субота, 26 грудня 2015 р.
пʼятниця, 25 грудня 2015 р.
Год трех круглых годовщин
В этом году у меня целых три круглых годовщины. Во-первых, мне
исполнилось 50 лет, что и было
должным образом отмечено 14 ноября. Во-вторых, с 1995 года началось мое
сотрудничество с издательством «София». Я
подробно рассказал об этом в сообщении под названием «Моя первая
публикация». Могу лишь добавить автограф Чжоу Цзунхуа на экземпляре его
книги, который он прислал мне:
Когда я понял, что в 2015 году исполняется 20 лет моей деятельности в официальном
книжном бизнесе, встал вопрос: от какой конкретно даты отсчитывать? Можно было
бы от даты заключения договора между мною и Чжоу Цзунхуа или между мною и «Софией», но, к сожалению, я
их не запомнил. Зато на первом издании книги есть дата подписания в печать:
Вот этот день, 25 декабря 1995 года, я и решил считать днем
официального начала моей карьеры в мире книгоиздания.
Наконец, в-третьих, переводить эту книгу я начал в 1985
году, еще когда учился в Днепропетровском университете. Это было 30 лет назад и за 10 лет до издания
книги. Переводил бесплатно, «по дружбе», поэтому в очень свободном режиме.
Конечно, не все десять лет: просто потом копия рукописи долго лежала у меня в
столе, пока в трудные годы кто-то из приятелей не надоумил меня издать ее. Так
или иначе, моя третья годовщина — 30 лет работы переводчиком. До начала
сотрудничества с «Софией» я сделал еще пару книг и массу мелких текстов для друзей,
и вроде бы некоторые из них потом циркулировали в самиздате. О своем первом
сознательном самиздатовском проекте я
рассказываю здесь.
неділя, 20 грудня 2015 р.
Тарологический опрос №1
Тарологический
опрос №1
Начат 17 декабря 2015 года, завершен 20
декабря 2015 года.
В книге «Секреты Таро Уэйта — Смит»,
русский перевод которой я сейчас готовлю к изданию в «Софии», авторы (Маркус
Кац и Тали Гудвин) сообщают, что они опросили несколько сотен тарологов
(очевидно, англоязычных и работающих в основном с уэйтовской колодой) и попросили
назвать «самую любимую» карту и «наименее любимую» (в оригинале — the most favourite и the least favourite соответственно). Выбор карт не ограничивался мажорными арканами, но в результате все
названные карты оказались мажорными. Самой любимой картой по итогам опроса
стала Верховная Жрица, за ней следовала Звезда. Наименее любимым был
признан Иерофант.
Последнее меня озадачило. Можно было
ожидать, что наименее любимым будет Дьявол, или Смерть, или Башня. Но почему
Папу многие англоязычные тарологи назвали наименее любимым? Возможно, потому,
что в англоязычных странах большинство тарологов — женщины (как и везде,
впрочем), а многие из этих женщин — ведьмы, викканки, язычницы и телемитки и их
раздражает карта, на которой изображен, как ни крути, папа римский? Может быть.
Но может быть и так, что Кац и Гудвин просто не очень удачно сформулировали
свои результаты. Возможно, они спрашивали только о любимых картах, и среди
любимых Иерофант оказался на последнем месте. Тогда да, он «наименее любим», но
это не означает «максимально нелюбим».
В общем, мне захотелось провести
собственный опрос среди русскоязычных тарологов. В качестве платформы я выбрал
свою любимую Таро-группу на Фейсбуке, «Хроники Таро». Попросил назвать самую любимую карту из мажорных арканов
и самую нелюбимую (чтобы избежать
двусмысленности, о которой сказано выше). И обещал после опроса обнародовать
результаты как мои, так и Каца — Гудвин. Что ж, результаты в англоязычном мире
вы уже знаете, а теперь — о том, что сказали жители русскоязычного
пространства.
Нескольких сотен опрошенных у меня не
получилось, но за два дня отписалось несколько десятков человек, что тоже
неплохо. Было много споров и недоумений по поводу того, могут ли вообще арканы
Таро быть «любимыми» или «нелюбимыми», но, тем мне менее, даже некоторые из
споривших и недоумевавших все-таки сообщили о своих предпочтениях. В итоге
информативных постов получилось 59, и для круглого числа я тоже дал свои ответы.
