Продолжим разговор
о гибридных колодах Таро Эттейлы. Еще одну колоду первого типа создал немец Эрнст
Тристан Курцан (1879–1939), рунолог, эзотерист, член Ордена Восточных Тамплиеров. В 1915 году, вдохновленный романом Густава
Майринка «Голем»,
Курцан заинтересовался Таро, но,
поскольку языками не владел, был вынужден ограничиться изучением книги «Теоретическое
и практическое учение о Книге Тота» (Theoretischer und praktischer Unterricht über das Buch Thot), изданной в Штутгарте в 1857 году. Это было переиздание
книги 1793 года — первой немецкой книги о Таро и, похоже, первого перевода Эттейлы на другие языки.
Эта небольшая
книжка его вдохновила, но оставила не совсем удовлетворенным. И тут очень
кстати его друг, доктор Рихард Хуммель, писавший эзотерические книги под
псевдонимом Лаарсс, основавший в Лейпциге собственное издательство «Талис» и
давно уже собиравший материалы для собственной книги о Таро, решил передать их
Курцану. Как я понимаю, эти материалы состояли в основном из переводов
относящихся к Таро текстов Элифаса Леви и Папюса. Курцан взял себе
эзотерический псевдоним Даитьянус (Daïtyanus) и написал книгу «Таро» (Der Tarot), в
которой привел иллюстрации всех карт созданной им гибридной колоды Таро. Книга вышла в свет в издательстве «Талис» в 1920 году.
Одновременно была издана и колода карт Таро размером 7
на 12 см, курьезно называвшаяся Tarut-Spiel Daïtyanus («Колода Таро Даитьянуса»; курьез в
букве «u» вместо «о»).
Таро Даитьянуса,
как я уже сказал, — гибридная колода первого типа. Курцан любил колоду типа «Эттейла
I», которая воспроизводилась в старинной немецкой книге «Теоретическое и
практическое учение о Книге Тота», но ему хотелось «исправить» ее в
соответствии с французской системой оккультного Таро, основанной Элифасом Леви
и развитой Освальдом Виртом и Папюсом. Поэтому он оставил в покое минорные
карты Эттейлы, а мажорные отчасти заменил и все переставил местами. Трюкача
(Der Gaukler) № I он
сделал из эттейловской Болезни № 15:
В
качестве Верховной Жрицы (Die Hohe Priesterin) № II
он использовал эттейловское Благоразумие № 12:
Дальше
интереснее. Основой для Императрицы № III стала эттейловская Сила. Присмотритесь: отбросим льва
и занавес, добавим щит, крылья и кольцо звезд — и вуаля, Императрица:
Императора
№ IV Курцан сделал из эттейловского Короля Чаш. Но тут
не обошлось без заимствования у Уэйта (колоду Таро которого Курцан знал и
упоминал в своей книге — напомню, это уже 1920 год, и Таро Уэйта известно всему
оккультному миру). У уэйтовского Императора Курцан одолжил скипетр,
державу и корону:
В
качестве Папы № V Курцан задействовал эттейловский Брак /
Союз № 13, хотя во французском традиционном Таро эта карта соответствует
отнюдь не Папе, а Влюбленным:
Соответственно, для Влюбленных № VI ему пришлось искать замену извне — из Марсельского Таро:
Мажоры VII – XI нашлись в колоде Эттейлы:
А для Повешенного № XII ему опять пришлось
взять карту из Марсельского Таро:
Все остальные французские мажоры, включая Дурака,
в дизайне Эттейлы были в наличии, осталось только переименовать и
перенумеровать их.
Дурак получил номер 0, а Мир — номер XXII; из-за этого в колоде не стало карты № XXI, но зато не сбилась эттейловская нумерация минорных карт (хотя в Таро Даитьянуса на самих этих картах порядковых номеров нет, в книге они располагаются в эттейловском порядке и последней идет Десятка Монет).
Итак, гибридная колода в традиции Эттейлы первого типа — это когда графика и нумерация минорных карт исходной колоды остаются без изменения, а мажорные карты переставляются местами, чтобы соответствовать "правильной" нумерации и частично заменяются картами из других колод. В следующем посте мы увидим гибридную колоду второго типа — в которой все мажоры заменены.