Отрывок из новой редакции
«Учения и Ритуала Высшей Магии»
Элифаса Леви, которая готовится к изданию в
«Софии». Основной текст
—
из 22-й главы
«Ритуала». Дополнительные тексты
(синие) — из других частей книги.
***
Мы уже говорили, что
двадцать два ключа<Леви не употреблял слово Аркан применительно к козырям Таро. Это впервые сделал его ученик Поль Кристиан.> Таро являются двадцатью двумя буквами древнейшего
каббалистического алфавита, и ниже приведем свод значений этих букв согласно
различным иудейским каббалистам.
Алеф — Бытие, дух, человек или Бог; доступный пониманию
объект; единство как мать чисел, первичная субстанция.
Иллюстрация Леви к его книге "Ключи и ключики Соломона"
Все эти понятия
символизирует иероглифическая фигура Фокусника.
Его туловище и руки образуют букву a Алеф, вокруг головы — нимб в форме ∞, символ жизни и вселенского духа. Перед ним мечи, чаши и
пантакли, и он поднимает к небу магический жезл. У него фигура юноши и кудрявые
волосы, как у Аполлона или Меркурия; на губах уверенная улыбка, умный взгляд. Маг поднимает одну руку к небу,
а другую опускает к земле и говорит: «Вверху бесконечность! Внизу — тоже
бесконечность. Бесконечность равна бесконечности». Это истинно как в вещах
видимых, так и невидимых.
Первая буква алфавита святого
языка, Алеф a,изображает человека, поднимающего одну
руку к небу и опускающего другую к земле.
Это символ деятельного начала
всякой вещи, символ творения на небе, соответствующего всемогуществу слова на
земле. Эта буква сама по себе — пантакль,
то есть знак, выражающий универсальное знание.
Бет — Дом Бога и человека, святилище, закон, Гнозис, Каббала,
оккультная церковь, бинер, женщина, мать.
Иероглиф Таро — Папесса: женщина, увенчанная тиарой с
рогами луны или Исиды, голова покрыта вуалью, на груди солнечный крест, на
коленях держит книгу, которую прикрывает своей мантией.
Протестантский автор
лживой истории папессы Иоанны нашел и использовал, к добру или худу, для своей
теории две любопытные древние фигуры Папы-женщины или Верховной Жрицы Таро. По
этим фигурам можно было понять, что «Папесса» обладает всеми атрибутами Исиды:
на одном изображении она держит ра руках и ласкает своего сына Гора; на другом
у нее распущенные длинные волосы. Она сидит между двумя колоннами бинера, на ее
груди солнце с четырьмя лучами, одна рука лежит на книге, а другая выполняет
священный эзотерический жест: подняты три пальца, а два сложены, что означает
тайну. На голову ее наброшена вуаль, а по обе стороны ее кресла расцветают
лотосы. Мне искренне жаль, что злополучный эрудит увидел в этом древнем символе
лишь монументальный портрет своей воображаемой папессы Иоанны.
В иероглифической Книге Гермеса<См. карты
Таро. — Прим. автора.>, называемой также Книгой Тота, бинер также
изображается либо верховной жрицей с рогами Исиды, с покрытой головой<Имеется
в виду — с опущенной вуалью.> и открытой книгой, которую она полускрывает
под своей мантией, либо женщиной-властительницей, греческой богиней Юноной<Юнона
— богиня не греческая, а римская. Она заменяет Папессу (или «верховную жрицу» у
Леви) в колодах Безансонского и Швецарского Таро. Папу (Иерофанта) в этих
колодах заменяет Юпитер. Очевидно, производители карт сделали это, дабы не
портить отношений с Церковью.>, поднимающей одну руку к небу и опускающей
другую к земле, словно она формулирует этим жестом единое и дуалистическое учение,
служащее основой магии и открывающее чудесные символы «Изумрудной Скрижали» Гермеса.
Гимел — Слово, тернер, изобилие, плодородие, природа, порождение
в трех мирах.
