четвер, 9 серпня 2018 р.

Таро Баскина


«Таро Сознания» Мориса Баскина
(Le Tarot de la Conscience de Maurice Baskine)

Эту колоду мне подарила Наталия Плахина (издательство «Силуэт», журнал «Хроники Таро»), знающая о моем интересе к теме Таро в сюрреализме. На коробке автор назван «художником-алхимиком движения сюрреалистов». Узнать о нем мне пока удалось не очень много.
Родился Баскин в Харькове в 1901 году и наречен был, возможно, Мироном, поскольку на одном из французских сайтов его называют «Miron Maurice Baskine». Ему было четыре года, когда семья переехала в Париж (соответственно, 1905). Во Франции он стал Морисом Баскином (с ударением на «и» в обоих случаях). В 1933 году Морис увлекся алхимией. В 1940 году был призван в армию, потом демобилизовался, попал под немецкую оккупацию, был заключен в тюрьму, бежал и присоединился к Сопротивлению.

Когда Морис Баскин начал заниматься живописью, непонятно, но первая его выставка состоялась в 1945 году и привлекла внимание Андре Бретона, основоположника сюрреализма.
В 1947 году на Международной сюрреалистической выставке в галерее Маг он создал «13-й алтарь, Атанор, посвященный алхимии». Вот коллективное фото участников выставки, Баскин стоит крайний слева, с сигаретой во рту.



В том же году второе издание знаменитой книги Бретона «Аркан 17» вышло с тремя иллюстрациями Баскина: 



В 1951 году Баскин порвал с сюрреализмом, желая «держаться подальше от манипуляций раздувальщиков, которые не облагораживают свинец, но портят золото», и сказал, что хочет «продолжать свое приключение в одиночку». «Раздувальщиками» (англ. puffers, фр. souffleurs) последователи «духовной алхимии» с XVII века называли тех алхимиков, которые остались в своих лабораториях и продолжали безрезультатные попытки создать золото из свинца, усердно раздувая огонь кузнечными мехами.
После этого Баскин разработал свое собственное алхимическое направление в искусстве, которое он назвал «фантасофией», и занялся поисками «фантасофского камня».
Умер он в Париже в 1968 году.
Вот несколько образцов художественного творчества Мориса Баскина:








Когда Баскин создал свое «Таро Сознания», мне установить пока не удалось. Колода была издана Éditions Bussiere в 2017 году. В предисловии к сопроводительному буклету сказано, что инициатором создания колоды был племянник Мориса, Анри Баскин. Он же и написал основной текст буклета. Оригиналы 78 листов «Таро Сознания», как сказано в том же предисловии,  не сохранились, и колода издавалась по репродукциям.
Перейдем собственно к Таро Баскина.
Все 78 листов выполнены черной тушью в характерной баскиновской манере. Я так понимаю, что Морису Баскину принадлежит авторство только этих рисунков. Подписи, напечатанные на полях карт, скорее всего, принадлежат уже Анри Баскину, автору буклета.
Мажорные арканы названы просто «арканами» и имеют римскую нумерацию (по французской системе Таро). Дурак назван «арканом без номера». Каждый (мажорный) аркан имеет также название, чаще всего двойное (Таинство — Посвящение, Опасность — Обман, Равновесие — Результат). Эти названия надписаны на картах в нижнем поле. В буклете, кроме того, каждому (мажорному) аркану даются прорицательные значения  (без перевернутых) и приводятся знаменитые формулы из «Истории магии» Поля Кристиана «Помни, Сын Земли» — правда, заметно подредактированные: например, Бог заменен на Разум.
(Эти формулы можно посмотреть, например, здесь  или здесь.)
Фигурные арканы каждой масти называются Король, Королева, Всадник и Валет. Трое фигур соотносятся с тремя знаками зодиака (называясь, например, Хозяином Весов, Хозяином Тельца и т. д.), а четвертая, в каждой масти своя, — с тем или иным видом Случая. Так, Король Жезлов — Хозяин Индикативного Случая, Королева Чаш — Хозяин Пласфективного Случая, Всадник Мечей — Хозяин Объективного Случая, а Валет Монет — Хозяин Субъективного Случая. Если кто-то может мне объяснить, что это такое, буду признателен. Особенно интригует меня слово Plasfectif, которого нет ни в доступных мне словарях, ни в Интернете.
Номерные арканы каждой масти изображают одну и ту же геометрическую форму (Жезлы — ромб, Чаши — пятиконечную звезду, Мечи — овал, Монеты — шестиконечную звезду). Внутри этих фигур изображены мужские и женские фигуры с различными предметами в руках. Все это в высшей степени сюрреалистично. Интересно, что номерные арканы подписаны титулами соответствующих карт Таро Золотой Зари (Владыка Материальных Трудов, Владыка Гармоничного Изменения и т. п.) Тузы, как и в традиции Золотой Зари, называются «Корнями Сил» первоэлементов, но атрибуция совсем другая: Туз Мечей — Корень Сил Воды (а не Воздуха), Туз Жезлов — Земли (а не Огня), Туз Чаш — Огня (а не Воды), Туз Монет — Воздуха (а не Земли).
В общем, «Таро Сознания» Мориса Баскина — колода, полная загадок. В ней ощущается одновременно и Система, и Хаос. Алхимический сюрреализм.


