Как показывает статистика блога, чаще всего посетители читают материалы, связанные с моей книгой по Таро Уэйта: новое предисловие и одно из прежних предисловий, где Таро Уэйта ставилось в историческую перспективу. Я решил опубликовать здесь еще серию фрагментов, которые давали бы более наглядное представление о содержании книги.
Начинается книга анализом Больших (Старших, Мажорных и т. д.) Арканов, который подается по следующей схеме:
II. Верховная Жрица
Гимел g = Луна
Оригинальный текст Уэйта
У ее ног — полумесяц, на голове — диадема с рогами и
шаром посередине, а на груди — большой солнечный крест. На свитке в ее руках
начертано слово Тора, что означает Высший Закон, Тайный Закон и второе значение
слова<См. в «Учении Высшей Магии» Леви: «Все заключено и одном слове;
слово это состоит из четырех букв: это Тетраграмма [Йод-Хе-Вау-Хе] евреев, Азот
алхимиков, Тот (Thot) цыган и Таро Каббалистов. Это слово, выраженное столь
различными способами, для профанов обозначает Бога, для философов человека и
дает адептам последнее слово человеческих знаний и ключ к божественной власти;
но пользоваться им умеет только тот, кто понимает необходимость никогда его не
разглашать».>. Он отчасти прикрыт ее мантией, указывая на то, что
некоторые вещи подразумеваются, но не произносятся [вслух]. Она восседает меж
белой и черной колонн — [помеченных буквами] J и B —
мистического Храма
<См. 3Цар. 7:21, 2Пар. 3:17.>,
и позади ее [видна] завеса Храма, расшитая пальмами и гранатами. Ее одеяния
струятся прозрачными волнами, а мантия подразумевает свет — мерцающее сияние. Ее
называли Оккультной Наукой на пороге Святилища Исиды<С Исидой эту карту впервые связал Кур де Жебелен, остальные слова происходят от Элифаса Леви. Поль Кристиан назвал Аркан
II «Дверью Оккультного Святилища».>, но на самом деле это Тайная
Церковь, Дом для Бога и человека. Она также представляет Второй Брак Князя,
который более не от мира сего; это духовная Невеста и Мать, дочерь звезд и
Вышнего Сада Едемского. Наконец, она — Царица заимствованного света, но это
свет всего [сущего]. Она — Луна, питаемая молоком Вышней Матери.
В каком-то смысле она также и сама Вышняя
Матерь — то есть [ее] яркое отражение. Именно в этом значении отражения ее
самое истинное и высшее имя в символизме есть Шехина —
сугубое великолепие. Согласно [учению] Каббалы, Шехина
присутствует как вверху, так и внизу. В высшем мире она именуется Бина
— Вышнее Понимание, отражающееся в низших эманациях. В низшем же
мире это Малкут —
мир, каковой в данном случае понимается как благословенное Царство, а
благословляет его Слава Господня. В мистическом смысле Шехина
— это Духовная Невеста праведного мужа, и когда он читает Закон,
она придает [ему] Божественный смысл. В определенных отношениях эта карта является
наивысшей и самой святой среди Больших Арканов.
Метафизическая интерпретация
Между Верховной Жрицей и
двумя предыдущими картами Больших Арканов — Магом и
Дураком — существует огромное различие.
Прежде всего у нее совершенно иной колорит. Верховная Жрица облачена в голубые
цвета, свидетельствующие о свойственной водному элементу пассивной
восприимчивости, что разительно отличает ее от активных, агрессивных,
мужественных цветов Мага.
Будучи типично женским по своей природе, ее
могущество берет начало в мире души и подсознания. В прежние времена эти
понятия воспринимались с благоговением, однако встречали мало понимания, ибо держались
в строгой тайне от простаков. Только посвященный мог узнать, как контролировать
и развивать эти грани личности и их энергию.
