Предыдущие посты по этой теме:
http://kostenko168.blogspot.com/2013/08/blog-post_15.html
http://kostenko168.blogspot.com/2013/08/blog-post_29.html
http://kostenko168.blogspot.com/2013/08/blog-post_21.html
"Озон" пока еще щелкает клювом, а в "Лабиринте" книга уже поступила в продажу:
Подчеркиваю еще раз, что это совершенно новый перевод, гораздо лучше старого, издания перестроечных времен. Для сомневающихся привожу одну главу целиком. Переводчица -- Нина Лебедева. Примечания, выделенные желтым, -- редакторские (мои).
Глава 12. Причинно-следственная связь
У каждой Причины есть Следствие, у
каждого Следствия — Причина; все происходит согласно Закону, Случай — всего лишь
нераспознанный Закон; есть множество уровней причинно-следственных связей, но ничто
не избегнет Закона.
Как
утверждает Шестой Герметический Принцип, Принцип Причины и Следствия, Вселенная
движется Законом. Ничто не случается просто так. «Случай» — лишь условное обозначение
причины, которую пока не успели принять или осознать. А все феномены существуют
последовательно и непрерывно.
Принцип Причины и Следствия лежит в основе
научного мышления, как древнего, так и современного. Герметическим учителям он известен
с незапамятных времен. Хотя с тех пор не раз возникали споры между различными школами
философской мысли, разногласия касались главным образом деталей, связанных с действием
этого Принципа. А еще чаще обсуждали значение различных терминов. Сам же Принцип
Причины и Следствия признавали правильным практически все мыслители, заслуживающие
этого названия. Прийти к иному выводу означало бы изъять феномены Вселенной из сферы
Закона и Порядка, передав их в управление чему-то воображаемому — тому, что люди
называют Случаем.
Немного поразмыслив, мы поймем, что не
существует такой вещи, как чистый Случай. Словарь Уэбстера определяет слово случай
следующим образом: «Предполагаемый фактор или вид деятельности,
отличный от силы, закона и цели; деятельность подобного фактора; предполагаемое
воздействие подобного фактора; происшествие, случайность и т. д.». Однако любому
вдумчивому человеку должно быть ясно, что не существует такого фактора, который
выходил бы за рамки Закона — за рамки Причинно-Следственной Связи. Откуда в феноменальной
Вселенной может зародиться и действовать нечто такое, что не зависело бы от ее законов
и порядка, подразумевающего непрерывность? Подобная вещь была бы полностью суверенна
от упорядоченности Вселенной, а значит, превосходила бы ее по своим свойствам. Невозможно,
однако, помыслить ничего, кроме Абсолюта, что выходило бы за рамки Закона, — и то
потому, что Абсолют и есть ЗАКОН. Во Вселенной нет места чемуто внешнему и независимому
по отношению к Закону. Существование чего-то подобного свело бы на нет все Естественные
Законы, погрузив Вселенную в хаос и беспорядок.
При детальном исследовании становится понятно:
то, что в нашем представлении является «случаем», в действительности скрывает под
собой какие-то нераспознанные причины — причины, которые мы не в состоянии разглядеть
или осмыслить. Английское слово chance («случай,
шанс») происходит от слова, означающего «падать, выпадать» (об игральных костях)< Это слово — латинское cadere.>. В данном
случае имеется в виду то, что падение костей (в числе прочего) носит случайный характер;
это событие, за которым не стоит никакой причины. Именно в этом смысле используется
обычно данный термин. Но если присмотреться к вопросу повнимательней, станет понятно,
что в падении костей нет ничего случайного. Всякий раз, когда кость открывает при
падении определенное число, она следует закону, столь же нерушимому, как и тот,
который управляет вращением планет вокруг солнца. За этим падением стоят причины
— точнее, цепочка причин, проследить которую до конца нет никакой возможности. Положение
кости в стакане; количество мышечной энергии, затраченной при броске; конфигурация
стола и т. п. — все это причины, результат которых вы наблюдаете при игре. Однако
за этими видимыми причинами выстраиваются цепочки причин незримых, так или иначе
повлиявших на выпавшее число.
Если долго бросать одну и ту же кость,
то окажется, что числа выпадают примерно с одинаковой частотой. Иными словами, единица,
двойка и т. д. будут оказываться вверху приблизительно одинаковое количество раз.
