См. также: Содержание и биография автора
Фрагмент из книги
Йогическая мудрость: Бхагавадгита и Библия
Библия и Бхагавадгита — самые
авторитетные книги в христианстве и индуизме соответственно. Лахири Махасайя<Основатель современной
крийя-йоги, традиции которого следует автор данной книги.>
рекомендовал ежедневно читать священные тексты, ибо это помогает нам должным
образом подготовить свой разум и способствует практике крийи. Крийябан<Ученик крийя-йоги.>,
правильно понимающий крийя-йогу, непременно обнаружит, что ритуал дыхательной
техники есть не более чем углубление принципа религиозного жертвоприношения и
подчинения воли человека единому Богу, пребывающему внутри него. Кроме того, из
обоих писаний мы узнаем, что без содействия вечного и вездесущего Гуру или Мессии
невозможно обрести Божественное сознание.
В любой священной книге мы найдем
притчи и предписания, суть которых сводится к тому, что жертвоприношение
приближает верующего к Богу.
Приносить жертву — значит отдавать
нечто драгоценное. В Ветхом Завете встречаются упоминания о сожжении даров:
Сделай Мне жертвенник из земли и
приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих;
на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю
тебя (Исх. 20:24).
В Новом Завете описывается уже иная
практика: Господь призывает не приносить Ему в жертву животных, но отказаться
от того, что стоит между нами и Им.
И, подозвав народ с учениками Своими,
сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и
следуй за Мною (Мар. 8:34).
Некоторые формы жертвоприношения
упоминаются и в Бхагавадгите (3:9):
Этот мир скован кармой — за исключением
деятельности, осуществляемой как жертва. Поэтому, Каунтея, совершай действия,
будучи свободным от привязанностей<Здесь и далее перевод классической Гиты с санскрита — Дмитрия
Бурбы.>.
В Священном Писании не только
описываются различные виды жертвоприношения, но говорится и о тонкой связи,
существующей между духом и дыханием. Изучая Ветхий Завет, мы обнаружим, что
дыхание часто приравнивается к самой жизни:
И создал Господь Бог человека из праха
земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.
2:7).
Примечательно, что одно и то же
древнееврейское слово руах ( רוח
) означает и «дыхание», и «дух»:
Дух Божий создал меня, и дыхание
Вседержителя дало мне жизнь (Иов. 33:4).
В индуистских писаниях говорится о
жертвоприношении дыхания:
Иные, приверженцы пранаямы, сдерживая
движение праны и апаны, жертвуют прану апане, а апану — пране. Другие,
ограничивая себя в еде, жертвуют прану Пране. Все они — знатоки
жертвоприношений, жертвой очищенные от грехов (Бхагавадгита, 4:29-30).
Стих 29 в 4-й главе Бхагавадгиты
говорит о крийя-йогах и доказывает древность этого жертвенного ритуала. Не
удивительно, что Гита была одной из любимых книг Шьямы Чарана<То есть Лахири Махасайи.>,
которую он читал ежедневно. Он предложил много уникальных и глубоких толкований
различных стихов Гиты, просто связывая каждое слово с телом, с чакрами, с
практикой крийя-йоги.
Очень многие из принципов,
сформулированных в работах Лахири, находят также четкое, пусть и не столь
систематическое, выражение в Библии и Бхагавадгите. Из процитированных выше
стихов ясно, что Иисус и Кришна приняли на себя роль Мессии, Спасителя, или
Садгуру.
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина
и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Иоан. 14:6).
И опять же, подобные слова мы находим
и в Бхагавадгите (18:55):
Преданностью [он] действительно
познаёт Меня: кто Я есть и каков. Затем, действительно познав [Меня], он сразу
входит [в Мою обитель](18:55).
Позднее к полному подчинения тела и
разума Христу, Иисусу и Кришне во многих положениях своего учения призывал
Лахири. Известно, что сам Иисус подчеркивал необходимость отвержения идолов и
предостерегал последователей от ошибочного представления о Гуру как о человеке.
Вот что об этом говорится в Новом Завете:
Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь
Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и
дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мар.
13:21-22).
Лахири неизменно делал все возможное,
чтобы предотвратить поклонение учеников своей личности, ибо он знал, что в
большинстве случаев его тело только отвлекает их от практики, являясь не
Христом, но всего лишь игрой света и тени. С этим связана и первая из Десяти
Заповедей:
Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже
земли (Исх. 20:4).
То же самое, но современным языком
говорил Лахири, когда кто-то из учеников выпрашивал у него его фотографию:
В фотографии нет необходимости.
Каждый, кто использует фотографию в духовной практике, рано или поздно
забрасывает Садхану и начинает поклоняться фотографии.
Другой принцип, неустанно повторяемый
Лахири, заключался в том, что Бхагавадгиту можно осмыслить не иначе как
соотнося ее с телом, поскольку вся полнота Вселенной отражена в человеческом
существе. Очень похожую идею мы найдем и в Библии:
И не скажут: вот, оно здесь, или: вот,
там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:21).
Многие события, воспринимаемые
некоторыми христианами как происходящие во внешнем мире, скорее всего,
разворачиваются внутри их тел.
Вдумайтесь в слова Библии:
Тогда увидят Сына Человеческого,
грядущего на облаках с силою многою и славою (Мар. 13:26).
Образ облаков и ощущение силы и славы
— довольно точное описание переживания внутренней встречи с Истинным Мессией,
Садгуру, которой можно сподобиться во время концентрации на Кутастхе после
сосредоточенного занятия крийей.
Опираясь на собственный внутренний
поиск, Йогирадж<"Царь йоги", один из титулов Лахири Махасайи.> постоянно подчеркивал, что одной из главных задач крийи
является помещение человеческой сущности в Кутастху, так чтобы все действия
индивида выполнялись самим Богом. Эти две важнейшие цели практики крийя-йоги
убедительно выражены в двух не связанных друг с другом стихах Священного
Писания: «Светильник тела есть око [Кутастха]; итак, если око твое будет чисто,
то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет
темно» (Лук. 11:34); и «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в
Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21).
Из приведенных выше слов евангелиста
Матфея напрашивается вывод, что крайне важно осуществлять волю Бога, и многие
приверженцы различных религий пытаются исполнять этот закон, слепо соблюдая
церковные правила и предписания. Однако из следующих строк апостола становится
ясно, насколько трудно обрести освобождение, действуя таким образом:
Многие скажут Мне в тот день: Господи!
Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов
изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я
никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Матф. 7:22-23).
Так как же исполнить волю Господа и не
ошибиться? Если мы сведем воедино высказывания Матфея и Луки и подобные им идеи
Бхагавадгиты, ответ будет очевиден: нужно поместить свое существо в Кутастху,
позволяя пране (энергии) вернуться к ее источнику в Сахасраре. И тогда Бог
естественным образом начнет управлять действиями крийябана, тем самым давая ему
возможность достичь совершенства и деятельного бескорыстия. В этом и состоит
тайна, которую Лахири раскрыл и претворил на практике, разработав учение крийи.
Занимаясь крийя-йогой, мы автоматически следуем всем предписаниям и запретам, изложенным
в священных книгах любой религии: христианства, ислама, иудаизма, буддизма,
индуизма.
В заключение стоит сказать, что и
Бхагавадгита, и Библия от начала и до конца состоят из описания борьбы человека
за свое тело, захваченное мятежными силами активной праны. Наши желания,
лежащие в плоскости физического измерения, заставляют нас всецело
сосредоточиваться на внешних образах (в том числе «священных» изображениях)
этого мира. Жертвоприношение дыхания возносит нашу прану на алтарь Бога. И
тогда активная прана становится неподвижной и исчезает иллюзия того, что мы
являемся источником действия. Человеческое существо занимает принадлежащее ему
по праву место в Кутастхе. Исторгнуть энергию праны не значит умереть, но
обрести новое рождение в духе, ибо на смену мятежной праны приходит действие
Бога. На самом деле Он один всегда руководил всеми нашими поступками, и когда
прана покинет наши тела, мы впервые осознаем, в плену каких иллюзий пребывали
все это время. Мы сбросим бремя управления человеческим телом, как только
войдем в нирвикальпа-самадхи, и оно больше никогда не воплотится против нашей
воли.
Немає коментарів:
Дописати коментар