В издательстве "София" вышло долгожданное второе издание книги Хариша Джохари "Инструменты Тантры":
На озоне: http://www.ozon.ru/context/detail/id/27498321/
В книге 16 цветных иллюстраций (в основном индуистские янтры). Перевод Кирилла Семенова. Я, как редактор, добавил от себя пару приложений (о 24 таттвах и о числовых янтрах) и биографический очерк, который предлагаю вашему вниманию. Если кто заинтересуется, вот ссылочка на основной сайт, посвященный Джохари:
Об авторе
Хариш Джохари родился 12 мая 1934 года в
североиндийской деревне Фаридпур (штат Уттар-Прадеш). В 1937 году семья
переехала в свой родовой дом в городе Барейлли.
Мальчик с самого раннего детства был наделен острым
умом, отличной памятью и многогранным художественным талантом — в частности,
обожал рисовать и лепить из глины. Уже в трехлетнем возрасте он произнес речь и
читал революционные стихи на собрании неоиндуистского общества «Арья-Самадж».
Своими обширными знаниями Хариш во многом обязан
семье. Его отец, городской судья Банки Бехари Лал Джохари, занимался ведической
астрологией и хатха-йогой, изучал веданту. Двоюродный дед, Ачарья Чандрашекар
Шастри, написал более сотни книг по различным вопросам индуизма.
С 1948 года отец работал судьей в разных городах, и
Хариш часто менял место учебы. В 1953 году он всерьез занялся борьбой, и его
наставниками были выдающиеся индийские борцы. Они же обучили молодого человека
массажу и общим правилам индийской физической культуры.
В Рампуре Хариш был принят в круг поэтов и музыкантов
и на всю жизнь подружился с известным певцом и композитором Джагдишем Моханом.
Музыка стала еще одним увлечением молодого человека, в котором он смог проявить
как свои творческие способности, так и острый аналитический ум. Хариша Джохари
всегда интересовали механизмы воздействия звука на нервную систему и сознание
человека, и он много лет изучал традиционную индуистскую мантра-йогу.
Медитативная музыка Джохари и записи мантр в его исполнении очень популярны как
в Индии, так и на Западе.
В 1957 году Хариш получил степень магистра философии в
Колледже Барейлли, а в 1959 — степень магистра филологии урду в Университете
Лакнау. Глубокое понимание поэзии урду привело его в компанию суфийских
учителей, и он прославился на поэтических собраниях и состязаниях.
После смерти отца в 1960 году, в возрасте 26 лет,
Хариш вернулся в Барейлли, чтобы принять на себя заботу о матери и шестерых
младших братьях и сестрах. В следующем году он устроился
секретарем-переводчиком в местное отделение компании «Lummus», но после женитьбы в 1962 году оставил эту работу и
стал профессиональным скульптором. Первый заказ был от одного из храмов в
Барейлли — на огромную скульптуру бога-обезьяны Ханумана.
Подолгу работая над скульптурами в храмах, Хариш
Джохари близко знакомился с жившими там святыми. Он расспрашивал их о богах,
которых должны были изображать его изваяния, о связанных с ними учениях,
легендах, ритуалах и садханах
(религиозных практиках). Постепенно у художника выработалось свое собственное,
уникальное, хотя и вполне традиционно-индуистское, понимание материи, ума и
духа. Кроме того, работа в храмах сделала его настоящим бхактой —
человеком, любящим Единого Бога и поклоняющимся Ему.
Одновременно Джохари совершенствовал свое мастерство
живописца. Азы рисования он освоил с детства: в его семье была традиция каждый
год на День рождения Кришны создавать новую фреску со сценами из жизни
Божества. Своей любимой технике живописи, сочетающей акварель с темперой,
Джохари научился у Шри Чандры Бала в Барейлли (тот же получил ее по линии
преемственности, уходящий в бенгальский город Шантиникетан).
«Фирменный» же
стиль рисунка Джохари, как сам он объяснял, является смесью трех исторических
форм индийского искусства: лица, кисти рук и стопы следуют традиции фресок
пещерного храмового комплекса Аджанта; пропорции фигур — традиции пещер
Элефанта; позы и движения — традициям пещер Эллоры и храмов Кхаджурахо. Это
уникальное сочетание позволило художнику создать картины, впечатлившие многих
искусствоведов Запада и Востока. Джохари создал собственную школу, воспитавшую
таких мастеров, как его многолетний ученик голландский художник Питер Вельтевреде, иллюстрировавший впоследствии большинство его книг.
В 1967 году Хариш познакомился с Ричардом Алпертом
(впоследствии ставшим известным под именем «Баба Рам Дасс»). Об этой встрече
Рам Дасс рассказал в своей книге «Быть
здесь и сейчас». В 1969, в возрасте 36 лет, Джохари пригласили в США
работать над одним кинофильмом. Хотя проект «не сложился», индиец сполна
использовал эту поездку для осуществления еще одной части своей судьбы. Его
знакомили с американскими художниками и учеными, врачами и психиатрами,
музыкантами и режиссерами, которые интересовались древней мудростью философии
индуизма и индийской культурой. Джохари охотно отвечал на любые вопросы и
подробно рассказывал о Тантре, аюрведе, свара-йоге, чакрах, мантрах и их
воздействии на человеческое сознание. Так он раскрыл в себе талант лектора.
В 1974 году в США была опубликована первая книга
Хариша Джохари, «Дханвантари», а
затем вторая — «Лила: игра самопознания».
И в том же году, в возрасте 40 лет, он решил вернуться вместе с семьей в Индию.
С 1976 года Джохари регулярно посещал Америку и Европу
с лекциями на самые разные темы — живопись, индийская психология, чакры,
сновидения, нумерология и т. п. В этом же году в Западной Германии вышло первое
издание его знаменитой книги «Чакры».
В 1978 году в Амстердаме состоялась первая выставка
художественных работ Джохари. Кроме того, были напечатаны открытки с его
изображениями планет и постеры с изображениями индуистских божеств.
За годы с 1986 по 1996 Хариш Джохари написал и
опубликовал свои основные работы по аюрведе и индуистской метафизике: «Инструменты Тантры», «Целительная сила камней», «Аюрведическая целительная кухня», «Дыхание, ум и сознание», «Нумерология» и «Аюрведический массаж».
В 1997 году астролог Хариша Джохари 104-летний Свами
Нараян Риши сказал, что его ожидает смертельно опасная комбинация звезд, и
Джохари решил переехать доживать в священный город Харидвар. Там он проводил
много времени с учениками и написал несколько книг для детей, две из которых
успели выйти при его жизни — «Рождение
Ганги» (1997) и «Обезьяна и манговое
дерево» (1998).
Хариш Джохари оставил тело 20 августа 1999 года в
своем харидварском доме (сейчас там устроен небольшой отель семейного типа
«Джохари Хауз» для посетителей святого города). Ученики говорят, что он был «завершенным»
человеком и наслаждался жизнью как божественной лилой — игрой
космического сознания. Хариш Джохари любил учить других искусству осознанной
жизни и был убежден, что любое знание живо лишь тогда, когда им делятся.
Немає коментарів:
Дописати коментар