В издательстве "София" вышла новая книга:
Содержание:
Образцы иллюстраций:
Из авторского предисловия:
Что такое тонкое тело? Что-то материальное,
вроде соединительной ткани, секреции гормонов или пульсации нервных клеток? Или
же оно лишено формы, как пространство, чистая энергия или сознание? Связано ли оно
с эмоциями, такими как страх или страсть? В традиции йоги под тонким телом
понимается нечто очень деликатное и ничтожно малое, вроде элементарной частицы.
С другой стороны, словосочетание «тонкое тело» указывает на дух, наполняющий
тело физическое, и является одним из имен Шивы.
В настоящей книге я предпринял исследование тонкого
тела, объединив традиционные представления йоги о животворном духе и научные
знания по анатомии. Я буду рассматривать тело через различные линзы, включая классическую
индийскую мифологию, эзотерическое учение о строении чакр и нади и
современную холистическую медицину.
Существует множество книг по философии йоги и по
анатомии, при этом очень редко две эти темы сплетаются воедино. Такое
совмещение мистической анатомии, описанной во многих древних йогических
текстах, с научными данными о железах, соединительных тканях и органах интересовало
меня в течение долгого времени. В работе над этой книгой я задался целью дать
читателям представление о метафизических воззрениях в их связи с телом и
предложить ряд упражнений, медитативных техник и размышлений, чтобы они смогли
постичь тонкое тело на собственном опыте.
Создавая в уме образ тонкого тела, мистики и йоги
Индии и Тибета разработали сложные системы ориентирования во внутреннем
пространстве человеческого организма, сродни электронной схеме компьютера. Эти
системы отображают движение дыхания, так называемой праны, способной нагнетаться
в мириады каналов, протекать и сочиться по ним. Природе этих протоков трудно
дать точное описание с точки зрения какой-либо биологической системы; в ее
основе лежит некая физико-духовная сила, не поддающаяся научному объяснению.
Язык и образность, которые используются для описания
тонкого тела в таких собраниях текстов, как Упанишады (V в. до н. э.) и «Хатха-йога-прадипика»
(XV в. н. э.), отличаются метафоричностью и сложностью толкования. Отчасти это
обусловлено тем, что визуальный образ внутреннего пространства тела в эпоху
задолго до появления микроскопа и магнитно-резонансной томографии (МРТ)
складывался в процессе глубокой медитации. Аналогичным образом, описания
тонкого тела завуалированы метафорами и неясны, так что становятся недоступны
для понимания непосвященного, но постигаются теми, кто обучается под
руководством умелого мастера.
Парадокс в том, что сегодня дела обстоят прямо
противоположным образом: в наши дни учение йоги распространяется повсеместно
посредством Всемирной компьютерной сети и доступно в любое время всем желающим.
В этой книге я постарался передать дух такого
метафорического изображения тела и связать его с современной практикой йоги.
Отчасти это вызвано тем, что меня как инструктора йоги привлекает эта
поэтическая образность и я регулярно обращаюсь к ней на своих занятиях. Я
убежден, что полностью передать йогический опыт словами невозможно. На мой взгляд,
когда мы говорим о теле языком аналогии и образа (например, сравнивая ствол
головного мозга с капюшоном кобры), непосредственное переживание тонкого тела
становится более ощутимым. Метафорическое мышление наделяет нас большей
гибкостью, открытостью и способностью к воображению — всеми качествами ума в
состоянии медитации.
В процессе работы над этой книгой я пришел к
пониманию, что древние пророки Индии видели в теле не просто утилитарный
механизм, цель которого есть, спать и размножаться. Для них тело было областью,
где разворачивается действие космологических и стихийных энергий. Здесь играет солнечный
свет, веет ветер, протекают реки и распускаются цветы. Здесь обитают лотосы,
черепахи, змеи и драконы. В этом плане тело воспринимается не буквально, но
всегда через аллегорию. Таким образом, в йогической мысли и практике тонкое
тело всегда считалось не просто местом протекания сложных и необходимых
биологических процессов, но обителью сонма архетипических сил.
На протяжении всей истории развития йоги
телесно-духовная жизнь воспроизводилась через изощренную образность. В мифах,
скульптурах и преданиях благотворные и вредоносные силы предстают в обличье
многоголовых божеств, грозных демонов, замысловатых узоров-мандал и
духов животных. Например, царь йогов Шива изображается верхом на быке, сидящим
на самом высоком пике Гималайских гор (в позе полного лотоса), в виде каменного
фаллоса (лингам) или двуполого существа. В искусстве йоги способы
выразить сложность человеческой души многообразны по форме и вместе с тем едины
по духу.
То же самое можно сказать и о теле, в котором
множество сложных систем образует единый организм. Субстратом этого организма,
его связующим элементом является прана, животворная сила йоги. Для меня,
как для человека, страстно практикующего и изучающего внутренние искусства, понимание
структур, через которые протекает живительная сила, всегда имело неоценимое
значение. Свое исследование я начал с рассмотрения опорно-двигательного
аппарата в его связи с позами йоги, а в дальнейшем оно включило в себя изучение
воздействия практики на пищеварение, кровообращение, циркуляцию лимфы и
секрецию гормонов. В данной книге, посвященной тонкому телу, я подробно
объясняю, как анатомическое строение тела обеспечивает и поддерживает
упорядоченную работу кровеносной, нервной и лимфатической систем. Кроме того, я
обнаружил, что, рассуждая о тонком теле, необходимо принимать во внимание то
мощное воздействие, которое оказывают эмоции и душевные состояния на тело физическое.
Так, мои изыскания затрагивают вопрос о том, как психологические и
эмоциональные состояния встраиваются в ткань тела: скрываются под кожей,
задерживаются в тазе, увязают в диафрагме и застревают в челюсти.
Поскольку стресс и травмы способны сильно нарушить
хрупкое телесное равновесие, я отвел определенное место теме влияния
эмоциональных и психологических стрессов на тело. Кроме того, я предлагаю
некоторые позы и медитации, помогающие противостоять этим воздействиям. В
нынешнем обществе, где властвует тревожность, трудно стать тем, кого мои
учителя медитации называли «здоровым и счастливым человеческим существом».
Я внимательно рассматриваю вопрос влияния стресса на
пищеварение, частоту сердечных сокращений, фазы сна, тонус опорно-двигательного
аппарата и тем самым предлагаю современный взгляд на древнюю традицию. Различные
системы организма (опорно-двигательную, пищеварительную, нервную) важно изучать
и осмыслять в отдельности, однако в живом теле все структуры взаимосвязаны. Все
соединительные ткани, все органы, все кровеносные сосуды и даже все клетки
объединены в общую систему циркуляции жидкости. Это представление о всеобщей
взаимосвязанности играет важную роль в индуистской и буддийской мифологии.
Например, сеть Индры в одной известной притче символизирует взаимозависимость всех
явлений, от самых отдаленных уголков галактик и межгалактической пыли до
клеточного строения желудка и селезенки. По сюжету мифа, первобытный бог Индра
растянул сеть бесконечной протяженности во всех направлениях. В каждом узле
этой сети помещен идеально чистый драгоценный камень, в гранях которого
отражаются все остальные камни в сети, и таким образом процесс взаимоотражения
продолжается бесконечно. Главная идея этой книги — в том, что тело представляет
собой подобную сеть, паутину или континуум взаимосвязанных структур. Понимание
слаженной и синхронной работы систем организма ведет к непосредственному переживанию
тотального единения на коврике для медитации.
Структура книги соответствует ходу занятий, которые я
провожу уже более пятнадцати лет. Я следую по телу снизу вверх, от стоп по
ногам, позвоночнику и корпусу к темени. Начиная с земли, от корней, я
продвигаюсь от нижних чакр к верхним, от грубого к тонкому, от темного к
светлому. Этот путь представляет собой устоявшуюся траекторию классического
учения йоги, предполагающую движение от сонного и инертного состояния к просветленному
осознанию. Кроме того, я объясняю, каким образом последовательность
горизонтальных структур организма, которые здесь именуются «диафрагмами»
(стопы, тазовое дно, голосовые связки и намёт мозжечка), служит для ориентации
при выполнении позы и играет роль естественной опоры тела.
В современной йоге наиболее известным проявлением
тонкого тела являются чакры. Слово чакра, как и многие слова санскрита,
имеет много значений. Оно обозначает извилистую реку, смену времен года, змею, кружение
птиц, гончарный круг, молитвенный барабан, различные астрономические циклы,
зодиак… Применительно к человеческому организму, чакрами называются области
воображаемого тела: их ассоциируют с определенными геометрическим фигурами,
животными, акустическим резонансом и сравнивают с распустившимися цветами. В
последующих главах мы рассмотрим метафорический смысл каждой чакры, а также их
связь с биологическими структурами организма. Придерживаясь взгляда на тело как
относительное поле взаимозависимых структур и считая, что положение двуногого
существа выстраивается снизу вверх, я полагаю, что началом системы чакр являются
стопы. Поскольку стопы имеют большое значение для поддержания прямого и устойчивого
положения тела, я посвятил этой части тела целую главу. С точки зрения
сакральной архитектуры тела стопы являются фундаментом храма. Стопы и ноги
обладают важными скелетными, фасциальными и нервными связями с позвоночником.
Последующие главы идут по традиционной траектории позвоночных чакр, хотя целую
главу я отвожу диафрагме в силу ее исключительного положения в организме. Две
чакры, которые расположены в черепе, — третий глаз (санскр. аджня-чакра)
и темя (сахасрарачакра) — я освещаю в одной главе, которая
называется «Алмаз в короне».
Наряду с изучением источников я рассматриваю процесс
продвижения праны вглубь тела за счет последовательности жидкостно-электрических
пульсаций. В этом процессе участвует первичная биологическая сила кундалини,
которая, как принято считать, обитает на срединной линии тела и соответствует
спинному мозгу, лимбической системе и вегетативной нервной системе. Центральная
ось, по которой тело наполняется своеобразной магнетической силой (шакти),
и ее способность даровать жизнь, неизменно прославляется в учении йоги. Я
объясняю, каким образом раскрытие центральных каналов тела зависит от
периферической системы рук и ног, кистей и стоп.
Мой подход к тонкому телу имеет междисциплинарный
характер, и, помимо йоги, я ссылаюсь на ряд других целительных практик. Таким
образом, данная работа соткана из размышлений на основе тридцатилетнего опыта изучения
и практики. Мои взгляды на тело складывались из открытий, совершенных мною в
мире мануальной терапии — в частности, массажа, рольфинга и краниосакральной
терапии, остеопатии, систем Фельденкрайза и Томаса Ханны.
По своей сути эта книга определенно не является
практическим руководством по йоге. Для изучения йоги, как и для изучения
иностранного языка, требуется живой контакт — внимательные глаза и
поддерживающая рука учителя. Цель данной работы, прежде всего, побудить
практикующих, как опытных, так и начинающих, посмотреть на физическое и
энергетическое тело новым, свежим взглядом. Как писал Марсель Пруст, «настоящее
путешествие в открытие состоит не в том, чтобы стремиться находить всё новые
пейзажи, а в том, чтобы уметь по-новому увидеть то, что окружает нас». Я
стремился помочь вам сделать свое путешествие более глубоким и насыщенным,
указать новые тропы осознанности и вдохновить на познание.
Главная опасность, подстерегающая на пути йоги или
любого другого духовного искусства, — это превращение практики в рутину. Я
заметил, что «умственно-телесные» дисциплины, такие как йога или цигун,
прекрасны именно тем, что представляют собой бесконечную череду удивительных открытий.
Практикующие, одержимые конечной целью, стремящиеся развить в себе максимально
возможную силу и гибкость, часто этого не замечают.
Я думаю, что йога — это не столько путь к мастерству,
сколько способ пригласить в свою жизнь тайну, настроиться на восприятие
могущественной, тонкой и совершенно неописуемой энергии, обитающей внутри
каждого человека. Избранная вами практика подобна обряду перехода, следуя которому
вы обретаете способность чувствовать, понимать и запоминать то, что не
поддается обозначению и объяснению. Я могу смело утверждать, что чем дальше я
продвигался в освоении духовной дисциплины ума и тела, тем яснее мне
становилось, что я ничего не знаю. О таком пути открытий и необходимости
пригласить тайну в свою жизнь прекрасно сказал Кен Кизи:
Разгадка никогда ничего не объясняет. По-настоящему интересна
сама тайна. Если искать не разгадку, но тайну, поиск будет длиться вечно. Я не
знаю никого, кто бы действительно отыскал разгадку: людям только кажется, что
они нашли ее, и они оставили искания. Но наша задача — искать тайну, призывать
тайну, возделывать сад странных растений и загадочных цветов. Потребность в
тайне сильнее, чем потребность в разгадке.
Изучение тонкого тела
чем-то похоже на разведение сада, где произрастают «странные растения и
загадочные цветы». Я верю, что эта книга поможет практикующим посеять семена,
чтобы погрузиться в еще более глубокое и подробное исследование своего
сокровенного естества. Сам я пришел к выводу, что человек по-настоящему
переживает радость открытия, когда устанавливает многочисленные и утонченные
умственно-телесные взаимосвязи, приносящие подлинное чувство целостности и
полноты.