середа, 4 вересня 2013 р.

Космический Танец Шивы


Небольшой текст из нового издания "Танца с Шивой", которое готовится к печати в Москве. Перевод мой. Книга будет богато иллюстрирована цветными картинами известного индийского художника С. Раджама.



Космический Танец Шивы

Шивананда Тандава

Космический танец Шивы Натараджи — это и символ, и реальность. Это движение творения, сохранения и растворения — триады, представляющей принцип майи, бесконечного Божественного импульса в каждом из нас и в каждом атоме Вселенной. Все мы прямо сейчас танцуем вместе с Шивой, а Он — вместе с нами. ГОЛОВА Бога Шивы, находящаяся в самом центре Его возбужденного танца, уравновешена и неподвижна, Его ЛИЦО безмятежно и спокойно. Перед нами совершенно гармоничный неподвижный Движитель. Его правая СЕРЬГА, сделанная из змеи, — мужская. Левая, имеющая форму большого диска, — женская. Вместе они символизируют то, что Шива — не мужского и не женского пола; но вне половых различий. ТРЕТИЙ ГЛАЗ Бога Шивы — глаз огненный; он символизирует высшее восприятие, охватывающее прошлое, настоящее и будущее. ВОЛОСЫ Бога Шивы — энергично разлетающиеся длинные, нечесаные пряди аскета. На Его волосах находятся: ЗМЕЙ ШЕШАНАГА, представляющий цикличность годов; ЧЕРЕП, символизирующий присущую Шиве силу разрешения; пятидневный ПОЛУМЕСЯЦ, символизирующий Его созидательную силу; и БОГИНЯ ГАНГА, самая священная река Индии и символ нисходящей благодати. В ЗАДНЕЙ ЛЕВОЙ РУКЕ Бога Шивы — яркое пламя, огненный Бог Агни, символизирующий Его самхару — силу разрушения, благодаря которой в конце каждого цикла творения Вселенная собирается воедино, чтобы быть заново созданной Богом Шивой. Эта рука представляет слог НА в Паньчакшара-мантре НА-МА-ШИ-ВА-ЙЯ. СТОЯЩАЯ НОГА Шивы представляет слог МА и символизирует Его «милость сокрытия», или тиродхана-шакти, которая ограничивает сознание, позволяя душам созревать через опыт. Шива танцует на фигуре, имя которой — АПАСМАРА, что означает «забывчивая» или «безрассудная». Это душа, окутанная анава-малой, индивидуализирующей завесой дуальности, главной причиной отделенности от Бога. Апасмара безмятежно взирает на поднятую стопу Господа Шивы — высшее пристанище, освобождение и судьбу всех без исключения душ. ЛЕВАЯ ПЕРЕДНЯЯ РУКА Господа Шивы, представляющая слог ВА, жестом «слоновьего хобота» (гаджахаста) указывает на Его левую стопу, источник «милости откровения», или ануграха-шакти, благодаря которой души возвращаются к Нему.
Левая и правая задние руки уравновешивают друг друга, как творение и разрушение. ЗАДНЯЯ ПРАВАЯ РУКА Шивы, означающая слог ШИ, держит барабан дамару, имеющий форму песочных часов. Это символ творения, начинающегося с беззвучного звука, Паранады, из которого возникает мантра Аум. ПЕРЕДНЯЯ ПРАВАЯ РУКА поднята в жесте абхайя, что означает «бесстрашие». Она символизирует присущую Шиве силу сришти, сохранения и защиты, и представляет слог ЙЯ. ПОДНЯТАЯ СТОПА Господа Шивы символизирует Его милость откровения, ануграха-шакти, благодяря которой душа в конце концов преодолевает путы анавы, кармы и майи и осознаёт свою тождественность Ему. КОЖА Господа Шивы розоватого цвета. Его тело натерто белым СВЯЩЕННЫМ ПЕПЛОМ вибхути, символом чистоты. СИНЕЕ ГОРЛО представляет сострадание Шивы — для спасения человечества Он проглотил смертоносный яд халахала. Господь Шива носит ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ ЧЕРЕПОВ, символизирующее непрерывный круговорот эпох. Его тело украшает ЗМЕЙ ДЖАХНУВИ, символ его тождественности силе кундалини — обычно дремлющей духовной силе человека, свернутой кольцами в основании позвоночника. Концы катибхандхи, ПОЯСА Шивы, взметнулись в одну сторону в порыве Его движения. ПЛАМЕННАЯ АРКА прабхавали, в которой пляшет Шива, — это Зал Сознания. У каждого пламени по три языка. Они символизируют огонь на Земле, в атмосфере и в небесах. Арку увенчивает МАХАКАЛА, «Великое Время». Махакала — это Сам Бог Шива, который создает время, выходит за его пределы и завершает его. Шива Натараджа танцует в состоянии вневременной трансцендентности. Его ПЬЕДЕСТАЛ в форме двойного цветка лотоса, махамбуджапитха, символизирует внешнее проявление. Из его основания возникает Космос.
В священных Ведах, древнейших писаниях человечества, поется: «Рудру [Шиву], Владыку жертвоприношений, гимнов и благоуханных снадобий, молим о радости, здравии и силе. Он сияет как солнце, сверкает подобно яркому золоту, благой, лучший среди Богов» (Ригведа, 1.43.4-5). И еще: «Он есть Бог, сокрытый во всех существах, их глубинная душа. Он надзирает за творением, во всем живет, за всем наблюдает. Он — чистое сознание вне трех условий природы « (Яджурведа, Шветашватара-упанишада, 6.11).


Немає коментарів:

Дописати коментар