Символы воды с присущими ей текучестью и
отражательной способностью вообще часто увязываются с подсознанием. Можно
сказать, что вода символизирует память, книгу нашей личной истории. Концепция текучести
станет яснее, если учесть, что подсознательный разум должен быть чрезвычайно
подвижным, ибо он первым впитывает в себя все, что думает, испытывает, ощущает,
познает и чувствует человек; затем он обрабатывает приобретенный опыт, создавая
в памяти некую постоянную модель. В карте Верховная
Жрица вода растекается с ее одеяния в спокойную
морскую гладь. Этому морю, раскинувшемуся за покрывалом Верховной Жрицы,
приписываются и другие присущие подсознанию качества. Речь идет о таких
психических свойствах, как телепатия, пророческий дар, ясновидение и
интуитивное общение с помощью языка универсальных символов. Через подсознание
мы телепатически настраиваемся на волну других людей, обретаем интуитивное
видение ситуации с помощью символического языка сновидений и даже способность предсказывать
грядущие события. Порядковый номер Верховной Жрицы —
II (2). Таким образом, перед нами два водных источника, указывающих на
персональное и вселенское подсознание. Ниспадающее двумя крыльями покрывало
означает два аспекта подсознания: психическую способность, таинственным образом
связующую нас с прошлым, настоящим и будущим, и способность подсознания
отражать и преобразовывать в символы события нашей жизни.
Символами двойственности выступают и луны —
одна из них короной венчает голову Верховной Жрицы, а другая в виде полумесяца
лежит у ее ног. Они символизируют перемены, флуктуации и цикличность. Переменчивость
лунных фаз — от полнолуния к новолунию — указывает также на то, что Верховная
Жрица означает некие скрытые, незримые факторы.
Образный строй
Прекрасная, безмятежная женщина спокойно и
разумно ступает по жизненному пути в полном согласии с системой своих личных
убеждений.
Это ясновидящая, пристально вглядывающаяся в
прошлое и будущее.
Это друг или психолог, способный нас
внимательно выслушать и дать исчерпывающую оценку ситуации. Это Дева-весталка
древних времен, надежно укрытая за стенами храма, преисполненная добродетелей и
духовной чистоты. Благодаря ее тончайшей настроенности на психический мир жрецы
получали свои пророчества.
Это душа, сокрытая от нас при свете дня и
манящая к себе в ночном сумраке, наполняющая нашу жизнь безбрежным богатством
сновидений и символов.
Это набожная, благочестивая женщина, чистая,
преданная и целеустремленная.
Это подсознательные способности каждого из
нас, дремлющие до поры в ожидании пробуждения и развития.
Символизм
Каббалистический атрибут Верховной
Жрицы — еврейская буква Гимел
g, родственная Луне. Для выявления лунной
ассоциации Уэйт вводит следующие подсказки.
· Самый
наглядный символ — это серп Луны, покачивающийся «на волнах» ниспадающей мантии
Жрицы. Он недвусмысленно связывает весь рассматриваемый символ с Луной. Не
стоит забывать, что эзотерический порядок расположения семи планет — это великая
тайна еврейского алфавита, которая полностью не раскрывается ни в одной из
версий «Сефер Йецира».
От этого порядка зависит правильный выбор каббалистических атрибутов Таро. Матерс
заново открыл этот порядок, уточнив ранние исследования Леви, а Уэйт в
художественном исполнении этой колоды Таро точно придерживался астрологической
символики, установленной Матерсом.
· Занавес,
на фоне которого сидит Верховная Жрица, расписан гранатами и пальмами,
расположенными в форме Древа Жизни. На истинное место Аркана II (как Гимел)
на Древе Жизни указывает расположение короны и головы Жрицы. Верхний гранат,
украшающий ткань занавеса, показывает положение Кетер, первой Сефиры, тогда как
солнечный крест на груди Жрицы отмечает положение Тиферет, шестой Сефиры.
Поэтому путь Гимел соединяет
корону, голову и грудь Жрицы.
· Дополнительный символ можно обнаружить в
другой карте Больших Арканов. Это Аркан XVIII, Луна, который, согласно «Сефер Йецира», скорее родствен знаку Рыб, чем Луне.
Луна Таро Уэйта
Из-за
путаницы, возникшей в связи с тем, какой из двух символов — II или XVIII —
считать астрологическим атрибутом Луны, многие толкователи были склонны
соотнести Луну с Арканом XVIII, а не II. Изображая серп Луны на картине Аркана
II (а не Аркана III, где во французском Таро Вирта серп Луны виден у ног Императрицы), Уэйт обращает наше внимание на то, что II
— единственный Аркан, который должен соответствовать Луне.