Иероглиф — Императрица: крылатая, коронованная женщина,
сидящая и держащая скипетр, на конце которого — шар мира; знак ее — орел,
символ души и жизни. Эта женщина — Венера-Урания древних греков, а святой Иоанн
в своем «Апокалипсисе» представил ее
как «жену, облеченную в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из
двенадцати звезд»<Откр.
12:1.>. Это мистическая квинтэссенция тернера, это духовность,
бессмертие, Царица Небесная.
Далет — Порта, или правительство в
восточных странах<Автор
имеет в виду Османскую империю, правительство которой (точнее, канцелярию
великого визиря), а впоследствии и само государство именовали Портой (от фр. Porte, т. е.
«Дверь», «Врата», что является калькой с осм. Баб-ы Али, т. е. «Высокие Ворота». Так назывались ворота во двор
великого визиря в центре Стамбула.>,
посвящение, власть, тетраграмма, кватернер, кубический камень и его основание.
Иероглиф — Император: правитель, чье тело
представляет собой треугольник, направленный вверх, а ноги — крест, образ
Атанора философов.
Хе — Указание, демонстрация, обучение, закон, символизм,
философия, религия.
Иероглиф — Папа, или великий иерофант. В более
современных Таро<В
Безансонском и Швейцарском.> этот образ заменен Юпитером. Великий
иерофант, сидящий между двух колонн Гермеса и Соломона, делает эзотерический жест
и опирается на крест с тремя перекладинами, образующими треугольник<Нижняя перекладина — самая
широкая, верхняя — самая узкая, верхний конец креста образует вершину
треугольника; см. в Таро Уэйта.>. Перед ним преклонили колена двое
младших священников; поскольку же прямо над их головами расположены капители
двух колонн, он находится в центре квинера и завершает собой божественную пентаграмму.
Колонны фактически представляют необходимость закона, а головы — свободу или
действие. От каждой колонны можно провести линию к каждой из голов. Это дает
квадрат, разделенный косым крестом на четыре треугольника, и в центре этого
креста находится великий иерофант — можно было бы сказать, как паук в центре
своей паутины, если бы только такое сравнение служило истине, славе и свету.
Bay — Последовательность, переплетение, лингам,
запутанность, союз, объятие, борьба, антагонизм, сочетание, равновесие.
Иероглиф — Человек между
Грехом и Добродетелью. Над его головой сияет солнце истины, а в этом
солнце — Амур, натягивающий тетиву своего лука и целящийся стрелой в Порок. В
ряду десяти Сефирот этот символ соответствует Тиферет — Идеализму и Красоте.
Шестерка представляет антагонизм двух тернеров — абсолютное отрицание и
абсолютное утверждение. Это число труда и свободы, оно символизирует также
духовную красоту и славу.
Заин — Оружие, пламенный меч Херувима, священный септенер,
триумф, царская власть, священство.
Иероглиф — кубическая колесница с четырьмя
столбами и звездно-лазурным тентом. В колеснице, между четырех столбов, стоит
победитель, увенчанный короной с тремя золотыми пентаграммами. На его кирасе
три наложенных друг на друга квадрата, на плечах — урим и туммим правителя,
приносящего жертву, изображенные в виде двух полумесяцев луны в [Cефирах]
Гедула и Гебура. В руке он держит скипетр, увенчанный шаром, квадратом и
треугольником. Выражение его лица — гордое и спокойное. Колесница запряжена двойным
сфинксом, или двумя сфинксами, соединенными в области живота; они тянут в
разные стороны, но один из сфинксов повернул голову так, что смотрят они в
одном направлении. На квадрате, образующем переднюю сторону колесницы,
изображен индийский лингам, а над ним
— крылатый шар древних египтян. Этот иероглиф, который мы воспроизводим во всей
точности, — пожалуй, самый красивый и самый завершенный из всех содержащихся в
ключах Таро.
Иллюстрация Леви к "Ритуалу"
Хет — Весы, притяжение и отталкивание, жизнь, страх,
обещание и угроза.
Иероглиф — Правосудие
с мечом и весами.
Тет — Добро, страх перед злом, мораль, мудрость.
Иероглиф — мудрец,
опирающийся на посох, держащий перед собой лампу и полностью закутавшийся в
свой плащ. Его надпись — Отшельник или Капуцин (из-за капюшона его
восточного плаща); истинное же его название — Благоразумие, и он завершает четыре кардинальные добродетели,
которые показались несовершенными де Жебелену и Эттейлле<Классических кардинальных добродетелей четыре
— Благоразумие, Справедливость, Умеренность и Мужество. Последние три легко
различимы в Таро как Большие Арканы VIII, XIV и XI. К первой же упомянутые авторы
отнесли Аркан XII: в нем они видели не
повешенного, а человека, «который стоит, держа одну ногу на весу впереди другой
и как бы изучая то место, куда он собирается ее поставить» (де Жебелен). Леви
категорически отвергает эту инверсию и предлагает на роль Благоразумия Аркан
IX.>.
Йод — Начало, проявление, похвала, мужское достоинство,
фаллос, мужская плодовитость, отеческий скипетр.
Иллюстрация Леви к книге "Ключ к великим мистериям"
Иероглиф — Колесо Фортуны: космогоническое колесо Иезекииля с
Германубисом, поднимающимся справа, Тифоном, спускающимся слева, и сфинксом в
равновесии наверху, сжимающим в своих львиных когтях меч. Восхитительный символ,
обезображенный Эттейлой, который заменил Тифона человеком, Германубиса мышью, а
сфинкса — обезьяной: аллегория, характерная для Каббалы Эттейлы.
Каф — Сжимающая и держащая рука.
Иероглиф — Сила: женщина, увенчанная жизненным [знаком]
∞, уверенно и без усилий закрывает
пасть яростному льву.
Ламед — Пример, обучение, публичное учение.
Символ — человек,
подвешенный за одну ногу, с руками, связанными за спиной так, что его тело
образует треугольник, направленный вниз, а ноги — крест над треугольником.
Виселица образует еврейскую букву Тау,
а два ее столба — это деревья, на каждом из которых обрублено по шесть ветвей.
Эта фигура изображает человека со связанными за
спиной руками и с двумя мешками денег, привязанными к подмышкам. Он повешен за одну
ногу на виселице, составленной из двух древесных стволов — каждый с шестью
обрубленными ветвями — и перекладины, дополняющей изображение еврейской буквы Taу t; голени его скрещены, а
локти с головой образуют треугольник. В алхимии треугольник над крестом
обозначает завершение Великого Делания — то есть то же самое, что и t, последняя буква священного алфавита.
Поэтому этот повешенный есть адепт, связанный
своими обязательствами, одухотворенный (ногами обращенный к небу). Это также
античный Прометей, в бессмертных муках подвергающийся наказанию за свою славную
кражу. В вульгарном смысле это предатель Иуда, и казнь его — угроза всякому,
кто откроет великую тайну. Наконец, для еврейских каббалистов этот повешенный,
соответствующий их двенадцатому догмату, учению об обещанном Мессии, — протест
против признаваемого христианами Спасителя. Они как бы продолжают говорить ему:
«Как можешь спасти других ты, не сумевший спасти самого себя?»
Мем — Небо Юпитера и Марса, господство и сила, возрождение,
творение и разрушение.
Иероглиф — Смерть,
косящая коронованные головы на лугу, где растут люди.
Нун — Небо Солнца, погода, времена года, движение,
перемены жизни, вечно новой и вечно той же.
Иероглиф — Умеренность: ангел со знаком солнца на лбу, с
квадратом и треугольником септенера на груди, переливающий из одной чаши в
другую две эссенции, составляющие эликсир жизни.
Самех — Небо Меркурия, оккультная наука, магия, коммерция,
красноречие, тайна, моральная сила.
Иероглиф — Дьявол,
козел Мендеса, или Бафомет тамплиеров со всеми своими пантеистическими атрибутами.
Это единственный иероглиф, который Эттейла правильно понял и приемлемо
истолковал.