Рубашка карт украшена по углам алхимической картинкой из известной книги «Тайные символы розенкрейцеров», которую можно скачать здесь: https://www.rosecroixjournal.org/resources


Вот оригинальный рисунок. В «Тайных символах розенкрейцеров» он иллюстрирует текст «Изумрудной Скрижали»:



И в завершение — небольшой текст из буклета, объясняющий название колоды. Обратите внимание на упоминание реинкарнации, индусов, буддистов и Раманы Махарши: Баскин-племянник — явный поклонник восточной эзотерики.


Le «Tarot de la conscience»

par Henry Basquine

D’après le Maître Alexandre, Alchimiste de la Conscience, tout commence par la semence universelle de l’Esprit : «l’atome-germe» que perle l’Esprit lui-même dans son immuabilité éternellement présente.
C’est la conscience première à l’origine de toutes les formes de conscience de lunivers manifesté.
L’Esprit sans éprouver aucun besoin s’étend lui- même au-delà de l’espace-temps exprimant ainsi la grande Loi de l’expansion universelle sans commencement ni fin.
Ces perles finissent par rencontrer la matière sans qu’il y ait une explication rationnelle à ce mouvement si ce n’est que l’Esprit se dote ainsi de la possibilité de son auto-expansion dont la création est le garant.
Ainsi le monde minéral a une conscience, de même le monde végétal puis animal, mais à ce stade la conscience se structure autour d’un corps émotionnel déjà embryonnaire dans le monde végétal. Vient enfin l’homme qui est le condensé de toute l’évolution et dont le développement n’en est qu’à son commencement.
Cette expansion sans-limite de l’Esprit explique pourquoi les Bouddhistes affirment que chacun a déjà vécu un nombre incalculable de fois, ce que Initiés que j’ai rencontré approuvent pour avoir eu accès à leurs vies antérieures !
Le chemin de l’existence de la naissance à la mort est un parcours individuel qui nécessite de recevoir des éclairements sur la conduite de la vie, ce que la Tradition s’est efforcée de transmettre d une génération à l’autre.
Elle apporte ainsi à chacun, selon son degré d’évolution, des enseignements propre à faciliter sa réalisation ou à tout le moins comprendre les ressorts secrets des lois de l’évolution, ces lois que les Anciens ont cru bon disséminer dans les différentes voies de civilisation MAIS AUSSI DANS L’ÉLABORATION DE DIVERS JEUX.
Ce que les Hindous appellent «La pure conscience» ou les Bouddhistes «La claire lumière fondamentale» sont l’expression d une réalité dont les fondements nous échappent.
Toutefois à la lumière des explications verbales données par l’Alchimie, nous savons que l’or alchimique est une matière plus évoluée que l’or ordinaire dont la réalisation permet de comprendre précisément le sens de l’Évolution qui est d’aller vers un état supérieur à l’état actuel.
C’est dans cette optique que le TAROT DE LA CONSCIENCE a été pensé par son auteur Maurice BASK1NE, chercheur infatigable dont les travaux écrits, peint ou sculptés sont la quintessence de sa quête.
Il semble finalement que la Conscience primordiale ou conscience universelle soit «L’Archétype» de toutes les formes de conscience manifestées ce qui explique l’intérêt de ce jeu dans lequel notre libre-arbitre doit sans cesse faire un choix entre la pensée de l’homo sapiens et celui de sa propre conscience originelle.
Les grands clairvoyants prophétisent en exposant leurs perceptions du futur sachant que nous sommes tous dotés d’un libre arbitre qui permet de faire des choix.
Il y a des époques où l’homo sapiens a su entendre les avertissements prophétiques ce qui a permis de suspendre ou d’atténuer ces «sentences» divines écrites en «lettres de silence au front noir de l’infini».
Puisses ce jeu constituer pour les hommes de bonne volonté un appel à leur conscience primordiale afin de participer à la Rédemption générale dont chacun est participant bon gré mal gré et non plus comme autrefois à la charge d’UN SEUL comme l’ont très bien exposé les grands penseurs hindous contemporains.
André Savoret enseignait qu’il fallait d’abord déspécifier la matière avant de pouvoir la recomposer autrement.
Les Sages enseignent de la même façon que la dédifférentiation de toutes les formes de conscience est le préalable à la perception du non-né, la pure conscience, «le Purushotama».
Toutefois cette Voie de libération ne peut s’aborder avant d’avoir accompli toutes les expériences terrestres comme l’enseignait le grand Rààmana Maharshi.
OR IL SEMBLE BIEN QUE LES 78 LAMES DU TAROT MONTRE TOUTES LES SITUATIONS À LAQUELLE CHACUN EST CONFRONTÉ AU COURS DE SES INCARNATIONS SUCCESSIVES.

L’auteur du «dessous des cartes» du Tarot de la conscience a donc jugé bon de transmettre quelques indications utiles pour franchir ces étapes de l’évolution, sachant que c’est à chacun de soi de parcourir le chemin à propos duquel il est coutume de dire que «ce n’est pas le chemin qui est difficile, mais c’est le difficile qui est le chemin !».

Немає коментарів:

Дописати коментар