Таро Вирта: полумесяц под ногой Императрицы,
а не Верховной Жрицы!
В
качестве весьма тонкого символа на картине изображен головной убор Верховной
Жрицы, форма которого указывает на астрологическое соответствие с Арканом
XVIII, Луной. Головной убор в виде двух серповидных рогов
и ниспадающей вуали зашифровывает зодиакальный символ Рыб, напоминающий два
лунных полумесяца, соединенных горизонтальной линией.
Корона и вуаль как знак
Рыб
Тем
самым подтверждаются каббалистически-астрологические атрибуты «Сефер Йецира», демонстрируя, что:
- Аркан II = Гимел = Луна;
- Аркан XVIII = Коф = Рыбы.
Современное гадательное толкование
(Прямая карта) Скрытые факторы.
На
рассматриваемый вопрос воздействуют скрытые либо тайные силы. Часто появление в
раскладе Верховной
Жрицы говорит
о том, что сам Вопрошающий испытывает неуверенность в интересующем его вопросе
и нуждается в дополнительной информации либо хочет знать, что его ждет в
будущем.
Луна
Верховной Жрицы символизирует перемены в обстоятельствах, о
которых сам Вопрошающий, возможно, не подозревает. Эта карта часто
символизирует тайные, сокрытые силы, воздействующие на проблему Вопрошающего,
как бы сам он не тешил себя мыслью о том, что знает свою
ситуацию вдоль и поперек. Появление Верховной Жрицы указывает
на то, что известны далеко не все аспекты данного вопроса.
Верховная Жрица может
также указывать на участвующую в гадании интуитивную или психическую силу. Не
исключено, что заданный вопрос касается сновидения или психического восприятия
некоей важной проблемы.
Эта карта может означать подход к вопросу с
высоконравственных позиций и в высшей степени добропорядочные поступки. В своем
поведении Вопрошающий должен руководствоваться личными нравственными и
этическими убеждениями.
В позиции Окончательного итога Верховная
Жрица предвещает тайные благоприятные перемены.
Посоветуйте Вопрошающему проявить в рассматриваемой ситуации добродетель и
стойкость в убеждениях.
Верховную Жрицу можно
включить в число карт-сигнификаторов для женщин. Женщину, которая отдает
предпочтение этой карте, можно охарактеризовать как наделенную сильной
интуицией личность с высокодуховным философским подходом к жизни. Эта философия
может брать свое начало в каком-нибудь формальном религиозном учении либо
естественно и независимо развиваться в душе самой женщины. Уважая личные права
ближних, она предпочитает хранить свои убеждения при себе, живя поступками и
действиями, а не проповедями.
Ключ к душевному покою и гармонии этой
женщины таится в ее неизменной приверженности своей системе ценностей.
Подлинное счастье приносит ей тонкий духовный настрой на поток интуитивного
осознания, уносящий ее с собой. Идеалистка по натуре, она многого ожидает от себя
и других и втайне испытывает глубокие разочарования, когда люди не оправдывают
ее надежд.
В раскладе Верховная
Жрица может олицетворять либо самого Вопрошающего, либо
наделенную упомянутыми выше качествами женщину, которая играет некую роль в
данном вопросе.
(Перевернутая карта) Разлад между
этическими нормами и поступками приводит к несчастьям. Карта указывает на
внезапную негативную перемену.
Перевернутая Верховная
Жрица указывает на дисбаланс между жизнью и
системой нравственных убеждений человека. Нередко эта тенденция проявляется в
виде компромисса или принесения в жертву чрезвычайно важного этического
принципа ради другого человека или обстоятельства, связанного с данным
вопросом. Вопрошающий пребывает в противоречивой, компромиссной ситуации;
вместо того чтобы что-то изменить или найти решение проблемы, он или она
сохраняет дремотную пассивность, возможно лелея в душе месть, осуждение и
ожесточение.
Дополнительные значения по Уэйту
(Прямая карта) Секреты, загадочность,
неведомое на данный момент будущее; женщина, которая проявляет интерес к
Вопрошающему-мужчине; сама Вопрошающая, если это женщина; молчание,
целеустремленность; таинство, премудрость, наука.
(Перевернутая карта) Страсть, нравственное
или физическое рвение, самомнение, поверхностные знания.
Немає коментарів:
Дописати коментар