Как я
уже сообщал, «София» переиздает книгу Хариша
Джохари «Инструменты для Тантры». Специально для этого издания я
составил небольшой биографический очерк. Удивительно разносторонний это был
человек!
Хариш
Джохари родился 12 мая 1934 года в североиндийской деревне Фаридпур (штат
Уттар-Прадеш). В 1937 году семья переехала в свой родовой дом в городе Барейлли.
Мальчик
с самого раннего детства был наделен острым умом, отличной памятью и многогранным
художественным талантом — в частности, обожал рисовать и лепить из глины. Уже в
трехлетнем возрасте он произнес речь и читал революционные стихи на собрании
неоиндуистского общества «Арья-Самадж».
Своими
обширными знаниями Хариш во многом обязан семье. Его отец, городской судья
Банки Бехари Лал Джохари, занимался ведической астрологией и хатха-йогой,
изучал веданту. Двоюродный дед, Ачарья Чандрашекар Шастри, написал более сотни
книг по различным вопросам индуизма.
С
1948 года отец работал судьей в разных городах, и Хариш часто менял место
учебы. В 1953 году он всерьез занялся борьбой, и его наставниками были
выдающиеся индийские борцы. Они же обучили молодого человека массажу и общим правилам
индийской физической культуры.
В
Рампуре Хариш был принят в круг поэтов и музыкантов и на всю жизнь подружился с
известным певцом и композитором Джагдишем Моханом. Музыка стала еще одним
увлечением молодого человека, в котором он смог проявить как свои творческие
способности, так и острый аналитический ум. Хариша Джохари всегда интересовали
механизмы воздействия звука на нервную систему и сознание человека, и он много
лет изучал традиционную индуистскую мантра-йогу. Медитативная музыка Джохари и записи мантр в его исполнении очень популярны как в Индии, так и на Западе.
Мантрам уделяется много внимания и в его книге «Инструменты для Тантры».
В
1957 году Хариш получил степень магистра философии в Колледже Барейлли, а в
1959 — степень магистра филологии урду в Университете Лакнау. Глубокое понимание
поэзии урду привело его в компанию суфийских учителей, и он прославился на
поэтических собраниях и состязаниях.
После
смерти отца в 1960 году, в возрасте 26 лет, Хариш вернулся в Барейлли, чтобы
принять на себя заботу о матери и шестерых младших братьях и сестрах. В
следующем году он устроился секретарем-переводчиком в местное отделение
компании «Lummus»,
но после женитьбы в 1962 году оставил эту работу и стал профессиональным
скульптором. Первый заказ был от одного из храмов в Барейлли — на огромную скульптуру
бога-обезьяны Ханумана.
Подолгу
работая над скульптурами в храмах, Хариш Джохари близко знакомился с жившими
там святыми. Он расспрашивал их о богах, которых должны были изображать его
изваяния, о связанных с ними учениях, легендах, ритуалах и садханах (религиозных практиках). Постепенно у художника
выработалось свое собственное, уникальное, хотя и вполне
традиционно-индуистское, понимание материи, ума и духа. Кроме того, работа в
храмах сделала его настоящим бхактой — человеком, любящим Единого Бога и
поклоняющимся Ему.
Одновременно
Джохари совершенствовал свое мастерство живописца. Азы рисования он освоил с
детства: в его семье была традиция каждый год на День рождения Кришны создавать
новую фреску со сценами из жизни Божества. Своей любимой технике живописи, сочетающей акварель с темперой, Джохари научился
у Шри Чандры Бала в Барейлли (тот же получил ее по линии преемственности,
уходящей в бенгальский город Шантиникетан). «Фирменный» же стиль рисунка
Джохари, как сам он объяснял, является смесью трех исторических форм индийского
искусства: лица, кисти рук и стопы следуют традиции фресок пещерного храмового
комплекса Аджанта; пропорции фигур — традиции пещер Элефанта; позы и движения —
традициям пещер Эллоры и храмов Кхаджурахо. Это уникальное сочетание позволило
художнику создать картины, впечатлившие многих искусствоведов Запада и Востока.
Джохари создал собственную школу, воспитавшую таких мастеров, как его
многолетний ученик голландский художник Питер Вельтевреде, иллюстрировавший
впоследствии большинство его книг.
В
1967 году Хариш познакомился с Ричардом Алпертом (впоследствии ставшим
известным под именем «Баба Рам Дасс»). Об этой встрече Рам Дасс рассказал в
своей книге «Быть здесь и сейчас». В
1969, в возрасте 36 лет, Джохари
пригласили в США работать над одним кинофильмом. Хотя проект «не сложился»,
индиец сполна использовал эту поездку для осуществления еще одной части своей
судьбы. Его знакомили с американскими художниками и учеными, врачами и
психиатрами, музыкантами и режиссерами, которые интересовались древней
мудростью философии индуизма и индийской культурой. Джохари охотно отвечал на любые вопросы и
подробно рассказывал о Тантре, аюрведе, свара-йоге, чакрах, мантрах и их
воздействии на человеческое сознание. Так он раскрыл в себе талант лектора.
В
1974 году в США была опубликована первая книга Хариша Джохари, «Дханвантари» (русский перевод: «София»,
2000), а затем вторая — «Лила: игра
самопознания» (русский перевод: «София», 1999). И в том же году, в возрасте
40 лет, он решил вернуться вместе с семьей в Индию.
С
1976 года Джохари регулярно посещал Америку и Европу с лекциями на самые разные
темы — живопись, индийская психология, чакры, сновидения, нумерология и т. п. В
этом же году в Западной Германии вышло первое издание его знаменитой книги «Чакры», включенной в настоящий сборник.
В
1978 году в Амстердаме состоялась первая выставка художественных работ Джохари.
Кроме того, были напечатаны открытки с его изображениями планет и постеры с
изображениями индуистских божеств.
За
годы с 1986 по 1996 Хариш Джохари написал и опубликовал свои основные работы по
аюрведе и индуистской метафизике: «Инструменты
для Тантры» (см. в настоящем сборнике), «Целительная сила камней», «Аюрведическая
целительная кухня», «Дыхание, ум и
сознание», «Нумерология» и «Аюрведический массаж» (русский перевод:
«София», 1998 и 2008).
В
1997 году астролог Хариша Джохари 104-летний Свами Нараян Риши сказал, что его
ожидает смертельно опасная комбинация звезд, и Джохари решил переехать доживать
в священный город Харидвар. Там он проводил много времени с учениками и написал
несколько книг для детей, две из которых успели выйти при его жизни — «Рождение Ганги» (1997) и «Обезьяна и манговое дерево» (1998).
Хариш
Джохари оставил тело 20 августа 1999 года в своем харидварском доме (сейчас там
устроен небольшой отель семейного типа «Джохари Хауз» для посетителей святого
города). Ученики говорят, что он был «завершенным» человеком и наслаждался
жизнью как божественной лилой — игрой космического сознания. Хариш
Джохари любил учить других искусству осознанной жизни и был убежден, что любое
знание живо лишь тогда, когда им делятся.
Немає коментарів:
Дописати коментар