Итого 60 участников опроса, из них 47 (78%) — женщины.
Мнения «любимых и нелюбимых нет» я не
учитывал. Мнения «нравятся такие-то, нелюбимых нет» — учитывал. Число арканов
по каждой позиции ограничил тремя, сократив длинные ряды с конца. То есть я
исходил из того, что первым в ряду люди называют самый любимый или самый нелюбимый
аркан.
Итак, результаты:
Любимые карты: по общему
числу упоминаний в лидеры вышли Верховная
Жрица и Солнце. Было отдано
по 10 голосов за каждую карту. Но при этом Жрица восемь раз упоминается на
первом месте и два на втором, а Солнце — восемь раз на первом, один раз на
втором и один раз на третьем. Так что Жрица, если судить строго, побеждает, но
с минимальным преимуществом. Серебряный призер, как по общему количеству
упоминаний, так и по количеству упоминаний на первом месте, — Колесница.
Нелюбимые карты: абсолютный лидер — Башня (22
голоса, из них 20 на первом месте). Серебряный призер — мнение «нелюбимых карт
нет» (17). Дальше с большим отрывом идут (в порядке убывания количества
голосов) Луна, Повешенный, Дьявол и Суд. Два раза назван Отшельник, по разу —
Дурак и Звезда.
Такие дела. Благодарю всех участников
опроса за проявленную активность. Всем наилучшие пожелания в преддверии зимнего
солнцестояния!
Искренне ваш, Андрей Костенко.понеділок, 14 грудня 2015 р.
Таро: Колесо Фортуны
В
книге Маркуса Каца и Тали Гудвин «Секреты Таро
Уэйта — Смит» цитируется статья Уэйта, опубликованная
в журнале «Оккультное обозрение» в декабре 1909 года. В тексте и на специальной вклейке были воспроизведены образцы карт (в черно-белом варианте), а сама
статья служила как бы расширенным рекламным объявлением к только что выпущенной
колоде Таро Уэйта — Смит (см. также
здесь). Я хотел бы поделиться полным переводом этой статьи, который
выполнил Кирилл Семенов, а я немного подправил, чтобы сохранить особенности литературного
стиля Уэйта (просто кошмарного, на мой взгляд). В частности, я сохранил странный, но очень любимый Уэйтом термин «Мажорные Козыри» (Trumps Major, синоним Больших, или Мажорных, Арканов). Для удобочитаемости мне
пришлось разбить особенно длинные абзацы на части, в остальном же оригинальное оформление
тоже сохранено. Оригинальные сноски выделены зеленым цветом, мои и Кирилла — желтым.
Иллюстрации взяты из сетевой коллекции
выпусков «Оккультного обозрения». Надеюсь, кому-то этот документ окажется
полезен.
Полный набор из 78 карт Таро, нарисованных и раскрашенных Памелой Коулман Смит.
The Key to the Tarot. By A. E. Waite. Royal 32mo, около 160 с.> и писал предисловие к нему; это перевод на английский язык с французского работы д-ра Папюса, главы Школы Мартинизма в Париже. Сей труд, ранее вполне доступный, стал ныне редкостью, и многие упорно разыскивают его в каталогах. Из этого следует, что Таро и сейчас, как говорится, «на слуху», но есть одно затруднение, которое мы, британцы, пытаемся преодолеть.
Таро:
Колесо Фортуны
Артур
Эдвард Уэйт
Данная статья ни в коей мере не
является одним из исследований обособленных разделов мистической философии
(хотя определенно может показаться редким исключением). Ее нельзя счесть ни
погружением к самым основам символизма, ни даже исключительно рассказом о
предсказаниях, ибо это само по себе стало бы весьма существенным отклонением от
тех вопросов, которые, как известно, меня занимают. Я скорее утверждаю это как
факт, нежели пытаюсь начать апологию, вслед за чем перехожу непосредственно к
теме статьи — с намерением замкнуть круг, то есть вернуться в конце концов к
тем вопросам, с которых начал.
Я исхожу из того, что
подавляющему большинству читателей едва ли нужен (даже в качестве меры
предосторожности) ответ на гипотетический вопрос «Что такое Таро?» Всякому
известно, что это методика предсказания на картах, однако карты, используемые с
этой целью, во многих существенных отношениях отличаются от обычных игральных,
которые, вероятно, знакомы обитателям любого дома намного лучше, чем прочие
вещи, именовавшиеся в старину «притчами во языцех». Карты Таро могут также
использоваться для гадания, и издатели Оккультного обозрения недавно
выпустили в свет Руководство по картомантии< A Manual of Cartomancy, Fortune-Telling and Occult Divination. By Grand Orient. 4-е издание, crown octavo, 256 с. Цена нетто
2 шиллинга и 6 пенсов.
W. Rider & Son, Ltd.>, в котором среди сотни
любопытных забав для людей с предрасположенностью к оккультизму и не без определенных
интуитивных способностей описывается и один из методов такой операции. Автор
этого Руководства<Сам же Уэйт под псевдонимом
«Великий Восток» (Grand Orient). — А. К.>,
в чьем сердце хватает добродетельности, чтобы говорить о пустяках только с
надлежащей серьезностью, а о вопросах жизни и смерти — так, будто ему знаком
тот неведомый мир, что подчас за ними кроется, — включил в свой запас
парадоксов пространный и навеянный воспоминаниями раздел, посвященный именно
этой стороне Таро. И совсем уж недавно я лично правил новое издание Цыганского
Таро< The Tarot of the Bohemians: an Absolute Key to Occult Science.
By Papus. With Preface by A. E. Waite. Crown octavo, 384 с. Цена нетто 6 шиллингов. W. Rider & Son, Ltd.
Те же издатели выпускают:Полный набор из 78 карт Таро, нарисованных и раскрашенных Памелой Коулман Смит.
The Key to the Tarot. By A. E. Waite. Royal 32mo, около 160 с.> и писал предисловие к нему; это перевод на английский язык с французского работы д-ра Папюса, главы Школы Мартинизма в Париже. Сей труд, ранее вполне доступный, стал ныне редкостью, и многие упорно разыскивают его в каталогах. Из этого следует, что Таро и сейчас, как говорится, «на слуху», но есть одно затруднение, которое мы, британцы, пытаемся преодолеть.
Восьмерка Пентаклей (подлинный размер карт)
Книги по этой тематике можно
найти без труда, и люди с головой могут освоить ее весьма неплохо, особенно
если владеют французским языком — сложнее всего, однако, раздобыть сами карты.
Их ввозят к нам с Континента, который в наши дни чаще всего производит весьма
посредственные версии; по существу, Континент не может предложить нам ничего,
кроме итальянских колод низкого качества, которых всякому, кто достоин звания
Ученика, желательно избегать. Чуть далее за рубежом можно не без усилий
обзавестись экземпляром колоды Эттейллы, однако там символика искажена
фантазиями редактора, который был в свое время — в конце восемнадцатого столетия,
— в первую очередь, профессиональным картомантом и, во вторую, виртуозом общих оккультных
искусств и чья горячая увлеченность опережала в его изысканиях как
рассудительность, так и всякое чувство меры. Марсельская колода намного лучше,
однако и ее найдешь не на каждом углу как в том городе, в честь которого она
названа, так и в крупном центре, Париже. Что до Болонского и Венецианского
Таро, то услышать о них куда проще, чем увидеть их.
Таковы нынешние обстоятельства;
тем не менее, возвращаясь на миг к тому факту, что Таро, как уже упоминалось,
«на слуху», и многие люди, занимающиеся гаданием (а также значительное
меньшинство настоящих Учеников, а не тех, для кого обращение к тайнам Судьбы
служит лишь досужей забавой), испытывают потребность в самих картах, я
воспользовался благоприятной и весьма неожиданной возможностью и сумел
заинтересовать одного чрезвычайно искусного и оригинального художника
предложением разработать новое издание Таро. Помимо очевидной художественной
одаренности, мисс Памела Коулман<Уэйт искажает эту часть имени своей художницы: Coleman вместо Colman. —
А. К.> Смит отчасти осведомлена о ценности Таро; она с сочувствием
выслушала мое предложение исправить символику карт, опираясь на те источники
знаний, что доступны далеко не всем. Более того, мы заручились помощью особы,
чрезвычайно сведущей в данном предмете<Знатоки биографии Уэйта считают, что этой особой был
У. Б. Йейтс. — А. К.>. Итогом этих стараний впервые в современной
истории стал союз искусства и символизма во имя создания подлинного Таро в одном из его аспектов.
Разумеется, существуют и другие версии, но, что бы они ни выявляли и какие бы
вероятные выводы ни извлекались бы из них в дальнейшем, они затрагивают лишь
часть потаенной системы и скорее вводят в заблуждение, чем направляют на верный
путь.
Версия, о которой я говорю,
вот-вот будет издана; таким образом, эта статья — своего рода реклама, и чтобы ее нельзя было
упрекнуть в недостаточной наглядности, я воспроизвожу здесь (в их общепринятом
порядке) некоторые образчики карт, которые, с точки зрения художественного
исполнения, надеюсь, говорят сами за себя. Теперь надлежит рассказать об их
значениях, и потому я перейду к некоторым предварительным замечаниям, связанным
со спорами о происхождении Таро. Их родиной называли Индию, Китай и Египет,
однако все эти предположения умозрительны; хотя то или иное место отстаивается
сторонниками с полной уверенностью, теории эти во многом остаются догадками.
Никому не ведомо, где зародились карты Таро, — разве что некоторым уроженцам
Франции, свято убежденным в своей правоте относительно всего, что связано с
оккультизмом и его историей. Именно с их легкой руки Таро называют Книгой
Тота или Книгой Гермеса Трижды Величайшего, а поскольку сами карты
ничем не подкрепляли подобной атрибуции, поздние редакторы усовершенствовали их
и украсили египетскими чертами. Истина заключается в том, что откровения таящейся
за Таро мудрости слишком явно соотносились с общепринятыми пояснениями таинств,
однако неотъемлемые допущения сводятся к тому, что эта тайная доктрина (надо признать,
что именно ей посвящена данная статья) относится ко всем эпохам, народам и
уголкам земли, и следует признать удаленность ее возникновения во времени и
очень далекий Восток как место ее зарождения.
Итак, колода Таро включает
двадцать две карты Мажорных Козырей, не имеющих аналогов среди игральных карт;
из них я выбрал четыре образца, которые вы видите в большем размере по
сравнению с цветной печатной колодой. Я хочу обсудить здесь их высший
символизм.
Первой — или, если угодно,
последней — в этой последовательности является карта под номером ноль и под
названием Дурак.
Несмотря на такое имя, она ни в коей мере не символизирует род людской как
слепых рабов материи, хотя в современном потоке гадания может означать и часто
означает то сумасбродство (даже воодушевление) и опрометчивость, на какие
указывает ее название. Элифас Леви говорил<В «Учении и Ритуале Высшей
Магии». — А. К.>, что она обозначает жизнь вечную; это карта
радостей, наполняющих жизнь, прежде чем та омрачается существованием на
материальном плане. На духовном плане это душа, а также начало ее опыта,
устремленность к высшему перед его обретением.
Первый нумерованный Мажорный Козырь
под названием Маг
олицетворяет того, на кого низошла «искра небесная», кто черпает свыше и
переносит почерпнутое к низшему. Леви говорит, что это Бог в Его единстве и человек
как отражение Бога; другие же описывают эту карту как Божественный Мир и
Абсолют. Это карта прозрения, и потому она выглядит как Дурак, узревший Бога.
Второй нумерованный Козырь — Верховная Жрица;
здесь она изображена красиво, со всеми ее символическими атрибутами. На груди
ее солнечный крест, на голове — полумесяц. Ее именуют Домом Божьим, Святилищем
и даже Каббалой, то есть тайной традицией. Поистине, она — Великая Мать и
Тайная Церковь.
Последний из Мажорных Козырей,
которые я здесь представляю, имеет девятнадцатый номер и носит название Солнце как
символ света и откровения. Это слава всех миров. Нагое дитя верхом на огромном
коне дополняет как антитеза карту тринадцатую, Смерть, персонаж которой также едет верхом.
Разработаны также иллюстрации к
фигурам Минорных Арканов, и сейчас я приведу примеры их прорицательных
значений. Пылкий, справедливый и благородный Король Жезлов олицетворяет добро в
неразрывном слиянии с жесткостью. Дама Чаш воплощает собой любовь и
преданность, знаки которых она созерцает, словно видения, в своем сосуде. Рыцарь Мечей
уравновешен, подобно Галахаду, разгоняющему врагов на пути к Святому Граалю.
Паж Пентаклей — юноша, разглядывающий парящий над его приподнятыми
ладонями талисман; в сущности, он олицетворяет ученого, но также и того, кто
приносит вести. Примеры оставшихся мелких карт будут совсем краткими: Шестерка
Жезлов увенчана надеждой и уверенностью, Пятерка Чаш — карта
отвергнутого наследия и жизни, лишенной радостей, Восьмерка Мечей означает
обеспокоенность, борьбу, кризис, подчас фатальность, а Девятка Мечей,
тесно связанная с нею, является картой разочарования, о чем наглядно
свидетельствует ее изображение.
Если значения, приписываемые Мажорным
Козырям, или Большим Арканам, рассматриваются, как это обычно бывает, без учета
обычных карт мелкого достоинства и фигур, то их смысл зависит от сфер сознания,
каждой из которых соответствуют частные толкования. При совмещении их с Малыми Арканами
дл прорицания, когда вся колода образует единую последовательность из
семидесяти восьми карт, каждый картомант следует собственной интуиции и
наблюдениям за результатами. Дар ясновидения главенствует над правилами и
прецедентами, однако тем, кто им не наделен или еще не успел его развить,
желательно руководствоваться общепринятыми значениями, которые я и стремился
предложить в небольшой объяснительной статье, прилагаемой к этому набору карт.
Открытым остается вопрос о существовании неразрывной связи между Большими и
Малыми Арканами. Если она действительно существует, возникает следующий вопрос:
как определить их надлежащее место в высшем символизме Таро? Если же, однако,
связь эта произвольна, карты необходимо разделить: Малым Арканам отвести
надлежащее место в картомантии, а Мажорным Козырям — особую роль в пророчестве
иного порядка.
Составитель Руководства по
картомантии называет Таро «высшим путем к фортуне», и если в том, что
касается связи между Мажорными и Минорными Арканами, некто, подобно этому
автору и мне, готов воспринимать их именно так, позвольте обратиться к нему
словами Псалмопевца: Intende, prospere procede et regna<Пс. 44:5. В
синодальном русском переводе: «Поспеши, воссядь на колесницу ради истины и
кротости и правды». — К. С.>. Итак, я возвращаюсь к вопросу
апологии — но лишь для того, чтобы сделать следующий вывод: в конечном счете
Таро представляет собой исследование символизма, мистический эксперимент. И
хотя оно было, есть и будет используемо для прорицания, само по себе Таро
принадлежит к иной сфере и из нее происходит. Тот, кто желает узнать об этом
больше, может обратиться к моему краткому Ключу к Таро, который
прилагается к набору карт.
неділя, 13 грудня 2015 р.
Из невошедшего
В окончательный вариант книги не вошел один из "Таро-комиксов" Луиса Агилара. Выбрасывать жалко, опубликую здесь (заодно вспомнил фотошоп):
Первый анонс Таро Уэйта -- Смит
Готовлю к верстке перевод книги Маркуса Каца и Тали Гудвин "Секреты Таро Уэйта -- Смит". Какое это наслаждение -- окунуться в атмосферу первых десятилетий прошлого века, сопрокоснуться с жизнью поистине замечательных людей, смотреть на первые издания знаменитой на весь мир колоды Таро и читать ее первые рекламные объявления! Хочется поделиться нарытыми мною в Интернете сканами некоторых документов, которые упоминаются и цитируются в книге.
Вот, например, журнал "Оккультное обозрение", декабрь 1909 года. В нем содержался, вероятно, первый анонс колоды Таро Уэйта -- Смит и прилагавшейся к ней книге Уэйта "Ключ к Таро". В редакторской передовице Ральфа Ширли читаем:
(Я вырезал все уместные куски текста и совместил их.) Вы видите, что тут же анонсируется и новое издание английского перевода "Цыганского Таро" Папюса -- с предисловием все того же вездесущего А. Э. Уэйта. Насыщенный выдался год для любителей Таро!
Далее в журнале помещена статья Уэйта "Таро: Колесо Фортуны", перевод которой я запощу в другой раз.