Фронтиспис Леви к его "Ритуалу"
Аин — Небо Луны, отклонения, ниспровержения, перемены,
неудачи.
Иероглиф — башня, пораженная
молнией, возможно, Вавилонская. Два человека, несомненный Нимрод и его лжепророк
или министр, низвергнуты с вершины разрушенной башни. Один из персонажей в
падении образует [своим телом] совершенную букву u Аин.
Пе — Небо души, потоки мысли, моральное влияние идеи на
формы, бессмертие.
Иероглиф — сверкающие
звезды и вечная молодость.
На семнадцатой странице [книги] Таро мы видим
удивительную аллегорию: нагая женщина, изображающая одновременно Истину,
Природу и Мудрость, без вуали, наклоняет к земле две урны и льет из них на нее
огонь и воду; над ее головой сверкают семь звезд вокруг одной восьмиконечной
звезды — Венеры, символа мира и любви. Вокруг женщины зеленеют земные растения,
и на одном из них сидит бабочка Психеи — эмблема души, замененная в некоторых
копиях священной книги птицей, символом более египетским и, вероятно, более
древним. Это изображение, в современном Таро называющееся «Звездой», аналогично
многим герметическим символам и не лишено также сходства с пламенеющей
звездой посвященных франкмасонства, выражающей большинство секретов тайного
учения розенкрейцеров.
Цади — Стихии, видимый мир, отраженный свет, материальные
формы, символизм.
Иероглиф — луна, роса,
из воды на сушу выползает рак; собака и волк, воющие на луну и прикованные к
основаниям двух башен; тропа, теряющаяся на горизонте и забрызганная кровью.
Коф — Смеси, голова, вершина, князь небес.
Иероглиф — сияющее
солнце и двое обнаженных детей, взявшиеся за руки в огороженном стенами месте. В
других Таро — прялка, разматывающая нити судеб<В т. н. «Таро Карла VI» и в Болонском Тарокко.>, или
обнаженный ребенок на белой лошади с алым стягом в руках<В Таро Жака Вьевиля; этот сюжет был
использован много позже в Таро Уэйта.>.
Реш — Растительность, земная сила порождения, жизнь вечная.
Иероглиф — Суд.
Гений трубит в трубу, мертвые восстают из могил. Эти ожившие мертвецы — мужчина,
женщина и ребенок: тернер человеческой жизни.
Шин — Чувствительность, плоть, жизнь вечная.
Иероглиф — Сумасшедший:
человек в шутовском наряде, идущий без цели, несущий заплечную суму, без
сомнения, набитую его глупостями и пороками; его растрепанная одежда обнажает
то, что должна была бы скрывать; его кусает тигр, но он даже не думает бежать
или защитить себя.
Тау — Макрокосм, сумма всего во всем.
Иероглиф — Кетер, каббалистическая Корона среди
четырех таинственных животных; внутри короны — Истина, держащая в каждой руке
по магическому жезлу.
Иллюстрация Леви к его книге "История магии"
Двадцать второй ключ Таро, который отмечен числом
21, потому что предшествующий ему Сумасшедший номера не имеет<Надо отметить,что карта «Сумасшедший»
(«Дурак», «Шут») не имеет номера (или обозначается нулем) в старинных игральных
колодах и в английской традиции оккультного Таро. Во французской же традиции,
начало которой положил Элифас Леви, эту карту иногда нумеруют 0/21, а следующую
за ней карту «Мир» — 21/22. Именно Леви первым поставил «Сумасшедшего» на предпоследнее место среди ключей Таро.>,
изображает молодую богиню, отчасти прикрытую накидкой и бегущую в центре цветочного
венка, поддерживаемого четырьмя животными Каббалы. В Итальянском Таро эта
богиня держит в каждой руке по жезлу, в Безансонском Таро — два жезла находятся
в одной руке, а другая покоится на бедре. Обе богини являются в равной степени
замечательными символами магнетического действия — либо чередующегося в своей
поляризации, либо одновременно совмещающего противодействие и передачу.