Давно собирался написать несколько строк об этом
издании. «Гадательные карты знаменитого профессора Сведенборга» издавались в
Москве с 1859 по 1871 годы, «рисованы и литографированы художниками Петровым, Зыковым
и Соколовым». Репринтное издание выпущено в 2018 году известной московской
фирмой «Силуэт».
Всего карт 36, как в классической русской игральной
колоде. Каждая карта имеет три отличительных параметра: номер, название и
рисунок. Насколько я понимаю, никаких исторических текстов к картам не
сохранились, если они и были. Буклет, прилагаемый к репринтному изданию, написан
А. Лобановым и Т. Бородиной, современными российскими тарологами.
Итак, карты.
Нумерация:
от 1 до 36, арабскими цифрами, с точкой. Номера нанесены на одинаковые
виньетки, находящиеся в самом верху карт.
Названия: в старой русской орфографии, иногда с
орфографическими ошибками (кАмета, астрАлогъ, кОрованъ). Карта с изображением
рыбы в оригинале была подписана «Фазанъ», но в репринте надпись исправлена на «Сазанъ».
Рисунки: монохромные, в архаическом стиле
(возможно, намеренно стилизованные «под старину»). Изображают людей, животных,
растения, объекты, изготовленные человеком, и природные объекты. Хамелеон похож
скорее на обезьяну; впрочем, и остальные животные не слишком реалистичны.
В отличие от «карт Ленорман», на «картах Сведенборга»
нет ни оракульных подписей, ни изображений игральных карт, поэтому гадать на
них было бы затруднительно, если бы не буклет Лобанова и Бородиной. Они выполнили,
на мой взгляд, очень толковый структурный анализ колоды и привязали ее к 36
обычным картам. Достоинствам карт (король, дама, валет, десятка и т. д.) в их
системе соответствуют разные категории рисунков (люди, птицы, мирные животные,
хищники и т. д.), а мастям — стихиальные атрибуты рисунков (например, астролог
связан с небом, а потому со стихией воздуха и мастью пик). Но учитываются и
более тонкие смысловые нюансы. Так авторами был заложен первый слой толкований
карт. А таких слоев в буклете несколько.
Источником второго слоя послужили сами рисунки карт, их
детали и вызываемые ими психологические ассоциации.
Третий слой значений позаимствован авторами из старинных
книг-сонников. Мне кажется, это вполне продуктивный подход, поскольку вряд ли,
допустим, маяк или тройка на картах в старину должны были означать нечто
другое, чем во снах.
Наконец, есть в буклете и четвертый слой значений карт
— на мой взгляд, довольно сомнительный. Авторы раскопали в Интернете русскую
книжку 1875 года «Верный и легчайший
способ отгадывать на картах» и извлекли из нее гадательные значения 36
карт, соответствующих картам Сведенборга. Идея понятная — обратиться к
параллельной системе, вот только система не совсем параллельная, поскольку в
колоде Сведенборга 36 карт, а «Верный и
легчайший способ» описывает
полную колоду из 52 карт.
Так или иначе, начало изучения этой интереснейшей старинной
русской гадательной колоде положено, за что авторам и издателям большой
респект.
Вот несколько образцов карт: