Небольшой текст из нового издания "Танца с Шивой", которое готовится к печати в Москве. Перевод мой. Книга будет богато иллюстрирована цветными картинами известного индийского художника С. Раджама.
Космический Танец Шивы
Шивананда Тандава
Космический танец Шивы Натараджи — это и символ, и реальность.
Это движение творения, сохранения и растворения — триады, представляющей
принцип майи, бесконечного Божественного импульса в каждом из нас и в
каждом атоме Вселенной. Все мы прямо сейчас танцуем вместе с Шивой, а Он —
вместе с нами. ГОЛОВА Бога Шивы, находящаяся в самом центре Его возбужденного
танца, уравновешена и неподвижна, Его ЛИЦО безмятежно и спокойно. Перед нами
совершенно гармоничный неподвижный Движитель. Его правая СЕРЬГА, сделанная из змеи,
— мужская. Левая, имеющая форму большого диска, — женская. Вместе они
символизируют то, что Шива — не мужского и не женского пола; но вне половых
различий. ТРЕТИЙ ГЛАЗ Бога Шивы — глаз огненный; он символизирует высшее
восприятие, охватывающее прошлое, настоящее и будущее. ВОЛОСЫ Бога Шивы —
энергично разлетающиеся длинные, нечесаные пряди аскета. На Его волосах
находятся: ЗМЕЙ ШЕШАНАГА, представляющий цикличность годов; ЧЕРЕП,
символизирующий присущую Шиве силу разрешения; пятидневный ПОЛУМЕСЯЦ, символизирующий
Его созидательную силу; и БОГИНЯ ГАНГА, самая священная река Индии и символ
нисходящей благодати. В ЗАДНЕЙ ЛЕВОЙ РУКЕ Бога Шивы — яркое пламя, огненный Бог
Агни, символизирующий Его самхару — силу разрушения, благодаря которой в
конце каждого цикла творения Вселенная собирается воедино, чтобы быть заново
созданной Богом Шивой. Эта рука представляет слог НА в
Паньчакшара-мантре НА-МА-ШИ-ВА-ЙЯ.
СТОЯЩАЯ НОГА Шивы представляет слог МА и символизирует Его «милость
сокрытия», или тиродхана-шакти, которая ограничивает сознание, позволяя
душам созревать через опыт. Шива танцует на фигуре, имя которой —
АПАСМАРА, что означает «забывчивая» или «безрассудная». Это душа, окутанная анава-малой,
индивидуализирующей завесой дуальности, главной причиной отделенности от Бога.
Апасмара безмятежно взирает на поднятую стопу Господа Шивы — высшее пристанище,
освобождение и судьбу всех без исключения душ. ЛЕВАЯ ПЕРЕДНЯЯ РУКА Господа
Шивы, представляющая слог ВА, жестом «слоновьего хобота» (гаджахаста) указывает на Его левую
стопу, источник «милости откровения», или ануграха-шакти, благодаря
которой души возвращаются к Нему.
Левая и правая задние руки уравновешивают друг друга, как
творение и разрушение. ЗАДНЯЯ ПРАВАЯ РУКА Шивы, означающая слог ШИ,
держит барабан дамару, имеющий форму песочных часов. Это символ
творения, начинающегося с беззвучного звука, Паранады, из которого возникает мантра
Аум. ПЕРЕДНЯЯ ПРАВАЯ РУКА поднята в
жесте абхайя, что означает «бесстрашие». Она символизирует присущую Шиве
силу сришти, сохранения и защиты, и представляет слог ЙЯ.
ПОДНЯТАЯ СТОПА Господа Шивы символизирует Его милость откровения, ануграха-шакти,
благодяря которой душа в конце концов преодолевает путы анавы, кармы
и майи и осознаёт свою тождественность Ему. КОЖА Господа Шивы розоватого
цвета. Его тело натерто белым СВЯЩЕННЫМ ПЕПЛОМ вибхути, символом
чистоты. СИНЕЕ ГОРЛО представляет сострадание Шивы — для спасения человечества
Он проглотил смертоносный яд халахала. Господь Шива носит ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ
ЧЕРЕПОВ, символизирующее непрерывный круговорот эпох. Его тело украшает ЗМЕЙ
ДЖАХНУВИ, символ его тождественности силе кундалини — обычно дремлющей духовной силе человека,
свернутой кольцами в основании позвоночника. Концы катибхандхи, ПОЯСА Шивы, взметнулись в одну сторону в
порыве Его движения. ПЛАМЕННАЯ АРКА прабхавали, в которой пляшет Шива, —
это Зал Сознания. У каждого пламени по три языка. Они символизируют огонь на
Земле, в атмосфере и в небесах. Арку увенчивает МАХАКАЛА, «Великое Время».
Махакала — это Сам Бог Шива, который создает время, выходит за его пределы и
завершает его. Шива Натараджа танцует в состоянии вневременной
трансцендентности. Его ПЬЕДЕСТАЛ в форме двойного цветка лотоса, махамбуджапитха,
символизирует внешнее проявление. Из его основания возникает Космос.
В священных Ведах, древнейших писаниях человечества, поется:
«Рудру [Шиву], Владыку жертвоприношений, гимнов и благоуханных снадобий, молим
о радости, здравии и силе. Он сияет как солнце, сверкает подобно яркому золоту,
благой, лучший среди Богов» (Ригведа,
1.43.4-5). И еще: «Он есть Бог, сокрытый во всех существах, их глубинная душа.
Он надзирает за творением, во всем живет, за всем наблюдает. Он — чистое
сознание вне трех условий природы « (Яджурведа,
Шветашватара-упанишада, 6.11).
Немає коментарів:
Дописати коментар