Эттейлы. Это абсолютная монополия.

В последующие 20 лет, с 1889 по 1909, уже выходили книги по другим традициям оккультного Таро и даже описывались полные колоды неэттейловского типа. Но полной колоды (из 78 карт) пока еще так и не было издано именно в виде колоды карт. Так что традиция Эттейлы сохраняла монополию на рынке полных колод. Тот, кто хотел заниматься прорицанием при помощи полной колоды Таро неэттейловского типа, должен был либо сам нарисовать ее для себя, либо купить игральную колоду и приспособить ее для оккультного использования (например, надписав на картах прорицательные значения), либо… взять колоду в традиции Эттейлы и радикально переделать ее.

Надеюсь, мне удалось показать, что Таро Эттейлы — это как минимум интересная тема. Приступим же к ней. 


Образцы страниц книги (кликайте, чтобы увеличить):














По вопросам приобретения обращайтесь к издателю:


Немає коментарів:

Дописати коментар