вівторок, 14 серпня 2018 р.

Чашки и шарики

Интересную статью нашел в Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/Cups_and_balls

Оказывается, "игра в наперстки" (на самом деле не азартная игра, какой она представляется, а вид жульничества) происходит от очень древнего, с египетских времен, жанра фокусов, который жив и по сей день и называется "чашки и шарики". Это представление, в отличие от "наперстков" (или, как их называют в Америке, "трех скорлупок"), не предполагает участия зрителей. Фокусник просто заставляет шарики "исчезать" и "появляться" сначала под чашками. а потом в других неожиданных местах. Что иногда не мешает ворам, с которыми фокусник в сговоре, обчищать карманы публики, как на картине Босха:

Иероним Босх. Фокусник. Между 1496 и 1516 гг.


Вспомним же теперь Кура де Жебелена (см. полный перевод здесь):


№ I. Игрок в стаканчики, или Трюкач


Первым козырем, если считать в прибывающем порядке, и последним, если в убывающем, является Игрок в стаканчики, о чем свидетельствуют его стол, усеянный игральными костями, стаканчиками, ножами, шариками и т. д., его жезл Иакова, или палочка Магов, и шарик, который он держит двумя пальцами и вот-вот ловко спрячет.
Картопечатники именуют его Трюкачом, ибо таково простонародное название людей, которые занимаются таким ремеслом. Есть ли необходимость пояснять, что это слово происходит от bastebâton?
«Трюкач» в оригинале — bateleurСлово baste в старофранцузском языке означало ловкость рук, хитрую проделку, трюк. Но это не то же самое, что bâton, — мне кажется, здесь автор ошибается. Bâtonbaston  — это палка, жезл, посох, дубина. Bâteleur, basteleur — жонглер, фокусник, скоморох. То есть это трюкач (от слова baste), но у него бывает волшебная палочка (bâton). Кстати, вместо «игрока в стаканчики» (в оригинале — le joueur de gobelets) вполне можно было бы использовать современное слово «наперсточник». Как видим, до возвышенного Мага этому персонажу пока еще очень далеко. Городской сумасшедший и уличный трюкач (не то фокусник, не то наперсточник) представляют в Таро Кура де Жебелена низшие слои человеческого общества.
Помещенный в начале всех человеческих состояний, он указывает на то, что жизнь — не более, чем сон, иллюзия, вечная игра случая или столкновение тысячи обстоятельств, которые никогда не зависят от нас самих, но неизбежно оказывают влияние на общее управление.
(Комментарии, выделенные синим, мои  АК.)

Немає коментарів:

Дописати коментар