Три Дурака
О месте нулевой карты в разных системах оккультного Таро
Эту статью я написал для журнала «Святой Грааль», издававшегося Московским отделением Ордена Восточных Тамплиеров. Она была опубликована в номере, датированном осенним равноденствием 2006 года.
Сейчас
уже трудно установить, откуда берет начало исконно русский обычай именования
нулевой карты Таро «Шутом». Она называется Il Matto по-итальянски, Le
Fou или Le Mat по-французски и The Fool по-английски.
Основоположники русской традиции оккультного Таро (Г.О.М., Шмаков, Успенский) и
первые русские переводчики работ Леви и Папюса вполне правильно называли эту
карту «Безумным» или «Сумасшедшим». В ранних исторических итальянских колодах
этот персонаж и был всегда именно городским сумасшедшим, юродивым; если и
шутом, то безумным уличным «шутом гороховым», но уж, конечно, не разодетым в
атлас придворным шутом. И не шутом-скоморохом (это уж прототип совсем другой
карты — «Мага»). Различие принципиальное. Придворные шуты и скоморохи лишь
напоказ играют в глупость и безумие, а сами-то поумней своих зрителей
бывают. Юродивый же безумен совершенно искренне и естественно. Поэтому не
«Шутом» надо именовать нулевую карту Таро, а не стесняться хорошего и емкого
русского слова «Дурак» (Иван-Дурак, кстати, — очень уместная ассоциация). И не
надо путать «Дурака» Таро с «Джокером» американской покерной колоды — вот тот
действительно самый настоящий Шут, и прямого родства между ним нет.
Итальянское Таро XV-XVI
веков.
Дети любят дразнить юродивых.
Дети любят дразнить юродивых.
Марсельское Таро (этот стиль
известен с XVII века).
Собаки часто преследуют сумасшедших.
В виде придворного шута этого персонажа
стали изображать гораздо позже.
Вторая половина XIX в., французское Таро
традиции Эттейллы.
Собаки часто преследуют сумасшедших.
В виде придворного шута этого персонажа
стали изображать гораздо позже.
Вторая половина XIX в., французское Таро
традиции Эттейллы.
Почему
«Дурак» — нулевая карта? Об этом многие начинающие «эзотеристы» не знают, но
карты Таро вообще-то были созданы для игры, и то, что сегодняшний эзотерический
жаргон именует Большими Арканами, исторически было постоянным набором козырных
карт. Любой козырь в игре старше любой мастевой карты, а внутри козырей
существует простая иерархия: чем больше номер, тем старше. Количество и
козырных, и мастевых карт в разные исторические периоды и в разных регионах
Италии было разным, а в остальной Европе победил следующий стандарт: 56
мастевых карт (четыре масти по 10 очковых карт и 4 фигурных), 21 козырь и
один «Дурак». Всего 78. «Дурак» изначально не был членом набора козырей. (В
различных вариантах игры Таро он и теперь таковым не считается.) Он играет по
своим собственным правилам (так же, как для городского сумасшедшего всеобщие
законы не писаны). Он не может побить ни одной карты ни одной масти, зато может
ходить в любую масть и всегда возвращается к своему владельцу, даже если взятку
забирает другой игрок. Поэтому номер игровому «Дураку» просто не нужен.
Многие
оккультисты XIX-XX столетий рассуждали о том, что в «Дураке» содержатся в
потенциальном состоянии все козыри (Большие Арканы) или даже вообще все карты
Таро. Известна классическая эмблема Таро:
Здесь
квадрат — это четыре масти (56 = 4
х 16), треугольник — козыри (21 = 3 х 7), а центральная точка — Дурак.
Проблема возникает, когда по тем или иным соображениям оккультного порядка
нужно выстроить всю колоду Таро в один ряд и найти в этом ряду место «Дураку».
И вопрос этот важен именно потому, что в нелинейной структуре Таро этой карте
отводится столь важная роль. От того, где стоит «Дурак» («нулевой» аркан) в
общей последовательности арканов, многое зависит. Его перестановка в другое
место (каковая, например, была в конце XIX века произведена магами «Золотой
Зари») означает сдвиг всех аттрибуций карт — алфавитных, астрологических,
элементальных и т. п.
