субота, 1 вересня 2018 р.

Гадательные карты Сведенборга


Давно собирался написать несколько строк об этом издании. «Гадательные карты знаменитого профессора Сведенборга» издавались в Москве с 1859 по 1871 годы, «рисованы и литографированы художниками Петровым, Зыковым и Соколовым». Репринтное издание выпущено в 2018 году известной московской фирмой «Силуэт».
Всего карт 36, как в классической русской игральной колоде. Каждая карта имеет три отличительных параметра: номер, название и рисунок. Насколько я понимаю, никаких исторических текстов к картам не сохранились, если они и были. Буклет, прилагаемый к репринтному изданию, написан А. Лобановым и Т. Бородиной, современными российскими тарологами.
Итак, карты.
Нумерация: от 1 до 36, арабскими цифрами, с точкой. Номера нанесены на одинаковые виньетки, находящиеся в самом верху карт.
Названия: в старой русской орфографии, иногда с орфографическими ошибками (кАмета, астрАлогъ, кОрованъ). Карта с изображением рыбы в оригинале была подписана «Фазанъ», но в репринте надпись исправлена на «Сазанъ».
Рисунки: монохромные, в архаическом стиле (возможно, намеренно стилизованные «под старину»). Изображают людей, животных, растения, объекты, изготовленные человеком, и природные объекты. Хамелеон похож скорее на обезьяну; впрочем, и остальные животные не слишком реалистичны.
В отличие от «карт Ленорман», на «картах Сведенборга» нет ни оракульных подписей, ни изображений игральных карт, поэтому гадать на них было бы затруднительно, если бы не буклет Лобанова и Бородиной. Они выполнили, на мой взгляд, очень толковый структурный анализ колоды и привязали ее к 36 обычным картам. Достоинствам карт (король, дама, валет, десятка и т. д.) в их системе соответствуют разные категории рисунков (люди, птицы, мирные животные, хищники и т. д.), а мастям — стихиальные атрибуты рисунков (например, астролог связан с небом, а потому со стихией воздуха и мастью пик). Но учитываются и более тонкие смысловые нюансы. Так авторами был заложен первый слой толкований карт. А таких слоев в буклете несколько.
Источником второго слоя послужили сами рисунки карт, их детали и вызываемые ими психологические ассоциации.
Третий слой значений позаимствован авторами из старинных книг-сонников. Мне кажется, это вполне продуктивный подход, поскольку вряд ли, допустим, маяк или тройка на картах в старину должны были означать нечто другое, чем во снах.
Наконец, есть в буклете и четвертый слой значений карт — на мой взгляд, довольно сомнительный. Авторы раскопали в Интернете русскую книжку 1875 года «Верный и легчайший способ отгадывать на картах» и извлекли из нее гадательные значения 36 карт, соответствующих картам Сведенборга. Идея понятная — обратиться к параллельной системе, вот только система не совсем параллельная, поскольку в колоде Сведенборга 36 карт, а «Верный и легчайший способ» описывает полную колоду из 52 карт.
Так или иначе, начало изучения этой интереснейшей старинной русской гадательной колоде положено, за что авторам и издателям большой респект. 
Вот несколько образцов карт: