четвер, 12 жовтня 2017 р.

Таро графа де Мелле


Я настоятельно рекомендую перед прочтением этого поста обратиться к более раннему, который называется Таро Кура де Жебелена. Здесь я публикую (насколько мне известно, впервые) русский перевод части одного очень важного документа истории оккультного Таро. В нем, в частности, впервые Таро названо "Книгой Тота" и 22 козыря соотнесены с 22 буквами еврейского алфавита. Мои комментарии даны темно-красным цветом. Примечания автора этого документа я даю <в угловых скобках и выделяю желтым маркером>. В оригинальном французском тексте они оформлены как сноски. Слова в [квадратных скобках] добавлены мною для ясности. Все иллюстрации тоже добавлены мною. Автор документа дает только словесные описания козырей Таро, но по этим описаниям понятно, что он, в отличие от его издателя Антуана Кура де Жебелена, держал в руках не Марсельское Таро, а Безансонское. Я добавил изображения карт из старинных колод примерно того времени для наглядности. Я охотно признаю, что перевод  пока еще желает быть лучше, и признаюсь, что некоторые места в оригинальном старофранцузском тексте не до конца понимаю. Критика и комментарии приветствуются.
Андрей Костенко

 

Исследование Таро и прорицания по картам Таро

Г. г. де М.***


Первая буква «Г.» (в оригинале M.) означает «господин» (monsieur), вторая «г.» (в оригинале le C.) — «граф»  (le comte). В конце томов «Первобытного мира» приводятся списки подписчиков, среди которых есть несколько «графов на букву М»: граф де Мьер, граф де Моншеню, граф де Мантойфель, граф де Мелле и другие. В своем собственном эссе Кур де Жебелен представил автора второго сочинения как «генерала, губернатора провинции». Под это определение подходит лишь граф де Мелле (de Mellet).  Если граф де М.***, автор «Исследования Таро», действительно был подписчиком «Первобытного мира», то о нем историкам кое-что известно.



Полное имя — Луи-Рафаэль-Луи-Люкрес де Файоль, граф де Мелле, сеньор Нёвильский, Вальрёйский и др. Родился 23 января 1727 года в Перигё, умер 23 декабря 1804 года в Констанце. Он был полковником кавалерии, командовал стражей последнего польского короля Станислава II,  а затем был лейтенантом стражи уже короля Франции. Некоторое время был губернатором провинции Перш, Мэн и Лаваль. Дослужился до звания маршала королевских лагерей и армий (было такое в дореволюционной Франции), а затем — и до генерал-лейтенанта. Кавалер Большого креста королевского и военного ордена св. Людовика. Портрета, к сожалению, не сохранилось.

I. Книга Тота

Обратите внимание: это первый раз в документированной истории, когда карты Таро называют «Книгой Тота» (в оригинале — «Livre de Thot». Хотя Кур де Жебелен много говорит в своем эссе о древнеегипетском происхождении Таро, имени Тота он не упоминает. В первом же томе «Первобытного мира» содержится огромный трактат «История Меркурия, или Тота», но в нем нет ни слова о Таро. Таким образом, авторство определения Таро как «Книги Тота» по праву принадлежит графу де Мелле.
Стремление познавать развивается в сердце человека по мере тог, как его ум обретает новые знания. Потребность сохранить эти знания и желание их передать побудили людей использовать знаки, изобретателем которых считали Тота, или Меркурия. В своей сущности эти знаки вовсе не являются условными, как, к примеру, нынешние буквы, которые передают только звучание слов. Это даже не знаки, а настоящие образы, из которых составлялись картины, отчетливые изображения того, о чем человек хотел говорить.
Изобретателя этих образов можно назвать самым первым историком. И действительно, считается, что Тот нарисовал богов<Эти боги, на письме и в иероглифическом выражении, суть Господь и Добродетели, наделенные телами.>, то есть деяния Всемогущего, или Творение, а также моральные наставления. По-видимому, эта книга получила название А-РОШ, где А —учение, знание, а РОШ<Рош — египетское имя Меркурия и название его праздника, который отмечали в первый день года.> — Меркурий; в сочетании же с артиклем Т это означает «таблички с учением Меркурия», но, поскольку слово Рош также означает начало, слово Та-Рош использовалось для обозначения его Космогонии, как слово Этотиа, история времени, было названием его Астрономии. Возможно также, что слово Атотес, которое мы принимаем за имя царя «Сын Тота», на самом деле является названием еще одного детища его гения, «Истории египетских царей».
Похоже, что эта древняя Космогония, Книга Та-Рош, дошла до нас, хотя и с незначительными изменениями, в виде карт, носящих то же название<Двадцать две картины составляют не очень объемную книгу, но очень вероятно, что древние формулировали свои учения и предания в стихах, поэтому простого изображения, которое сосредоточивало бы внимание людей на каком-то определенном событии, было достаточно для того, чтобы оживить в памяти соответствующие строки.>. То ли жадность уберегла от забвения, то ли суеверие защитило от разрушительного влияния времени таинственные символы, которые служат, как когда-то Магам, для того, чтобы обманывать легковерных.
Сначала арабы передали эту книгу<В игре «ландскнехт» карты, которые раздают понтирующим игрокам, до сих пор называются «книжкой».>, или колоду карт, испанцам, а потом солдаты Карла V принесли ее в Германию. Она состоит из трех высших серий, которые представляют три первых века — золотой, серебряный и бронзовый. В каждой серии по семи карт<Трижды семь: мистическое число, известное среди каббалистов, пифагорейцев и т. д.>.
К первому авторскому примечанию могу добавить, что в русском уголовном жаргоне игральные карты до сих пор называют «библией». Следующее же примечание впервые связывает Таро, пусть и косвенно, с Каббалой и пифагорейским учением.
Но, поскольку египетское письмо читалось слева направо, двадцать первую карту, которая была пронумерована уже современными цифрами, следует одновременно считать первой, ибо она считается первой в колоде Таро и в том виде прорицания, где используются эти образы.
«Слева направо» — автор, очевидно, хотел сказать «справа налево». Он имеет в виду, что если бы древние египтяне разложили все козыри Таро (без Дурака) в ряд, то карта «Мир» лежала бы крайней справа, а «Фокусник» — крайним слева. Поскольку европейцы и пишут, и считают слева направо, при таком раскладе карт «Фокусник» получает номер 1, а «Мир» — 21. Но автор далее будет рассматривать козыри в гипотетическом изначальном порядке, то есть от «Мира» к «Фокуснику» и далее к карте без номера, которую он называет «Безумием». Рассматриваемые таким образом, козыри Таро могут рассказать нам историю (это, кстати, еще одна первая формулировка идеи, которая впоследствии станет очень популярной) — историю Творения и развития человеческой цивилизации. Каждая из трех «серий» карт представляет один из трех «веков» цивилизации: золотой, серебряный и железный.
Наконец, есть еще и двадцать вторая карта, которая не имеет номера и потому сама по себе не обладает никакой силой, однако усиливает значение карты, которая ей предшествует. Эта карта выполняет функцию ноля в магических вычислениях и называется Безумием.

Первая серия: золотой век

Двадцать первая, или первая, карта представляет Вселенную как богиню Исиду в овале, или яйце, с четырьмя временами года в четырех углах: Человек, или Ангел, Орел, Бык и Лев.
Безансонское Таро. Мир (у графа де Мелле — Вселенная)


Двадцатая [карта] называется «Суд». На самом деле трубящий Ангел и люди, выходящие из земли, ввели в заблуждение художника, недостаточно знакомого с мифологией, и он не увидел в этой картине ничего, кроме [Страшного Суда и] Воскресения; древние, однако же, считали людей детьми Земли<Зубы, посеянные Кадмом, и т. п.>), и Тот передал Сотворение Человека, изобразив Осириса, или Бога-творца, рупор, или Слово, которое правит материей, и Огненные Языки, вырывающиеся из грозовой тучи,  Духа<Изображаемого точно так же нашими священными историками.> Божьего, который оживляет материю, и, наконец, людей, которые выходят из земли, чтобы восхищаться Всемогуществом и преклоняться перед ним. В позах и выражениях лиц этих людей нет ничего от преступников, которые знают, что вот-вот предстанут перед своим Судьей.
Безансонское Таро. Суд (у графа де Мелле Сотворение Человека)
Девятнадцатая [карта] — Сотворение Солнца, озаряющего союз мужчины и женщины, каковой представляют мужчина и женщина, взявшиеся за руки: со временем этот знак стал знаком Близнецов, Андрогина: Duo in carne una.
Duo in carne una — «двое в одной плоти» (лат.).
Безансонское Таро. Солнце (у графа де Мелле — Сотворение Солнца)
Восемнадцатая картина — Сотворение Луны и земных животных, которые здесь представлены волком и собакой, символизирующими [соответственно] животных диких и домашних. Этот символ отлично подобран еще и потому, что волк и собака — единственные животные, которые воют на это светило, словно оплакивая смерть дня. Можно было бы подумать, что эта картина предвещает большие несчастья, если бы здесь не была изображена линия Тропика, обозначающая уход и возвращение Солнца и оставляющая утешительную надежду на ясный день и лучшую судьбу. Однако две Крепости, которые охраняют орошенную кровью дорогу, и болото, которым заканчивается эта картина, символизируют бесчисленные трудности, которые предстоит преодолеть, чтобы разрушить столь зловещее предсказание.
Безансонское Таро. Луна (у графа де Мелле — Сотворение Луны)
Семнадцатая [карта] — Сотворение Звезд и рыб, представленных звездами и Водолеем.
Безансонское Таро. Звезда (у графа де Мелле — Сотворение Звезд)
Шестнадцатая [карта] — обрушивающийся Дом Божий, или земной Рай, из которого мужчина и женщина были изгнаны хвостом кометы, или Пламенным Мечом, а также градом.
Пламенный Меч —  см. в «Книге Бытия» (3:24): «И изгнал [Господь Бог] Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Безансонское Таро.  Дом Божий
Пятнадцатая [карта], последняя в первой серии, — Дьявол, или Тифон,  который довел человека до грехопадения и положил конец золотому веку. Хвост, рога и длинные уши выдают в нем низшее существо, а поднятая и согнутая в локте левая рука образует букву N, символ тварных существ, указывающий нам на то, что этот монстр был кем-то создан; однако факел Прометея, который он держит в правой руке, завершает букву M, символизирующую порождение. Если внимательно изучить историю Тифона, последнее объяснение кажется вполне естественным, ибо, лишив Осириса его мужской силы, Тифон, похоже, захотел присвоить себе производительную Силу и так стал отцом всех несчастий и бед, которые распространились по земле.
Двое Существ, прикованных у его ног, символизируют униженную и покорную человеческую природу, а также новое и извращенное творение. Их крючковатые когти свидетельствуют о жестокости. Им не хватает только крыльев (символа Гения, или ангельской природы), чтобы во всем походить на Дьявола. Одно из этих существ касается когтем бедра Тифона — символ, который в мифологии всегда означал плотское порождение<Рождение Бахуса и Минервы — мифологическая картина двух рождений.>; то, что он прикасается левой рукой, показывает незаконность этого действия.
Минерва (Афина), согласно мифу, родилась из головы Юпитера (Зевса), что, по мысли автора, очевидно символизирует духовное творение. Бахус (Дионис) донашивался, зашитый в бедре Юпитера (Зевса), откуда впоследствии и родился, что символизирует «извращенное» плотское творение.