Логика вроде бы требует, чтобы в линейной последовательности такая «особая» карта стояла на особом месте. Но какое место считать особым? Очевидно, первое либо последнее в ряду. И действительно, в системе французского оккультиста Эттейллы (XVIII в.) «Дурак» имеет номер 78 и стоит после мастевых карт. В системах «Золотой Зари» и Кроули он имеет номер 0 и стоит перед номером 1 (то есть перед козырем «Маг»). Вроде бы там ему самое и место, ведь что меньше единицы? Ноль! Но если вы внимательно полистаете книгу видного деятеля «Золотой Зари» и создателя (наряду с художницей Памелой Смит) самой популярной в мире колоды Таро Артура Эдварда Уэйта, то заметите, что он в двух случаях ставит «Дурака» с номером 0 между козырями 20 и 21, а в третьем случае придает ему номер 21 (упоминая вскользь, что «впрочем, в большинстве порядков это нулевая карта, без номера); соответственно, «Мир» получает номер 22. Это не ошибка: публикуя свой «Ключ к Таро» в 1910 году, Уэйт не хотел открыто обнародовать все аттрибуции «Золотой Зари» и в случае с «Дураком» показал нумерацию из другой оккультной системы. (Уэйт и его художница также постарались в символике этой карты оставить побольше указаний на соответствие 21-й букве еврейского алфавита, Шин, и присущей ей стихии огня.)
Поскольку
основателями «Золотой Зари» были англичане, было предложено систему Таро, в
которой Дурак = 0 = Алеф = Воздух, называть английской, а более раннюю
систему Элифаса Леви, Поля Кристиана и Папюса
— французской. В этой системе Дурак = 0 (21) = Шин = Огонь. Поколения
оккультистов бились над этой загадкой: почему Леви поставил «Дурака» на такое
странное место, предпоследнее среди козырей? Выдвигалось «прагматичное»
предположение, что французу Леви, знакомому, в отличие от англичан, с правилами
игры в Таро, было известно, что при розыгрыше взятки «Дурак» не может играть
последним. Выдвигалась (и была широко принята) и «эзотерическая» версия:
старик, дескать, просто лукавил, не хотел раскрывать для профанов «истинных»
соответствий Таро. То есть все свои книги написал, грубо говоря, «с кукишем в
кармане». А его ученики Кристиан и Папюс либо приняли его систему за чистую
монету, либо тоже были посвящены в секрет и участвовали в надувательстве.
Лично
я считаю, что основатель французской системы оккультного Таро (со всеми
каббалистическими и астрологическими соответствиями, подробно разработанными в
трудах Папюса, Освальда Вирта и Г.О.М.) был
искренним и с самим собой, и со своими последователями. Французская система,
при всех ее отличиях от английской, показала свою жизнеспособность. По ней
работали многие оккультные школы в разных странах мира, и если говорить о
современности, то она принята в набирающем все большую популярность
«неогностическом» движении, основанном Самаэлем Ауном Веором.
Весьма
убедительное обоснование расположению Дурак = 0 (21) выдвинул Поль Кристиан (1811—1877), автор знаменитой «главной
идеи магизма», перечисляющей «эзотерические» значения всех 22 Больших Арканов,
включая «Дурака» (у Кристиана он именовался «Крокодилом»):
1) Человеческая Воля,
2) просветленная Знанием
3) и
проявленная Действием,
4) создает Реализацию
5) силы,
которую она может использовать правильно или неправильно, сообразно благому или
злому Вдохновению, в пределах, очерченных для нее законами всеобщего
порядка.
6) Пройдя Испытание,
7) возложенное
на нее божественной Мудростью, она, одержав Победу,
8) вступает
во владение плодами своих трудов и, сохраняя Равновесие
9) на
оси Благоразумия,
10) господствует
над колебаниями Фортуны.
11) Сила человека,
12) освященная Жертвоприношением, сиречь добровольным возложением себя на алтарь
преданности и искупления, торжествует над Смертью,
13) а
божественная Трансформация, поднимая его из могилы в безмятежные сферы
бесконечного развития, противопоставляет
14) реальность
бессмертной Инициативы
15) вечной
лжи Фатума.
16) Течение
Времени отмеряется руинами, однако за любым Разрушением
17) мы
видим новую зарю Надежды
18) или Сумерки Разочарования.
19) Человек
непрестанно стремится к тому, что выше его, и солнце Счастья
20) встает
для него только по ту сторону могилы, после Обновления его существа
смертью, открывающей ему более высокую сферу воли, разума и действия.
0) («Дурак»)
Всякая
воля, позволяющая управлять собою плотским инстинктам, отказывается от свободы
и обрекает себя на Искупление своих ошибок и заблуждений.