Подбросьте в воздух монетку, и она упадет «орлом» или «решкой». Но если подбрасывать
ее таким образом достаточное количество времени, то выяснится, что «орел» выпадает
примерно так же часто, как и «решка». Тут мы имеем дело с законом больших чисел< Закон математической теории
вероятностей, согласно которому совместное действие большого числа одинаковых и
независимых случайных факторов приводит к результату, в пределе не зависящему от
случая.>. Однако под Закон Причины и Следствия подпадает любой бросок
— будь то среднеарифметический или единичный. Если бы мы могли проследить все предшествующие
причины, то убедились бы, что при подобных условиях кость могла упасть только так
и не иначе. Схожие причины ведут к схожим результатам. У каждого события есть свое
«потому что». Ничто не случается без причины — точнее, без цепочки причин.
Определенное замешательство в умах людей,
рассматривающих этот Принцип, вызывает вопрос о том, каким образом одна вещь могла
привести к другой, — иными словами, стать «творцом» этой второй вещи. На самом-то
деле никакая «вещь» не в состоянии «сотворить» другую. Принцип Причины и Следствия
имеет дело исключительно с событиями. «Событие» — это «то, что возникает или происходит
в результате или вследствие какого-либо предшествующего события». Событие не «создает»
другое событие. Оно лишь является звеном в той упорядоченной цепочке происшествий,
которые берут начало в созидательной энергии Абсолюта. Существует непре рывная последовательность
между событиями предшествующими и последующими. Можно говорить о связи между всем,
что произошло ранее, и всем, что последовало.
Скатившийся по горному склону камень пробивает
крышу дома, расположенного у подножия горы. Выглядит это — на первый взгляд — чистой
случайностью. Но стоит нам исследовать данный вопрос, и мы обнаружим цепочку причин,
приведших к такому последствию. Во-первых, необходимо упомянуть дождь, который размягчил
землю, поддерживавшую этот камень. Нельзя также забывать о воздействии других дождей
и солнечных лучей, под влиянием которых камень понемногу откололся от массива скалы.
Помимо этого, были причины, приведшие в
свое время к образованию самой горы, — и так далее, до бесконечности. Еще мы могли
бы принять во внимание причины, результатом которых стал этот последний дождь. Еще
можно учесть историю существования самой крыши. И скоро мы окажемся в такой мешанине
причин и следствий, из которой нам захочется поскорее выбраться. У любого человека
есть двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восемь прабабушек и прадедушек,
шестнадцать прапрабабушек и прапрадедушек — и так далее, пока, скажем, в сороковом
поколении число таких предков не достигнет нескольких миллионов. Так и с количеством
причин, стоящих за любым, даже самым незначительным событием — вроде крохотного
пятнышка сажи, промелькнувшего у вас перед глазами. Не так-то просто проследить
этот кусочек сажи до той отдаленной эпохи, когда он являлся частью огромного дерева,
превратившегося позднее в уголь. И так продолжалось до тех пор, пока кусочек этот
не мелькнул перед вашим взором на пути к новым приключениям. К нынешнему состоянию
его привела длиннейшая цепь событий — причин и следствий. Да и само это состояние
— лишь звено в цепи других происшествий, которым суждено растянуться не на одну
сотню лет. К числу событий, берущих начало в этом крохотном кусочке сажи, относится
и написание этих строк, что заставило машинистку, а позже и корректора выполнить
свою часть работы. Наконец это навело вас (и не только вас) на определенные мысли,
которым суждено впоследствии повлиять на других людей — и так далее, до бесконечности.
И все это благодаря какому-то крохотному кусочку сажи! Подобные моменты вновь и
вновь доказывают относительность и взаимосвязанность всех явлений, как, впрочем,
и то, что «нет ни малых, ни больших для создавшей всё Души»< Эпиграф к эссе Ральфа Уолдо
Эмерсона «История».>. Подумайте-ка вот о чем. Если бы давным-давно, в
эпоху каменного века, некий мужчина не встретил некую женщину, вас, читающего эти
строки, просто не было бы на свете. А может, не встреться эта пара, не было бы нас
— тех, кто все это пишет. Да и сам акт сочинительства (с нашей стороны) и чтения
(с вашей) способен воздействовать не только на наши персональные судьбы. Ему суждено
повлиять — напрямую или косвенным образом — на огромное множество людей, как живущих
ныне, так и тех, кому еще предстоит родиться. У каждой мысли, у каждого поступка
есть свои результаты, которые становятся частью великой цепочки Причин и Следствий.
В этой работе мы не намерены углубляться
в рассуждения о Свободе Воли и Детерминизме, на что есть свои причины. Прежде всего
стоит учесть то обстоятельство, что ни одна из дискутирующих сторон не может считаться
полностью правой. Если исходить из Герметического Учения, то правы и те, и другие
— но лишь отчасти. В соответствии с Принципом Полярности, все это лишь полуистины
— противоположные полюса Истины как таковой. Согласно Учению, человек может быть
Свободен и в то же время связан Необходимостью — в зависимости от значения, которое
приписывают этим терминам, а также от высоты Истины, с какой рассматривается данный
вопрос. Древние мудрецы так выразили эту мысль: «Чем дальше творение от Центра,
тем сильнее оно связано; чем оно ближе к Центру, тем ближе к Свободе».
Люди в большинстве своем являются рабами
наследственности, окружения и прочих внешних факторов, что существенно ограничивает
их Свободу. Они подвержены мнениям, нравам и обычаям окружающего мира, а также собственным
чувствам, эмоциям и настроениям. Невозможно назвать их Хозяевами своей судьбы. Сами
они, конечно же, с негодованием запротестуют: «Вот еще! Я свободен действовать так,
как мне заблагорассудится; я могу делать все, что хочу». Однако они не в состоянии
объяснить, откуда берутся их «хочу» и «заблагорассудится». Что по буждает их «захотеть»
сделать именно так, а не иначе? Мастер в состоянии изменить эти «хочу» и «заблагорассудится»
на противоположные им — на те, что находятся на другом конце ментального полюса.
Он способен «желать по желанию», а не потому, что его сподвигли к этому какие-то
чувства, эмоции, настроения или импульсы извне. Люди, опять-таки, в большинстве
своем подобны падающему с горы камню, который не имеет своей воли. Они целиком и
полностью зависят от своего окружения, внешних влияний и собственных настроений,
не говоря уже о желаниях и настроении тех, кто сильнее их. Они покорно следуют в
русле событий, не сопротивляясь и не тренируя Волю. Такие люди — все равно что пешки
на шахматной доске жизни: отыграли свою партию и убраны за ненадобностью.
И лишь Мастера, которым известны правила
игры, возносятся над планом материального бытия. Придя в соприкосновение с высшими
силами своей природы, они берут под контроль собственные качества, настроения и
полярность, не говоря уже о влиянии окружающей среды. Из Пешек они превращаются
в Игроков — становятся Причиной, а не Следствием. Они не в состоянии избегнуть Причинных
Связей, характерных для высших планов, однако способность подчиняться высшим законам
делает их хозяевами обстоятельств на низших уровнях бытия. Они становятся сознательной
частью Закона — в отличие от тех, кто является его слепым орудием. Служение на высших
планах позволяет им править на плане физическом.
Но о каком бы плане ни шла речь, Закон
для всех един. Не существует такой вещи, как Случайность. Разум давно упразднил
эту слепую богиню. Свет знания позволил нам ясно разглядеть, что все в этом мире
следует Универсальному Закону; что безграничное множество законов — всего лишь проявления
Единого Великого Закона, которым является Абсолют. Не зря же сказано в писании:
даже воробей не упадет, не замеченный Разумом Абсолюта; даже волосы у нас на голове
сочтены< См. Матф.
10:29-30, Лук. 12:6-7.>. Ничто не существует вне Закона; ничто не может
произойти вопреки ему. Но не стоит думать, что Человек — это слепое орудие в руках
судьбы. Согласно Герметическому Учению, Человек может использовать Закон, чтобы
возобладать над законами, и высшее всегда будет господствовать над низшим. И так
до тех пор, пока Человек не достигнет стадии, на которой сольется с самим ЗАКОНОМ,
насмеявшись над законами феноменального мира.
Понятен ли вам истинный смысл этих слов?
Немає коментарів:
Дописати коментар