То, что «одно из существ касается когтем бедра Тифона», — один из маркеров, указывающих на то, что автор описывает именно Безансонское Таро, а не Марсельское, поскольку в Марсельском оба «существа» держат руки за спиной и не могут касаться своего хозяина:

Дьявол. Слева: Безансонское Таро.  Справа: Марсельское Таро
Наконец, Тифона часто отождествляют с зимой, и эта картина, завершающая золотой век, предвещает природные бедствия и перемены погоды, от которых обречен страдать человек, изгнанный из Рая.

Вторая серия: серебряный век

Четырнадцатая [карта]: Ангел Умеренности пришел наставлять человека, чтобы помочь ему избежать смерти, на которую тот был только что обречен. Ангел вливает<Возможно, его поза связана с культивированием Лозы.> воду в вино, чтобы уменьшить крепость этого напитка, — так он показывает человеку, что тому нужно умерить свои страсти.
Безансонское Таро.  Умеренность (графа де Мелле — Ангел Умеренности)
Тринадцатая [карта]: это число, всегда приносящее несчастье, посвящено Смерти, которая изображена в виде скелета, косящего головы коронованных особ и простых людей.
Безансонское Таро. Козырь неназываемый (у графа де Мелле — Смерть)
Двенадцатая [карта]: несчастья, преследующие человеческую жизнь, представлены мужчиной, подвешенным за ногу. Чтобы избежать этих бед, нужно двигаться вперед с благоразумием: suspenso pede.
Suspenso pede (лат.) — «на цыпочках», «крадучись», буквально «с подвешенной ступней». См. мое примечание к карте «Благоразумие» в эссе Кура де Жебелена. Употребляя это выражение, а перед ним и после него (см. ниже) — слово «благоразумие», автор соглашается с жебеленовской трактовкой этой карты, но, в отличие от Кура де Жебелена, не считает ее рисунок ошибкой картопечатника: он ясно говорит, что мужчина подвешен за ногу.
Безансонское Таро. Повешенный (у графа де Мелле — без явного названия)
Одиннадцатая [карта]: Сила приходит на помощь Благоразумию и одерживает верх над львом, который всегда был символом невозделанной и дикой земли.
Безансонское Таро. Сила 
Десятая [карта]: Колесо Фортуны, над которым изображена обезьяна в короне, говорит нам о том, что после падения человека добродетель уже не всегда обеспечивает место на самом верху; кролик поднимается вверх, а человек летит вниз, и оба страдают от несправедливостей непостоянной Богини. В то же время это колесо символизирует колесо Пифагора, или гадание по числам. Этот вид прорицания называется Арифмомантией.
Безансонское Таро. Колесо Фортуны
Девятая [карта]: Отшельник, или Мудрец, с фонарем в руке блуждает по земле в поисках Справедливости.
Безансонское Таро. Отшельник (у графа де Мелле — Отшельник, или Мудрец)
Восьмая [карта]: Справедливость.
Безансонское Таро. Справедливость 