Источник: http://www.iapsop.com/archive/materials/occult_review/
Вот, например, журнал "Оккультное обозрение", декабрь 1909 года. В нем содержался, вероятно, первый анонс колоды Таро Уэйта -- Смит и прилагавшейся к ней книге Уэйта "Ключ к Таро". В редакторской передовице Ральфа Ширли читаем:
(Я вырезал все уместные куски текста и совместил их.) Вы видите, что тут же анонсируется и новое издание английского перевода "Цыганского Таро" Папюса -- с предисловием все того же вездесущего А. Э. Уэйта. Насыщенный выдался год для любителей Таро!
Далее в журнале помещена статья Уэйта "Таро: Колесо Фортуны", перевод которой я запощу в другой раз.
Источник: http://www.iapsop.com/archive/materials/occult_review/
вівторок, 8 грудня 2015 р.
"Секреты Таро Уэйта -- Смит"
Перевод книги близится к завершению. Меня очень тронуло "Заключение", которым хочу поделиться. Плюс портрет Памелы Колман Смит оттуда же.
Заключение
Когда пишешь о Памеле, ее жизни и эпохе и о созданных
ею образах Таро, нестерпимо хочется узнать о том, что она на самом деле думала
и чувствовала. Сожалела ли она о чем-то на смертном одре? Мы никогда не узнаем
этого, если только в будущем не всплывут какие-нибудь «утерянные дневники
Памелы Колман Смит». Мы можем лишь взять то немногое, что нам известно о ней,
что писали о ней ее знакомые, взять ее работы — и приложить к этому чуть-чуть
воображения и интуиции.
Говорят, что, когда человек подходит к концу жизни, он
часто сожалеет о том, чего он не сделал, и можно предположить, что в последнюю минуту
мало кто говорит: «Жаль, что я не заработал побольше денег». О Памеле
рассказывают, что она закончила жизнь в бедности и без того признания, которое
она заслужила. Мы можем только гадать, была ли она из-за этого несчастной. Возможно,
она хотела бы более традиционной семейной жизни и детей, которые могли бы
разделить ее мир и продолжить его после ее смерти. Памела не оставила
потомства, но зато оставила память о своем присутствии здесь, на Земле, —
наследие, которое никогда не умрет: семьдесят восемь карт, ежедневно делающих
богаче сотни чьих-то историй жизни.
Она дала нам инструмент для рассказывания историй.
Сама искусная рассказчица, она бы порадовалась нескончаемым историям,
сотворенным ее видением.
Уэйт,
несомненно, лишь ухмыльнулся бы, если бы узнал, что из двух самых влиятельных Таро
двадцатого столетия его колода стала первой по популярности и, возможно, по силе.
Можно предположить, что, когда Уэйт сделал Памеле
предложение нарисовать колоду, он подчеркнул, что это духовный инструмент, а
она согласилась, зная Уэйта как католика. Духовный инструмент должен развивать
духовность, а не способствовать ее вырождению. Мы знаем, что в более поздние
годы Уэйт занимался толкованием образов минорных карт, нарисованных Памелой, и
это означает, что он не дистанцировался от колоды и не испытывал в связи с ней чувства
религиозной вины. А если так, то и Памеле не было причин стыдиться своей колоды
Таро — если, конечно, она не была более набожной, чем Уэйт.
Мы хотим оставить за Памелой последнее слово в этой
книге. Видя упадок своих любимых движений символистов и «искусств и ремесел»
накануне двух мировых войн, которым предстояло лишить людей надежды на лучшее
будущее, она сокрушалась отсутствием вдохновения, вызванным «непрестанным
грохотом мощных прессов». Ее приводили в отчаяние подавление индивидуализма, а
также «ханжество и помпезная лживость огромной массы разумных людей».
Она страстно мечтала о возвращении Очарования и
Благодати, которые ей удалось навсегда запечатлеть в своих семидесяти восьми
картинках, нарисованных летом 1909 года. А за год до того она написала:
Задействуй
свой ум, задействуй глаза. Возможно, ты слишком много пользуешься физическими
глазами и видишь лишь маску. Найди внутренние глаза, ищи врата в неизвестную
страну.
Підписатися на:
Дописи (Atom)