21) («Мир»)
Всякая
же воля, соединяющаяся с Богом, чтобы показывать Истину и творить
Справедливость, по завершении этой жизни причащается божественного
Всемогущества над тварями и вещами, вечной Награды освобожденных духов.
Итак,
человек («воля») имеет выбор: Искупление или Награда. 0 или 21. Пасть крокодила
или «Корона Магов» (кристиановское название аркана «Мир»). «Дурак» не стоит
последним просто потому, что это неправильный выбор. В таком понимании
он, конечно, и не должен замыкать последовательность.
Французский Дурак-Безумный,
нарисованный для книги Папюса.
К собаке Марсельского Таро прибавился крокодил
(к сожалению, здесь плохо заметный, но он есть в нижнем левом углу) —
деталь,
придуманная Кристианом.
Другое объяснение предложил русский философ-эзотерист В. Шмаков, глубокий исследователь французской системы Таро. В своей «Священной Книге Тота» он показывает, что «Аркан XXI содержит в себе первую декаду [Больших] Арканов, а Аркан XXII — вторую».
Так
или иначе, французский Дурак-Шин (или Дурак Предпоследний) удовлетворял не
всех оккультистов, творивших после Папюса. Об английском Дураке-Алефе (или Дураке
Первом)
мы уже упомянули. Его символизм и магические соответствия подробно описаны в
другой «Книге Тота» — Алистера Кроули, которую, как и труд Шмакова, мы
рекомендуем всем серьезным исследователям Таро. Дурак Первый живет и
здравствует во всех оккультных организациях, унаследовавших учение и практики
«Золотой Зари», а также во всех телемитских школах, в том числе в О.Т.О. Это уже
не Юродивый дооккультного Таро и не французский Безумец, делающий роковой
неверный выбор. В стандартном варианте «Золотой Зари» это невинное дитя,
простодушный и чистый Глупыш, у Кроули — иконографически очень насыщенный
образ, синтез Святого Духа, Апрельского дурака, Парсифаля, Гарпократа, Диониса
и Бафомета. Но многие «английские» школы используют изображение «Дурака»,
восходящее к уэйтовскому. В любом случае соответствие нулевой карты букве Алеф
делает возможной целостную систему аттрибуций Таро, наглядно показанную в книге
«777» Кроули.
Один из
вариантов уэйтовского «Дурака»,
нарисованный для школы B.O.T.A.
Итак, в линейной
последовательности «Дурак» может стоять вообще вне козырей (Эттейлла), первым в
ряду козырей (английская школа), предпоследним (французская школа)... и,
очевидно, последним? Да, и этого третьего Дурака признает эзотерическая школа, которую я бы назвал «американской»,
потому что американцем был самый известный и деятельный ее представитель К. К. Заин (1882—1951).
Создавая
свою «Герметическую систему Братства Света», Заин использовал формулу,
предложенную задолго до него: Дурак = 0 (22) = Тау. Предложили ее
французы, но прижилась она в Европе только среди немецких оккультистов (Вольдемар
фон Укскулль, А. Франк Глан и др.). В Америке же ее распространили члены
«Герметического Братства Луксора», прямым преемником которого стало заиновское «Братство Света».
«Дурак»
у К. К. Заина — аркан двойной. С одной стороны, это 0, а с другой — 22.
Подобная амбивалентность есть и во французской школе, но Заин доводит ее до
логического завершения. «Разрушительный» аспект карты (22) означает
Материализм, а «созидательный» (0) — Духовность. Астрологически заиновскому
«Дураку» соответствует Плутон — планета, «символизирующая разделение полов.
Это то место, откуда близнецовые души порознь отправляются в нисходящее
путешествие, и то место, где они должны встретиться вновь на пути вверх». Кроме
того, «планета Плутон обладает двумя хорошо заметными противоположными
качествами. Она управляет организованной преступностью, когда проявляется ее
разрушительная сторона; в благоприятном же своем аспекте она отвечает за
высочайшие духовные усилия и осознание индивидуумом его космической задачи».
«Египетское Таро» — стиль,
выбранный К. К. Заином. Здесь есть крокодил, притаившийся за разбитым
обелиском, но отсутствует собака. Персонаж карты может означать либо
слепца-материалиста, либо обладателя высшей мудрости.
Заин
несколько видоизменил окончание кристиановской формулировки «магизма». Теперь
этот текст называется «Мантрамом Воли» и выглядит в русском переводе так:
1) Человеческая Воля,
2) просветленная Наукой
3) и
проявленная в Действии,
4) создает Реализацию
5) силы,
которую она употребляет во благо или зло сообразно доброму или дурному Вдохновению
в кругу, очерченном для нее законами вселенского порядка.
6) Преодолев Испытание,
7) наложенное
Божественной Мудростью, человек одержит Победу и войдет
8) в
обладание сотворенным им, а утвердившись в Равновесии
9) на
оси Благоразумия,
10) он
будет руководить колебаниями Фортуны.
11) Сила человека,
12) освященная Жертвоприношением, то есть добровольным положением себя на алтарь
преданности и искупления, торжествует над смертью.
13) Это
божественное Преобразование поднимает его из могилы в спокойную сферу
бесконечного прогресса и противопоставляет
14) реальность Инициативы
15) вечной
лжи Рока.
16) Ход
времени отмечен Руинами,
17) но
за любой руиной видна заря Надежды
18) либо
сумерки Обмана.
19) Человек
непрестанно устремляется к тому, что вечно бежит от него, и Солнце Счастья
20) восходит
для него только по ту сторону Гробницы, после обновления его существа
смертью, которая открывает для него более высокую сферу Воли, Разума и
Действия.
22) Любая
воля, которая позволяет управлять собою инстинктам плоти, отрекается от своей
свободы и вынуждается к Искуплению своих ошибок.
21) Любая же воля, которая присоединяется к Божеству, чтобы проявлять истину и творить
справедливость, уже в этой жизни причащается к божественной власти над
существами и вещами и получает Вознаграждение,
0) вечное
для Освобожденных Духов.
Как вы видите,
«развилку» выбора образуют не арканы «Дурак» и «Мир», как во французской
системе, а два аспекта «Дурака» — 0 и 22. И обратите внимание: «нулевой» аспект
(Свободный Дух, Абсолют до разделения полюсов) очень близок к «английской»
трактовке «Дурака». Онтологически он явно выше «двадцать второго» аспекта и
поэтому логически должен замыкать последовательность: 1-2-3...20-22-21-0. Но
если мы возьмем этот ряд и замкнем его в кольцо (Уроборос, Альфа и Омега), то
увидим, что Дурак = 0 непосредственно предшествует Магу = 1 (как в английской
системе), и при этом другой Дурак непосредственно предшествует Миру = 21 (как у
французов)!
Итак,
«ненумерованная» (так точнее) карта Таро дает нам на самом деле Трех Дураков
— Первого,
Последнего
и Предпоследнего. 0, 21 и 22. И при вдумчивом анализе, к которому мы
призываем всех заинтересованных читателей «Святого Грааля», эти трое могут
оказаться не столько символами трех конкурирующих эзотерических школ, сколько
вестниками Единства всех живых учений в океане Духа.
В этой связи
примечательно, что примерно в ту же эпоху, когда в ренессансной Европе
создавались различные наборы поучительных аллегорических картин (традиция, из
которой и выросли козыри Таро вместе с «Дураком»), на другой стороне Земли — на
Дальнем Востоке — буддийские художники начали рисовать нечто очень похожее.Эти
символические картины «Поиски быка»,
изображающие различные стадии пути к Просветлению, стали неотъемлемой частью
дзэнской эзотерической традиции. Существуют разные
варианты «Поисков быка» — и по количеству картин, и по их содержанию, не
говоря уже о художественном стиле. Никакой связи с козырями Таро у них не
прослеживается, но в наиболее распространенном варианте присутствует персонаж,
поразительно напоминающий «Дурака» — в аспекте 0 = 22, Освобожденного Духа. Это
последняя картина в серии из десяти, и изображает она человека, уже пережившего
опыт Просветления. Сопровождающий картину стих гласит:
Вышел на рыночную площадь — без украшений, босой.
Блаженно улыбаешься, хоть оборван и весь в пыли.
Волшебной силы не прикладываешь — но вдруг
Даже сухие деревья расцветают.
Очарованный странник с сумой
на палке,
перекинутой через плечо:
ничего не напоминает?
Народная традиция
объединила этот образ с «Толстым Смеющимся Буддой», или, по-японски, Хотэем —
популярным талисманом, который приветствует вас в каждом китайском ресторане и
суши-баре и, в свою очередь, считается ипостасью грядущего Будды Майтрейи. От
блаженного бродяги до Бога — тот же круг замыкается везде. Последний образ
индивидуального символического цикла перетекает в первый символ нового
глобального эона. Крутится, крутится колесо Таро...
Немає коментарів:
Дописати коментар