 Третья серия: железный век

Седьмая [карта]: Боевая Колесница, которой правит закованный в латы король, вооруженный метательным копьем. Эта картина символизирует конфликты, смертоубийства и сражения бронзового века, а также предвещает преступления века железного.
В классической схеме, которая берет начало еще от «Трудов и дней» Гесиода (VIII – VII вв до н. э.), веков четыре: перед железным есть еще бронзовый. Но бронзовый век, как мы видим, весь поместился в эту карту, которая, строго говоря, лишь предвещает железный век.
Безансонское Таро. Колесница (у графа де Мелле — Боевая Колесница)
Шестая [карта] изображает Человека, Колеблющегося между пороком и добродетелью и более не управляемого рассудком. Амур, или желание<Похоть.>, с завязанными глазами готов пустить стрелу наугад; куда она полетит, влево или вправо, будет зависеть только от воли случая.
Это еще одна карта, подтверждающая, что автор описывает именно Безансонское Таро: в Марсельском Таро глаза Амура не завязаны.
Возлюбленный (у графа де Мелле —  Колеблющийся или Амур). Слева: Безансонское Таро.  Справа: Марсельское Таро
Пятая [карта]: Юпитер, или Предвечный, стоит на своем Орле с молнией в руке, грозит Земле и поражает королей своим гневом.
Юпитер вместо Папы и Юнона вместо Папессы (см. ниже) — главный отличительный признак Безансонского Таро, а также более позднего Эпинальского. Оба эти дизайна были распространены в восточных областях Франции. Юпитер и Юнона замещают Папу и Папессу также в швейцарском дизайне, который дошел до нашего времени в виде колоды «1JJ», но там они изображаются по-другому. Швейцария и Германия — страны преимущественно протестантские, и на их игральных картах (а Таро, напоминаю, создавалось и распространялось в Европе именно как игральная колода) не могло быть католических иерархов. Это табу распространялось и на восточную Францию, где было сильно протестантское влияние.
Безансонское Таро.  Юпитер (у графа де Мелле — Юпитер, или Господь)
Четвертая [карта]: Король, вооруженный дубиной<Осириса часто изображают с кнутом в руке, земным шаром и буквой Т; все это, вместе взятое, в голове немецкого картопечатника могло превратиться в императорскую державу.>, которую невежество сделало императорской державой. Его шлем сзади украшен зубьями пилы в знак того, что ничто не может удовлетворить его ненасытность<Или жажду мести, если это разгневанный Осирис.>.
Указание на «немецкого картопечатника» подтверждает наши рассуждения по поводу Юпитера и Юноны. О том же, где автор видел изображения Осириса «с кнутом, земным шаром и буквой Т», можно только гадать. Если кому-то встречалось нечто подобное, напишите мне.
Безансонское Таро. Император (у графа де Мелле — Король)


Третья [карта]: Королева, с дубиной в руке. На ее короне те же украшения, что и на шлеме Короля.
Безансонское Таро. Императрица (у графа де Мелле — Королева)
Вторая [карта]: Гордыня Сильных, символизируемая павлинами. Над ними изображена Юнона, которая указывает правой рукой на небо, а левой на землю, что означает земную религию, или идолопоклонничество.
Безансонское Таро. Юнона (у графа де Мелле — Юнона, или Гордыня)
Первая [карта]: Фокусник, держащий жезл Магов, творит чудеса и обманывает доверчивую толпу.
Безансонское Таро. Фокусник
Затем следует особая карта, представляющая Безумие, которое несет за спиной свою суму, то есть свои изъяны, в то время как тигр, символизирующий здесь совесть, кусает его за ноги и замедляет его движение к преступлению<У этой карты нет ранга. Она завершает священный алфавит и соответствует букве Тау, то есть завершенности, совершенству. Должно быть, она призвана символизировать, в своем самом первом и самом естественном значении, результат человеческих действий и усилий.>.
Безансонское Таро. Безумие
Эти двадцать две начальные карты являют собой не только иероглифы, которые, будучи расположенными в их естественном порядке, передают историю древних времен, но и буквы<Еврейский алфавит состоит из 22 букв.>, которые, будучи составленными в различные комбинации, могут образовывать различные фразы. Таким образом, их название (A-tout) есть не что иное, как буквальный перевод их общего назначения и свойства.

В этих двух авторских примечаниях козыри Таро уже второй раз в истории (после Кура де Жебелена, эссе которого в книге идет первым) связываются с 22 буквами еврейского алфавита. Эттейлла эту идею  проигнорирует, но впоследствии она будет популяризирована в книгах Элифаса Леви, и с тех пор еврейские буквы станут важной частью большинства колод оккультного Таро.

Если разбить французское слово atout («козырь») на a и tout, как предлагает автор,  мы получим выражение, которое можно перевести как «все, что угодно». 

Немає коментарів:

Дописати коментар